65 лет подъема флага на легком артиллерийском крейсере Северного флота «Александр Невский»

image001Крейсер «Александр Невский»:

  —  заложен,  на   заводе   «Андре Марти» —  30 мая 1950 года;

 —  заводской  № 625;

 —  спущен  на воду для достройки                 —  7 июня 1951 года;

 —  принят в боевой состав ВМФ                       —  31 декабря 1952 г.;

 —  военно-морской флаг поднят                      —  15 марта 1953 года;

    —  исключен  из боевого состава  ВМФ    —  30 мая  1989 года;

    —  военно-морской флаг спущен                       — 31 декабря 1990 г.

 15 марта 2018 года исполняется 65 лет со дня первого  подъема флага на  легком артиллерийском  крейсере типа «Свердлов» проекта 68-бис  «Александр Невский» Северного флота.  Название,  корабль получил в честь, возведенного русской православной церковью в лик Святого князя Александра Ярославовича  Невского.

Родился  князь Александр в  Переславле — Залесском  в мае 1221 года, Воспитывался  как будущий воин. Когда ему исполнилось  четыре года   отец Ярослав Всеволодович, как сказано в сохранившейся до наших дней летописи: «учинил сыновьям Федору и Александру княжеский постриг». 

В 1234 году, в тринадцати летнем возрасте, состоялся первый боевой поход  князя Александра под отцовским стягом на Дерпт, где им была одержана первая  победа.  В 1236 году, в пятнадцати летнем возрасте, Александр начал самостоятельно  княжить в Переславле – Залесском.

Летом  15 июля 1240 года, Александр получив известия о приближении отряда шведов, с  небольшой дружиной новгородцев и ладожан  выступил  навстречу, ночью внезапно напал. Шведский  отряд, возглавляемый Биргером, остановившийся для отдыха при устье реки Ижоры, на Неве был разбит, часть людей погибло, часть было взято в плен.

В 1242 году  5(18) апреля, под руководством князя Александра   произошла  битва с Ливонским Орденом, на Чудском озере. Сражение это в истории известное как Ледовое побоище  показало  его  военный талант и смелость.  За выигранное при Чудском озере сражение князь Александр Ярославович получил звание «НЕВСКИЙ». Его слова, произнесенные после сражения на Чудском озере, показанные  в фильме «Александр Невский»: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»,  стали символом смелости, чести, доблести и благородства нашего русского воинства на века.

После смерти в 1263 году, Александр Ярославович Невский был похоронен на территории  Рождественского монастыря во Владимире. В 1724 году  по личному приказу Императора  России  Петра Великого, мощи Александра Невского были торжественно перезахоронены  в Александра — Невский монастырь Санкт-Петербурга.

За защиту русской земли, свои подвиги и заслуги перед Отечеством князь Александр Ярославович Невский решеньем Синода  русской православной церкви был возведен в лик Святого. В  историю нашего Отечества он вошел как избавитель Руси, как созидатель ее национальной жизни, как тот, кто приблизил ее свободу и становление как могучего великого Русского государства.

image003

Князь Александр Невский (1221-1263 гг)

Артиллерийские  крейсера проекта 68-бис стали особенными  надводными боевыми кораблями Советского  Военно-морского флота. Это начинаешь  понимать и ощущать, еще при подходе к кораблю.  Внешне это подчеркивает не высокий, несколько удлиненный корпус с размещенным на нем оружием и техническими средствами. В носовой и кормовой части   трех орудийными 152-мм  башнями главного калибра, в средней части  двух орудийными    100-мм  башнями универсального калибра и спаренными  37-мм автоматами  зенитного калибра, размещенными на площадках и палубах.

Пройдя с юта до бака по белым деревянным палубам крейсера,  войдя внутрь, услышав монотонный гул, работающих механизмов,  начинаешь ощущать каким-то внутренним чутьем его мощь, величие и надежность. Не произвольно, успокаиваешься и переходишь на неторопливый корабельный уклад  жизни. Одним из таких кораблей  стал пятый по срокам постройки и  первым, совершивший межфлотский переход с  Балтики  на Северный  флот легкий артиллерийский крейсер «Александр Невский».

История проектирования и строительства крейсеров, связана с именем И.В.Сталина, они были его слабостью, он считал их основой корабельного состава военного флота. С окончанием  Великой Отечественной войны, по его указанию  Министерства и ведомства, занятые в программе строительства  флота,   вернулись  к обсуждению довоенной  программы,   создания  Океанского флота Советского Союза. Обновленная, с учетом прошедшей войны на море,  кораблестроительная программа предусматривала строительство линкоров  «Советский Союз», тяжелых крейсеров  «Кронштадт» и новых легких артиллерийских крейсеров, проекта 68-бис. Построить  линкоры и тяжелые артиллерийские крейсера,  кораблестроительные заводы по разным причинам не смогли.

А легким артиллерийским крейсерам проекта 68-бис, построенным рекордными темпами историей было суждено стать на долгие годы основными кораблями боевого ядра ВМФ СССР. При обсуждении программы строительства,  было принято решение о строительстве  21-го крейсера, работы,  по реализации программы,  начались в 1947 году, главным конструктором проекта был назначен  А.С. Савичев.  Строительство было развернуто на четырех кораблестроительных заводах:  в Ленинграде (№189 и №194), Николаеве (№444), Молотовске (позднее Северодвинске) (№402). Такого высокого темпа ввода в строй  артиллерийских крейсеров не знала ни одна страна мира. Построенные четырнадцать кораблей проекта 68-бис: «Свердлов», «Дзержинский», «Орджоникидзе», «Жданов», «Александр Невский», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Александр Суворов», «Молотовск» («Октябрьская революция»), «Адмирал Сенявин», «Михаил Кутузов», «Дмитрий Пожарский», «Мурманск», стали  лучшими легкими артиллерийскими  крейсерами,  своего времени.

Крейсерам проекта 68-бис с их классической организацией, наличием в составе экипажа офицеров различных специальностей,  было суждено стать  «университетом» корабельной службы,  кузницей кадров. Через службу на крейсерах прошли многие будущие адмиралы, командиры соединений и оперативных объединений, а адмирал флота Громов Феликс Николаевич стал Главнокомандующим  ВМФ.

Пробыв в среднем по 30 лет в боевом составе флотов Советского Союза, и оставив за кормой более  200 тысяч  миль, экипажи крейсеров посетили с официальными визитами  70 портов  34 стран  Мира. Крейсерам этого проекта было суждено первыми приступить к новому виду боевой деятельности, выполнению задачи несения  боевой службы. Своим присутствием они  сдерживали агрессивные устремления вероятного противника в Средиземном море, в Атлантике и на Тихоокеанском театре. Экипажи при посещении дружественных стран оказывали помощь, в дипломатической деятельности, демонстрируя безупречную морскую выучку и культуру. Флаг нашего государства, увидели люди многих стран Мира   при посещении иностранных портов экипажами артиллерийских крейсеров.

Отбирался,  формировался и готовился  экипаж под руководством первого командира  капитан 1 ранга Васильев Александр Михайлович, это была трудная, ответственная задача. Александр Михайлович  был из командиров крейсеров данного проекта, первого поколения, прошедших и познавших Великую Отечественную войну. Он знал, кого надо отбирать, чему надо учить экипаж,  на что надо в первую очередь обратить внимание при достройке и государственных испытаниях крейсера.

image005

Первый командир крейсера «Александр Невский» капитан 1 ранга А.М.Васильев

Решение о  дате  подъема флага на крейсере 15 марта 1953 года, принимал командующий Северным флотом адмирал  А.Т. Чабаненко. С прибытием  крейсера на Северный флот, подготовка к торжественному  подъему  флага  стала   одним из первых и главных мероприятий для экипажа.

Воинские ритуалы, одним из которых является подъем флага на военном  корабле,   начали складываться и приобретать свои основные признаки  на флоте России  к XVI веку.  Этот торжественный  ритуал с момента  его зарождения отличался  особой  красотой,  изящностью  выполнения, что вызывало   эмоциональность, приподнятость настроения экипажа и присутствующих гостей.

image007

Военный русский корабль «Орел»

Первый  флаг в России,  был поднят  на военном русском корабле «Орел», это был флаг Московии, введенный как государственный,  отцом Петра I царем Алексеем  Михайловичем. Его  три цветные  полосы белая, синяя, красная   символизировали благородство, верность, честность, целомудренность, мужество и смелость.

 image009

 

Первым государственным деятелем России, который лично, серьезно и долгое время занимался разработкой,  внедрением корабельных  флагов  был Петр I.

В начале 1703 года, в тяжелой борьбе, за свободный выход в Балтийское море, молодого зарождающегося военного флота России родились и знаменитые Петровские требования к экипажам кораблей: «Врагов не считают – их бьют», «Флага перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах», «Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить». 

Эти  требования   создателя военного флота Российской Империи  Петра Великого, на протяжении столетий выполняли   экипажи русских кораблей.  Флаг, поднятый на корабле,  был святыней для экипажа,  под ним ходили корабли в кругосветное плавание, вели ожесточенные бои эскадры прославленных русских адмиралов. Под гордо реющим  флагом русские моряки выиграли сражения при Чесме, Синопе, Наварино, под корабельным флагом страны Советов и России военными моряками было  вписано  много славных  страниц в историю нашего Великого государства и Отечества. 

Военно-морской флаг, поднятый на легком артиллерийском крейсере «Александр Невский, носящем имя прославленного защитника земли русской святого князя Александра Невского стал  Боевым  Знаменем экипажа,   символизировал,  его готовность,  защищать   интересы Родины.

Произошел этот торжественный и волнующий всех момент,  в воскресенье  при стоянке  крейсера «Александр Невский»  в Кольском заливе, на бочке   рейда Североморска  15 марта  1953 года. Торжества на корабле с берега наблюдали жители города Североморска, совсем недавно удостоенного этого названия, строящегося ускоренными темпами. О своем Заполярном городе моряков, его особенностях, столице Северного флота,  с гордостью писал в своем стихотворении  один из его жителей.

image013

 

 

Город  Североморск 60-х  годов

 

Нависли сопки над домами круто.

Крещен штормами город и залив.

Здесь нет метро. Трамвайных нет маршрутов.

Антенные поля и корабли.

………………………………………………………….

Медленно, под звуки «Встречного марша»  флаги   подняты до места, корабельным  оркестром,  исполняется Государственный гимн Союза Советских Социалистических  Республик. Экипаж замер в строю, лица взволнованы и торжественны,  все  готовы исполнить свой воинский долг по защите и обороне рубежей Советского Союза. Северная погода  соответствовала  времени года,  и способствовала проведению торжественного мероприятия.  Температура  — 12.0 градусов, ветер 3-5 метров в секунду, видимость полная, парения не наблюдалось, внезапных изменений погоды не ожидалось.

Сегодня  с этого торжественного момента первого подъема флага на корабле, прошло  шестьдесят  пять   лет.  Нет боевого крейсера,  не все  живы,  из стоящих в этот день на торжественном построении  экипажа.  Но в памяти, оставшихся  все сохранилось,  осталось в воспоминаниях  участников этого торжественного момента,  не прошла  гордость за службу на одном из лучших кораблей ВМФ Советского Союза легком артиллерийском крейсере «Александр Невский».   Нет сомнения в том, что люди стоящие в этот день  в торжественном строю на  празднике корабля, надолго запомнили эту дату и время.

Сегодня для всех это история,  для стоящих в этот день на палубе корабля,  это частица лучших лет, прожитой жизни, которая останется  в памяти навсегда. С момента подъема флага прошло более 36 лет, крейсер с его экипажем, в разной степени готовности, гордо нес  флаг Родины. За прошедшие годы произошло много исторических событий, и изменений в жизни страны корабля и его экипажа.

В 1954  году  экипаж крейсера «Александр Невский»  впервые принимал участие в  учениях Северного флота. Во время выхода в море, при выполнении  боевых задач,  на борту крейсера присутствовали Министр Обороны  СССР  Н.А.Булганин и  ГК ВМС  Н.Г.Кузнецов.

image016

Н.А. Булганин, Н.Г.Кузнецов с экипажем крейсера «Александр Невский»

В 1962 году  экипаж крейсера «Александр Невский» принимал  на своем борту гостей во главе с первым секретарем ЦК КПСС, председателем Совета  министров СССР Н.С.Хрущевым.

image017

В 1971 году  экипаж крейсера «Александр Невский», стоя на бочке в Кольском заливе, встретил   750-ю годовщину со дня рождения, возведенного решением синода Русской православной церкви в лик Святого, князя Александра  Ярославовича Невского, его портрет хранился на корабле.

image019

 

 

 

 

 

Портрет  князя Александра Невского

В 1973 году – в последнее воскресенье июля экипаж крейсера «Александр Невский» встретил 34-ю годовщину Дня Военно-морского флота стоя флагманом в парадном строю кораблей в Кольском заливе,  на борт прибыл командующий  СФ  адмирал   Г.М. Егоров, с гостями.

image021

Встреча командующего морским  парадом   адмирала  Г.М.Егорова

В 1983 году  корабельная ударная группа, старший на борту крейсера «Александр Невский» выполнили учебную минную постановку, с оценкой   «отлично»,  в конце года боевой подготовки, крейсер был объявлен лучшим кораблем по артиллерийской подготовке на Северном флоте,  и награжден переходящим Призом  Командующего Северным флотом.

image029

Переходящий Приз  командующего СФ по артиллерийской подготовке

В 1984  году – в последнее воскресенье июля экипаж крейсера «Александр Невский» встретил 45-ю годовщину  Дня Военно-морского флота стоя на внешнем рейде Североморска как флагман в парадном строю кораблей, открывал парад и  с речью к военным морякам с борта корабля  обратился командующий  Северного флота  адмирал А.П.Михайловский.

image025

Командующий Северным  флотом и  гости   на юте крейсера «Александр Невский» 

По предложению, назначенного в апреле 1939 года Наркома ВМФ  Н.Г.Кузнецова, было принято 22 июня 1939 года Постановление СНК СССР ЦК ВКП (б) об установлении празднования ежегодно в последнее воскресенье  июля  Дня Военно-Морского флота. Впервые День Военно-морского флота в Советском Союзе, под руководством  флагмана флота 2 ранга Николая Герасимовича Кузнецова  был проведен  24 июля 1939 года.

image027

Герой Советского Союза, Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов

В 1984 и 1987 годах экипаж крейсера «Александр Невский», как лучший корабль по артиллерийской подготовке Северного флота,  выполнил  артиллерийскую стрельбу на Приз ГК ВМФ, по результатам стрельбы был признан лучшим кораблем по артиллерийской подготовке ВМФ и награжден  переходящим  Призом  ГК ВМФ по тактической и артиллерийской подготовке.

В 1989 году в мае легкий артиллерийский крейсер «Александр Невский» был исключен из боевого состава кораблей Военно-морского флота, началось его  расформирование.

В 1990 году — 31 декабря, в присутствии оставшегося экипажа и пришедших ветеранов   на  легком артиллерийском крейсере «Александр Невский»   был спущен Военно-морской флаг.

Этот день   стал траурным днем для корабля и его, оставшегося экипажа. Стояла полярная ночь, этот момент в своей жизни ждали, но никто не знал, как это сделать, чтобы не обидеть, и не сделать больно, оставшимся и пришедшим, на это не радостное  мероприятие. На ют корабля пришли оставшиеся члены  экипажа, ветераны крейсера и сослуживцы. Речей не произносили, все стояли, молча, украдкой вытирая, не произвольно  выступающие слезы. Последний раз под звуки горна, флаг был спущен,  в  Военно-морском флоте России не стало  боевого корабля.  Страна лишилась еще одного своего  надежного союзника легкого артиллерийского крейсера «Александр Невский», из  второй «Надежной руки» государства и флота.

После спуска флага и ухода экипажа, на корабле не стало части его души, которая обеспечивала ему жизнь. По утрам не игралась «Побудка», не производился  «Подъем»,  сотни  пар ног перестали  бегать  по корабельным палубам и траппам, не стало слышно веселых молодых голосов и смеха. Пропали  все запахи  на корабле  и даже  на камбузной площадке. Не делались построения и приборки, перестали подаваться сигналы звонками и горном. Боевой когда-то крейсер стоял без признаков жизни, на нем не работали механизмы,  не было света, даже  живые существа корабля, с которыми с переменным успехом экипажем велась борьба, крысы начали его покидать.

Так  закончился  боевой путь корабля проекта 68-бис, пятого по сроку постройки и порядковому номеру, заложенного на Адмиралтейском судостроительном заводе «Андре Марти» Ленинграда, легкого артиллерийского крейсера «Александр Невский».  В течение 1991 года корпус крейсера  был подготовлен к буксировке и продан Индии.

Наверное,  таким как на картине, идущим по волнам и выполняющим боевые стрельбы,  останется легкий артиллерийский крейсер «Александр Невский» в памяти его экипажей  служивших  на нем в разные годы.

image031

Картина  корабельного художника крейсер «Александр Невский» в море

Не стареющим в памяти, остается и его многонациональный, большой   экипаж, за три с лишним десятилетия, прошедший через службу на своем артиллерийском крейсере. О чем не забывают и делятся своими фотографиями с товарищами.

image033

Слова В.Пикуля:   «Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль», это не просто фраза из стихотворения, это позиция на всю оставшуюся жизнь, членов экипажа легкого артиллерийского крейсера «Александр Невский».  Отмечая 65-ю годовщину подъема флага на крейсере, не произвольно   возникает вопрос: «Почему за три с лишним столетия жизни, много раз, находясь в критическом состоянии,  военный флот России выживал»?  И не только выживал, но и строился, становился лучше по качеству, больше по количеству и мощнее по ударной мощи.

Есть полная уверенность в том, что и в XXI столетии,  в очередной раз наш Военно-морской флот России  выживет и возродиться, станет еще лучше.  Уверен, создавая его, Император  России Петр Великий, заложил в создаваемый  флот  не только корабельные традиции, систему подготовки,  правила корабельной службы. Он вложил  в него свою  душу, веру в его непобедимость  и силу.  Уверен  потому, что флот  боевые корабли, в первую очередь артиллерийские крейсера, продолжают помнить и любить, прошедшие на них службу люди.

Не может жить и мирно существовать Россия и ее народ без верного союзника и  надежной второй руки, ВОЕННОГО ФЛОТА! А военный флот, не может быть без преданных ему и знающих свое дело профессионалов ВОЕННЫХ МОРЯКОВ.