25 лет посадки самолета на аэрофинишер авианосца

УРОКИ ИСТОРИИ

                           (25 лет посадки самолета на аэрофинишер корабля)

      

       Год 2014, объявленный учениками ГОБУ СОШ №1465 города Москвы, носящей имя Н.Г.Кузнецова, «Годом Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова», богат на памятные даты и события.

1 ноября 2014 года исполняется 25 лет, со дня знаменательной даты, в этот исторический день, в разное время на палубу корабля, носящего сегодня название: «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», впервые совершили посадку самолеты советской авиации. Произошло это в полигонах боевой подготовки Черноморского флота, на корабле, стоящемся Черноморским судостроительным заводом в городе Святого Николая — покровителя моряков, Николаеве.

     Этот момент — первой посадки самолета на аэрофинишер, готовили, ждали и приближали сотни тысяч специалистов проектных   институтов, крупных объединений и предприятий Советского Союза, поставляющих на корабль вооружение, технические средства, оборудование, много тысячный коллектив завода строителя корабля.

 

 

 

 

 

Авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Корабль проекта 11435 типа Рига, по классификации НАТО «Кремль», последнее название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

— заложен на верфи  ЧСЗ – 01.09.1982 года

— спущен на воду – 04.12.1985 года

— первая посадка самолета – 01.11.1989 года

— принят в состав ВМФ СССР – 23.12.1990 года

— военно-морской флаг поднят – 20.01.1991 года

Первым на аэрофинишер корабля в 13 часов 46 минут совершил посадку самолет Су-27К, пилотируемый летчиком-испытателем Героем Советского Союза   В.Г. Пугачевым, вторым в 15 часов 11 минут самолет МиГ-29К, с летчиком — испытателем Героем Советского Союза Т.О. Абубакировым. Третьим в 17 часов 17 минут самолет Су-25 УТГ с летчиками,  полковниками И.В. Водинцевым  и  А.В. Крутовым. После этого события корабль получил второе рождение, стал авианосцем, а самолеты стали относиться к палубной, корабельной авиации, летчики  стали называть себя «палубниками».

 

Летчик – испытатель ОКБ  им. Сухого В.Г. Пугачев

 

 

После посадки самолета МиГ-29К, проведя анализ результатов успешной работы аппаратуры и расчетов обслуживания, комиссией принимается решение на взлет с трамплина корабля самолета МиГ-29К. Самолет устанавливается на стартовую позицию №1, расписанные при взлете расчеты занимают свои места, двигатели набирают обороты, самолет готов,  команда: «Взлет», МиГ-29К легко, красиво  в 16 часов 48 минут сходит, с набором высоты, с трамплина корабля и уходит на береговой аэродром.

 

Летчик-испытатель  ОКБ им. Микояна Т. Аубакиров

 

 

 

 

Взлет самолета с трамплина корабля

 

 

 Все произошло так быстро и просто,  создалось впечатление, что этим все находящиеся на корабле занимались давно, и для них это стало обыденным, привычным делом.

А с момента доклада в 1909 году, капитана корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевича, начальнику Генерального штаба русского флота: «О необходимости иметь в составе флота России корабль-разведчик с 25-ю аэропланами на борту», до первой посадки на палубу корабля самолета прошло 80 лет. Корабль с авиацией на борту, по мнению Льва Михайловича, сможет повысить боевую возможность флота, позволит раньше обнаружить противника и применить свое оружие. При ведении боя авиация корабля будет способна провести разведку результатов нанесения удара, это было начало.

К концу 1916 года в русском военном флоте закончилось формирование новых подразделений морской авиации,  авиационные дивизии были сформированы  на двух флотах:  дивизия на Черноморском флоте — 152 самолета и  на Балтийском флоте — 80 самолетов. Во время войны России с Турцией, корабельная авиация успешно применялась в боевых действиях, нанося бомбовые удары по кораблям и береговым объектам противника, вела разведку и обеспечивала связь.

Начавшиеся революция и гражданская война приостановили дальнейшие работы и развитие корабельной авиации. Оставшаяся авиация, базируясь на авиационных баржах, принимала участие в гражданской войне, поддерживая сухопутные войска своими бомбовыми ударами.

Во второй половине 20-х годов, с окончанием  кровопролитной гражданской войны и восстановления разрушенного, работы по совершенствованию авиации, над созданием специальных кораблей, носителей авиации  были продолжены. Начинает возрождаться морская идея, заложенная основателем флота Петром Великим. Постепенно, руководством страны осознается, что без сильного военного  флота Советский Союз не может быть великой державой. Большая заслуга в этом руководителя нашего государства председателя ВКП(б) И.В.Сталина.

 

Председатель ВКП (б) И.В. Сталин

 

 

Так всегда и везде новое и передовое пробивает себе дорогу долго и трудно, так было и в нашей стране.

В ноябре 1926 года Советом Труда и Обороны  СССР утверждается  первая «Шестилетняя  программа строительства Морских Сил РККА  на      1926-1932 годы». Программа  предусматривает строительство: 12- подводных лодок, 18 — сторожевых кораблей,  36-торпедных катеров,    достроить два          крейсера и  четыре  эсминца.

В 1933 году Советом Труда и Обороны принимается Постановление   «О программе военного строительства на 1933-1936 годы». Это была вторая программа строительства, ей определялось  провести  не только строительство боевых кораблей, но и целый  комплекс мероприятий, связанных с созданием сильного флота Советского Союза.

В июне 1936 года СНК СССР была утверждена третья советская кораблестроительная программа строительства «Большого морского и океанского флота» на 1938–1947 годы. На кораблестроительных заводах надо было построить:   24- линкора, водоизмещением от 26000 до  35000 тонн; 20 — легких крейсеров; 17- лидеров эсминцев; 128 — эскадренных миноносцев и  344 — подводные лодки.

В Постановлении СНК от 15 августа 1937 года «О строительстве боевых кораблей для Морских сил РККА»  указывается на  необходимость в ближайшее время  разработки проекта авианосца для открытых морских театров.

В 1938 году, начальником ГМШ А.М. Галлером утверждаются тактико-технические требования (ТТТ) авианосца с парком авиации на 15 летательных аппаратов, это должны были быть: самолеты разведчики,  легкие бомбардировщики и истребители. На основании, выданных ГМШ ТТТ, Ленинградскому проектному институту ЦНИИ-45 поручается подготовить предэскизный проект авианосца. ЦНИИ-45 он  был разработан  в двух вариантах проект «71а» и  «71б»,  на основании второго варианта проекта было подготовлено тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование. Им  предусматривались технические данные авианосца: водоизмещение — 24000 тонн, скорость более 30 узлов, дальность плавания — 8000 миль, автономность — 30 суток, парк авиации до 70 ЛА.

В 1942 году планируется  на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре, заложить легкий авианосец проекта «71а» водоизмещением более 10000 тонн, двумя катапультами, базированием на борту до 20 истребителей.

Назначенный в апреле 1939 года Наркомом Военно-морского флота флагман флота 2 ранга Н.Г. Кузнецов продолжил работу по созданию основы будущего флота, развязанная Германией война  временно приостановила работу.

 

Флагман флота 2-го ранга Н.Г.Кузнецов

 

 

Весной 1945 года заканчивается разработка проекта программы судостроения и  развития флота (на 1946-1955 годы). В проекте программы,  представленной Военно-морским министерством, было определено построить: 4-линейных корабля, 4 — больших авианосца, 4 — малых авианосца,  94- крейсера, 358- эсминцев, 495- подводных лодок. При обсуждении программы Наркому Н.Г.Кузнецову удалось отстоять только два авианосца. В начале 1947 года, по ложному обвинению, Николай Герасимович был снят с должности, оказать влияние  на подготовку  окончательного текста программы не мог, поэтому  авианосцы из неё были  исключены.

В 1953 году, по указанию И.В. Сталина, Н.Г. Кузнецов восстанавливается в должности. Вступив в управление флотом, он вновь ставит вопрос о строительстве океанского сбалансированного военного флота, с наличием в его составе авианосцев.  По его указанию, на основании ТТЗ разработанного флотом, началось предэскизное проектирование авианосца.

В 1954 году начались  работы по подготовке нового проекта кораблестроительной программы на 1956 – 1965 годы, в нем планировалось построить 9 авианосцев, предложения не были поддержаны  Н.С. Хрущевым и  МО СССР Н.А. Булганиным.

К проектированию и строительству для ВМФ специальных кораблей  группового  базирования авиации Советский Союз приступил только в 60-х годах.  Обстановка в мире  характеризовалась жёстким противостоянием двух военно-политических систем, накалом «холодной войны» было крайне необходимо в кротчайший срок достичь военного паритета. Что можно было сделать за счет усиления Военно-морского флота с обязательным присутствием его кораблей в океане мира.

Через 15 лет после окончания войны  Военно-морской флот Советского Союза вышел в океан и не просто вышел, а начал освоение нового вида деятельности, несение боевой службы, для чего крайне необходимы были корабли с авиацией на борту. Первым таким кораблем, стал противолодочный крейсер  «Москва», следующим  вошел в строй  «Ленинград».

 

Противолодочный крейсер «Москва»

Опыт эксплуатации кораблей, боевые службы позволили выявить недостатки, построенных  кораблей. Возникла необходимость противоздушной защиты  соединений кораблей при нахождении  их вдали от своих береговых аэродромов.

Так «родился» проект корабля 1143 «Киев», на основе уже имеемого опыта, разработку его ведет  Невское ПКБ. По архитектуре корабль напоминает  авианосец со смещенным к правому борту «островом» и угловой палубой под углом 4,5 градуса к ДП, было спроектировано и построено четыре корабля, первый «Киев» был заложен 21.07. 1970 года, принят в боевой состав флота 28 декабря 1975 года.

ТАКР «Новороссийск» на переходе

 

 

В 1979 году Военно-морским флотом Невскому ПКБ выдано ТТЗ на разработку корабля проекта 11435, в конце 1979 года эскизный проект был выполнен. По разработанному  проекту это должен был быть корабль с котлотурбинной ГЭУ водоизмещением 72000 тонн, базированием  авиагруппы из самолетов Су-27К,  МиГ-29К и Як-41 с СВВП.

В процессе работы над проектом  в него несколько раз вносились изменения, закладка и строительство были  приостановлены и перенесены. Проблемы продолжались и после закладки, заложенный как «Рига», он был перезаложен и стал «Леонид Брежнев», на летно-конструкторские испытания на год раньше срока, вышел с названием «Тбилиси», наконец в 1990 году получил свое последнее название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

С парком авиации для корабля тоже были проблемы, при проектировании основным самолетом должен был стать Як-40, но к установленному сроку он не был готов. На морском береговом полигоне успешно велись работы по испытаниям самолетов СУ-27 и МиГ-29, для подготовки их к полетам со строящегося  корабля.

В испытаниях на береговом аэродроме, названным «Нитка» было задействовано два типа летательных аппаратов. Корабельный вариант самолета СУ-27К главного конструктора Константина Христофоровича Марбашева, созданный на базе самолета СУ-27. Корабельный вариант самолета МиГ-29К, был разработан на базе самолета МиГ-29,  главный конструктор  Вальденберг  Михаил Романович

 

Взлет самолета СУ-27К с трамплина «Нитка»

 

 

Проведенные испытания авиации на береговом аэродроме позволили сделать вывод о возможности создания нового серийного корабельного самолета трамплинного взлета на базе этих самолетов. Для окончания испытаний и принятия решения, надо было провести испытания на корабле.

Для этого 20 октября 1989 года не совсем достроенный корабль, с ускоренно сформированным, на год раньше экипажем, в минимально короткие сроки отработавший  положенные элементы курсовых задач, вышел на летно-конструкторские испытания (ЛКИ). ЛКИ должны были подтвердить, что построенный корабль с его авиационным вооружением, способен  принять на борт самолет, обеспечить его повседневное обслуживание и боевое применение на ходу.

Выполнив комплекс положенных программой испытаний и проверок, первого ноября корабль впервые принял на свою полетную палубу, второй трос тормозной машины самолет СУ-27К, пилотируемый летчиком-испытателем Героям Советского Союза В.Г.Пугачевым. Сегодня об этом дне, произошедшем четверть века назад, прошлого XX столетия напоминают, сохранившиеся документы и изготовленный Памятный знак, посвященный двадцать пятой годовщине посадки.

СОВМЕСТНОЕ

 РЕШЕНИЕ ПО ПОСАДКЕ САМОЛЕТА СУ-27к № 2 НА КОРАБЛЬ «ТБИЛИСИ»

 1 ноября 1989 года

 

 Самолет СУ-27к  прошел испытания на комплексе «Нитка» по взлету с трамплина и посадкам без выравнивания. Подтверждены летно-технические характеристики, характеристики устойчивости управляемости, прочности планера.

Получена работоспособность радиотехнических посадочных средств.

Летчик Пугачев В. Г. в период подготовки выполнил более 500 захо­дов по глиссаде и более 200 посадок с зацеплением за трос, имея общий балл (средняя оценка) — 4,22.

В заходах по кораблю «Тбилиси» самолет СУ-27к летчик Пугачев выполнил — 30 заходов и -12 касаний палубы. Подтверждена полная работоспособность посадочного  комплекса са­молет — корабль, КДП и ГРП.

Посадку на корабль самолета  СУ-27к № 2  летчиком  Пугачевым В.Г. разрешить.

Спасательные средства готовы к действию.

                                                                                                Устьянцев

                                                                                  Симонов

                                                                                  Макаров

                                                                                  Луняков

                                                                                   Белов

13 часов 46 мин. 01. 11. 1989 г. ТАКР «Тбилиси»


 

Памятный знак ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» посвященный 25-ой годовщине первой посадки

С момента доклада капитана корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевич, начальнику Генерального штаба флота прошло 105 лет. За это время страна  пережила  три войны и революцию, преодолевает  свой очередной,  трудный исторический этап, в окружении недружественных государств, и блока НАТО пытающихся в очередной раз поставить страну «на колени» и заставить быть послушной с применением непонятных «санкций» и идеологической агрессии.

Военно-морской флот претерпел значительные изменения, став к началу 80-х годов XX века Океанским ракетно-ядерным, быстро утерял  свое былое величие и могущество. Россия  на  кораблестроительных заводах сегодня  не строит и в ближайшие годы, по всей видимости,  не планирует строить авианосцы, но они сегодня как никогда нужны стране и флоту.

Добавить комментарий

Сайт для тех кто служил и служит на архипелаге Новая земля