День Военно-Морского Флота (76 годовщина)

9 МАЯ  2015 года наша страна отметила свой главный праздник 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Отметила с гордостью и со слезами на глазах за победителей, говоря спасибо живым, вспоминая не вернувшихся и погибших 27 миллионов своих граждан, кто навечно остался в нашей памяти сегодня.

С момента перевода Военно-морского флота Советского Союза в боевую готовность №1, 21 июня 1941 года, он встал на защиту страны. В первые дни войны из его состава были сформированы 8 морских стрелковых бригад, для обороны Москвы, всего за время войны на сухопутные фронты из частей флота было отправлено более 400 тыс. человек. Из них были сформированы 40 бригад морской пехоты, 6 отдельных полков и большое количество отдельных батальонов и отрядов. Действия кораблей флота на морских коммуникациях способствовали уничтожению 1200 боевых кораблей и вспомогательных судов Германии и потоплению 1300 транспортов. В августе – сентябре 1941 года, самолеты морской авиации ВМФ нанесли первые бомбовые удары по Берлину, всего за годы войны ими было сбито 5000 самолетов противника. Устойчивость обороны Ленинграда, особенно на начальном этапе, обеспечивалась моряками, удерживающими Ораниенбаумский плацдарм, а корабельная артиллерия служила огневым щитом и основой огневой обороны города на Неве.

Корабли флота успешно решали боевые задачи, взаимодействуя с сухопутными войсками при обороне Одессы, Севастополя, Ленинграда, Москвы, Сталинграда, при проведении Керченско- Феодосийской, Новороссийской, Маньчжурской, Южно-Сахалинской и Курильской десантных операций. Флот подготовил, организовал и обеспечивал оборону Севастополя, полностью выполнил задачи поставленные Ставкой Верховного Главнокомандования.

В течение всех дней войны его корабли обеспечивали безопасность морских перевозок, только в северные порты была осуществлена проводка  41 конвоя из 738 транспортов. Часто усилия флота, были направлены на содействие и помощь сухопутным войскам. Оценку действиям моряков Волжской флотилии в Сталинградской битве дал Маршал Советского Союза В.И.Чуйков: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия и не выполнила бы своей задачи».

Советский Военно-морской флот, все 1418 дней и ночей войны, руководимый Героем Советского Союза Н.Г.Кузнецовым, успешно решал задачи: борьбы на море с сильным противником, стремящимся захватить инициативу и уничтожить силы флота; обеспечивал устойчивость стратегических флангов фронта, осуществлял содействие сухопутным войскам в обороне и наступлении. Своими успешными действиями его силы способствовали решению союзниками задачи в период «Битвы за Атлантику». За проявленное мужество и героизм более 350 тысяч моряков награждены орденами и медалями, 513 человек были удостоены  звания Героя Советского Союза, а семь человек разведчик-североморец В.Н.Леонов, морские летчики А.Е.Мазуренко, В.И.Раков, Б.Ф.Сафонов, Н.Г.Степанов, Н.В.Челноков и катерник А.О.Шабалин – дважды.

Мы сегодня вспоминаем  историю флота и  замечательных людей, стоящих с момента его создания Петром Великим в строю защитников нашего Отечества. ВМФ и сегодня остается особой группой людей со своими традициями, пропитанными морской романтикой, героикой,  верностью Отечеству и Андреевскому флагу, это за три с лишним столетия было ни раз доказано делом.

Актуальным остается высказывание Н.М. Карамзина «…история – не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание урока».

 

 

Император России Петр I (1672-1725гг)

 

 

 

История нашего военного флота это ни раз доказывала, но чаще потомки первых русских моряков, не совсем правильно делали выводы из нашего прошлого. С каждым столетием «цена» ошибок растет и в канун очередной 76-ой годовщины празднования Дня Военно-морского флота, обратимся к истории, чтобы в очередной раз не быть ей наказанными.

В конце шестнадцатого столетия, Россия пытается стать передовой страной мира, преодолеть противодействие соседних государств и обеспечить свою безопасность, это можно было сделать, имея сильный  военный флот. Выполняя девиз своего царствования: «Великой России не быть без флота» Петр I, принимал все меры для его создания.

В 1696 году  20 октября, боярская дума приговорила: «Морским судам быть».  Молодой царь-реформатор понимал, что задача строительства и создания современного флота выполнима только с решением первоочередных задач: по созданию судостроительных заводов, организации подготовки кораблестроителей и моряков.

В 1697 году, по велению Петра I, в Голландию и Англию отправляется специальное русское Великое посольство. В инструкциях для Великого посольства, рукой царя было записано: «… Сколько возможно искать того, что быть на море во время бою, и кому и не случится ино с прилежанием искать того как в тое время поступать…». Обучаться морскому делу в составе посольства отправлялась 35 человек волонтеров, большинство из них были участниками корабельных работ в прежних походах Петра I. В эту группу под именем Петра Михайлова входил и сам царь.

Через год в середине 1698 года на зафрахтованных кораблях в Архангельск и Нарву прибыли более 500 иностранных специалистов, из них 350 матросов и 150 человек командного состава кораблей.

Для заведования военными чинами флота в конце 1698 года был введен Воинский Морской приказ, который стал первым воинским подразделением, занимающимся на флоте людьми, это произошло  11 декабря 1698 года, а дата стала  днем образования кадрового органа флота России. На  созданный Воинский Морской приказ были возложены обязанности, комплектования кораблей офицерами из иностранцев, на начальном этапе, отбор и отправка для обучения своих людей за границей. Руководителем созданного Воинского Морского приказа стал  генерал и воинский комиссар  Головин Федор Алексеевич.

image003

 

Генерал-адмирал граф Головин Федор Алексеевич (1650-1706 гг)

 

 

 

 

До 1700 года комплектование кораблей матросами в России проводилось по найму только иностранцами.  В  конце 1700 года (315 лет) впервые на русские корабли прибыло 504 молодых солдата, отобранных для службы на флоте в армейских  сухопутных частях России.

Специалистов для службы на кораблях, быстро растущего флота не хватало. Поэтому в 1701 году 14 января издается  царский Указ: «Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белые России Самодержец… указал, именем Своим Великого Государя повелением … быть Математических и Навигацких, то есть мореходных, хитростно наук учению». Указ стал первым официальным документом, заложившим основы государственной политики в области военно-морского образования и, положивший начало государственного образования в России. Школа «Математических и Навигацких наук» размещенная в Сухаревой  башне, построенная в 1692-1695 годах в Москве на пересечении Садового кольца, Сретинки и 1-й Мещанской улицы (Проспект Мира) стала местом,  где впервые начиналась подготовка офицеров для отечественного флота.

image005

 

Здание Сухаревой башни  в Москве

 

 

 

Школа стала первым и единственным светским образовательным учреждением России, в котором ученики изучали грамоту, письмо, арифметику и морское дело. Преподавали в школе многие передовые русские ученые, среди которых был математик, деятель развития просвещения в России Магницкий Леонтий Филиппович. Он преподавал в созданной школе почти 40 лет с момента ее создания, им написана и была издана первая русская Арифметика, по которой учился М.В. Ломоносов.

image007

 

Л.Ф. Магницкий (1669-1739гг)

 

 

 

 

 

На начальном этапе обучения боярами и дворянством России оказывалось упорное нежелание отправлять детей на учебу корабельному делу. Уклад жизни правящего класса  создавал препятствие получению образования. Русский барич в 17-18 лет считался неразумным младенцем, всякий труд для него был вещью постыдной, а образование сводилось к чтению букваря и псалтыря.  Для подготовки детей к поступлению в «Навигацкую школу», были учреждены школы в губерниях Москвы, Сибири и Киева.

В 1715 году «Навигацкая школа» реорганизуется. Указом от 1 октября, на базе ее навигаторского отделения в Петербурге создается Морская академия (300 лет). В Москве были оставлены младшие классы Навигацкой школы, постепенно она превратилась в подготовительное училище Морской академии.

image009

 

Здание Морской академии в Петербурге

 

Подготовку младших специалистов для кораблей проводили «Малые адмиралтейские школы», первая школа была открыта в Таврове недалеко от Воронежа. К середине 1725 года в России таких школ было двадцать три в разных городах, срок обучения в них составлял не более двух лет.

Длительное время школ или специальных мест для подготовки матросов для службы на кораблях не существовало. Необходимые знания и практические навыки передавались старослужащими, молодым матросам на кораблях в процессе долгой, длившейся в разное время до 20 лет службы во время морских походов и стоянки, на тренировках и учениях. Считалось, что для подготовки хорошего корабельного матроса необходимо пять лет службы. В парусном флоте, было введено звание для матросов – «добрый матрос», которое присваивалось после пяти лет хорошей службы. С введением в действие «Устава морского» на кораблях, матросы стали делиться, в зависимости от их подготовки  на две категории «статьи 1-ой и статьи 2-ой». В документах  было определено, что на корабле должно быть не менее одной третьей матросов опытных 1-ой статьи, остальные две третьих экипажа  2-ой.

В 1715 году (300 лет), под руководством Петра I,  были начаты работы по созданию «Русского свода морских военных законов», регламентирующих службу на флоте. Результатом,  в начале 1720 года стало  введение на флоте в действие «Устава морского» —  «…дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался».

image011

 

Обложка книги «Устав Морской» Петра Великого, К.Б. Растрелли

 

 

 

 

 

В Уставе выражались требования ко всем, служившим на флоте от матроса до адмирала по охране и защите интересов государства.  В нем было  определено, что каждый, служа на флоте должен исполнять требования Устава,  после приема Присяги. Присяга в торжественной обстановке   принималась каждым матросом индивидуально на Евангелии.

Непоколебимая храбрость, воля к победе в бою по Уставу являлось главным правилом поведения члена экипажа корабля. «Всем должно хранить интересы… государственные… Дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем до конца службы награжден будет…Кто в бою оставит свое место, кто захочет сдаться, кто не станет биться с неприятелем — казнить…».  За выполнение этих  требований, ответственность нес командир корабля.  В то же время Устав требовал от командиров строго соблюдать нравственные заповеди: «Корень всему есть сребролюбие, … ибо многие интересы государственные бывают потерянными через это зло. Такой командир немного лучше изменника Родины».

Впервые Устав требовал знания всеми военнослужащими истории свого флота: «…Знания истории большую зажгут в тебе охоту и лучше предуготовят дух твой к познанию преизрядных правил, к доброму флота управлению в книге сей написанных…».

За неполные четверть века под руководством Петра Великого, в России было создано три флота Балтийский, Азовский и Каспийский. Для размещения кораблей, судов и экипажей,  создана необходимая  инфраструктура в местах базирования. В  составе, созданных флотов находилось  448 кораблей и судов различного предназначения. Самым мощным  был Балтийский флот, в его состав входило 34 линейных корабля, -9-фрегатов, 6-шняв, 95-бомбардирских и парусных гребных судов.

К концу 1725 года на флотах России служило — 243 офицера из них русских — 168 человек, что в процентном отношении составляло более 65%. Таким стал флот России во времена правления страной Петром I.

Со смертью Петра Великого, писали историки» «…отлетела душа флота» не стало его главного двигателя, вторая рука безопасности государства – флот, продолжал существовать, но его состояние, во многом зависели  от того кто, находился в управлении государством.

Днем образования старейшего Балтийского флота России считается 7 мая 1703 года, когда флотилия из 30 лодок с двумя ротами солдат Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I одержали победу в абордажном бою в устье Невы,  захватив шведский бот «Гедан» и шняву «Астрильд». Это была первая победа русского Балтийского флота. На медалях, которыми были награждены все участники абордажного боя, были слова: «Небывалое бывает».

image013

 

Взятие бота «Гедан» и шнявы «Астрильд»

 

 

 

Блестящие победы, одержанные Балтийским флотом при Гангуте 1714 год, Эзельском сражении 1719 год, Гренгамском бою 1720 год  позволили России вернуть себе Прибалтийское побережье и получить выход к морю – прорубить «Окно в Европу» и стать морской державой.

Победы Балтийских парусных эскадр, в морских сражениях Чесменском 1770 году, Патрасском 1772 году, успешные блокадные действия в проливе Дарданеллы и на морских сообщениях Турции в Средиземном море, способствовали заключению мирного  договора. Согласно  которому: Черное и Азовское моря Черноморские проливы были отданы  России для  торгового мореплавания. Победы в морских сражениях Гогландском 1788 году, Ревельском 1790 году, Выборгском 1790 году, Эландском; Роченсальском, Ревельском и Красногорском морских боях окончательно утвердили господство России на  море.

Через 80 лет был создан Черноморский флот, датой его образования стало 13 мая 1783 года,  у истоков этого стояли выдающиеся флотоводцы и политические деятели России во главе с Императрицей Екатериной II. Во время её правления с 1761 по 1796 год, удалось прекратить войну и постоянные набеги турок на русские поселения. Создав на Черном море флот после победоносного завершения русско-турецкой войны 1768-1774 годов, Россия получила право плавания по Черному морю. Присоединив Крым, стала господствовать на Черном море и завоевала свободный выход в Средиземное море. Особое внимание во время правления Екатерины II уделялось воспитанию офицеров флота в духе благородства, верности Отечеству, соблюдению нравственных устоев.

image015

 

Екатерина II (1729-1796 гг)

 

 

 

 

 

Первыми для базирования в бухту, названную позднее Севастопольской, вошли  корабли  Азовской флотилии, пришли они  под командованием Героя Чесменского сражения вице-адмирала Ф.А. Клокачева.

image017

 

Отряд кораблей  входит в Севастопольскую бухту

 

 

В 1783  году 3 июня на берегу бухты  были заложены первые четыре здания будущего города,  он получил название  Севастополь, что в переводе с греческого означает «величественный город». В строительстве Корабельной стороны города Севастополя принимали участие матросы из экипажа корабля «Святой Павел», которым командовал Ф.Ф. Ушаков.

Флот созданный для защиты и обороны государства на её южных рубежах  с момента  создания  становится  форпостом России на юге,  1854-1855 годы 349 дней длилась  героическая оборона Севастополя,  моряки проявляли чудеса героизма и храбрости. В истории страны навечно остались имена героев морских сражений адмиралов: Свиридова, Ушакова, Сенявина, Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина, Макарова, Бутакова.

XVIII столетие, стало золотым веком парусного флота, русские моряки были узнаваемы и уважаемы во всех странах мира за воинскую доблесть, высочайший профессионализм и преданность России.

Ко второй половине XIX века произошли качественные изменения корабельного состава флотов мира.  В  состав флотов морских держав вошли корабли, приводимые в движение паровой  машиной. К этому времени в России на морях Балтийском, Черном, Белом, Каспийском и в составе Сибирской флотилии находилось — 239 кораблей и судов. За прошедшие полвека флот России  значительно уменьшился, не стало практически после проигранной Крымской войны, кораблей на Черноморском флоте.

В начале нового XIX столетия на 1 января 1904 года в состав военного флота России входило более — 290 кораблей, построенных в период с 1880 по 1903 года. К этому времени  флот России утратил свои передовые позиции по составу и состоянию.  Соотношения сил на морских театрах было не в пользу России, принимались срочные меры по его строительству и обновлению, но мы не успели это доказала война с Японией.

Не смотря на проявленный массовый героизм корабельного состава,  Россия в 1904 году потерпела поражение в войне с Японией, по высказыванию современников: «…наш флот и, в частности Тихоокеанская эскадра, можно сказать почти не плавала, почти не стреляла и почти не производила маневров», в этом была главная причина  поражения. Это заставило  пересмотреть программы подготовки экипажей, строительства и обновления корабельного состава флота. На кораблестроительных заводах шло ускоренное строительство новых и модернизация  уже построенных боевых кораблей, которая в основном касалась вооружения и средств управления огнем корабельной артиллерии.

Советский период развития флота


В результате 11 февраля 1918 года, в день подписания Декрета о создании Рабоче-крестьянского Красного флота, флот имел в своем составе более 1100 боевых кораблей и вспомогательных судов, насчитывал около 180 тысяч  личного состава.

Упадок и сокращение численного состава флота начался сразу после революции. Эта тенденция ускорилась  в 1922 году в связи с частичным сокращением и уменьшением в четыре раза финансирования. В результате  военный флот нашей страны пришел в упадок,  а северный и тихоокеанский театры остались практически без кораблей.

Через восемь лет в ноябре 1926 года была разработана и утверждена, первая «Шестилетняя программа строительства Морских Сил РККА на 1926-1932 годы». В программе предусматривалось строительство: 12-подводных лодок; 18-сторожевых кораблей; 36-торпедных катеров,  всего планировалось построить 66 и достроить 6 — кораблей.

В 1933 году Советом Труда и Обороны принимается Постановление «О программе военного строительства на 1933-1936 годы», это была вторая программа судостроения. Ей предусматривалось не только строительство, но и выполнение  комплекса других мероприятий, связанных с созданием сильного флота. Ускоренно воссоздаются за счет кораблей и личного состава Балтийского флота, Северный и Тихоокеанский флоты. Совершенствуется   и расширяется система военно-морского образования, начали работать и готовить офицеров семь новых Военно-морских училищ: связи — 1933 год, политическое – 1936 год, Черноморское и Тихоокеанское – 1937 год, береговой обороны – 1938 год, Каспийское и гидрографическое – 1939 год. Началась  подготовка морских мичманов, штурманов и техников в Военно-морских авиационно-технических училищах им. И.В.Сталина и В.М.Молотова – 1930 год, в 1940 году открылось Военно-морское авиационное — техническое училище специальных служб.

Большая роль в этом принадлежит И.В.Сталину, выступая на выпуске академии в 1935 году, он подчеркивал: «Техника без людей,  мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими ей, может и должна творить чудеса».

В июне 1936 года СНК СССР была утверждена третья кораблестроительная программа на период до 1947 года, ей предусматривалось построить: 24-линкора; 20-легких крейсеров; 17-лидеров эсминцев; 128 — эскадренных миноносцев; 344 — подводные лодки. Всего — 533 боевых корабля. Программой впервые предусматривалась разработка проекта авианосца для открытых морских театров, он в соответствии с тактико-техническим заданием флота,  должен был способен  принять на борт 40-50 летательных аппаратов.

В конце 1937 года ЦИК и СНК приняли Постановление о создании Наркомата Военно-Морского флота Советского Союза. Созданный Наркомат, у которого были большие полномочия, начал более конкретно и предметно заниматься  делами флота. В 1939 году создается Наркомат судостроительной промышленности (Наркомсудпром).

28 апреля 1939 года флагман флота 2 ранга Н.Г. Кузнецов, был назначен Наркомом Военно-морского флота СССР, об этом человеке надо рассказать больше.image012

 

Нарком Н.Г. Кузнецов на выходе в море

 

 

Н.Г.Кузнецов, родился в деревне Медведки Котласского района Архангельской области 24 июля 1904 года. В 1919 году, приписав себе два года, добровольно вступил на службу в Северо-Двинскую военную флотилию. Послужив на канонерской лодке, Н.Кузнецов принял решение связать свою судьбу с флотом. В мае 1922 года окончив подготовительную школу при военно-морском училище, он поступает, а в 1926 году, выпускается из старейшего военно-морского училища им. М.В.Фрунзе. Окончив училище с отличием, он был назначен вахтенным начальником крейсера «Червона Украина».

Проявленные старание, инициатива позволили офицеру Н.Кузнецову в 1929 году с должности старшего вахтенного начальника крейсера (помощника командира) убыть на учебу в Военно-морскую академию им. К.Е.Ворошилова, а в 1932 окончить ее с отличием и правом выбора моря. За время учебы он самостоятельно изучил немецкий и французский языки. За отличную учебу проявленное старание, выпускник Н.Г.Кузнецов был награжден, начальником Морских сил РККА пистолетом системы Коровина.

С мая 1932 года по ноябрь 1933 года Николай Герасимович старший помощник командира (СПК) крейсера «Красный Кавказ». В 1933 году, отработав с отличными и хорошими оценками положенные задачи, корабль вошел в состав боевого ядра Черноморского флота, в подготовке корабля его ввод в боевой состав кораблей флота командованием отмечалась большая заслуга СПК крейсера Н.Г.Кузнецова. В 1933 году старший помощник флагман 2 ранга Н.Г.Кузнецов назначается командиром на крейсер «Червона Украина».

В 1935 году по итогам боевой подготовки, экипаж крейсера «Червона Украина», под командованием Н.Г.Кузнецова, завоевал первое место в Морских Силах СССР, командир крейсера   награждается орденом Красной Звезды с формулировкой: «За отличную организацию боевой подготовки на крейсере». С августа 1936 года по июль 1937 года Н.Г.Кузнецов военно-морской атташе, главный морской советник, руководитель советских моряков-добровольцев в Испании. С прибытием из Испании  до  апреля 1939 года он заместитель и командующий Тихоокеанским флотом. Такой служебный и жизненный путь от матроса до НК ВМФ прошел за 20  лет Кузнецов Николай Герасимович.

Время нахождения Николая Герасимовича в воюющей Испании заставило многое понять и переоценить. Поэтому с назначением его на должность НК ВМФ,  была ускоренно начата работа по повышению боевой готовности и совершенствованию флота, стали закладываться основы  его дальнейшего развития.

Прошедший  2014 год, празднования 75-ой годовщины Дня Военно-морского флота для России, во многих вопросах  был связан с именем Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Николая Герасимовича.

image021

Президент России — Верховный Главнокомандующий В.В.Путин в День ВМФ выступает на ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Юбилейную дату празднования Дня Военно-морского флота на северном морском театре открыл Президент России — Верховный Главнокомандующий Владимир Владимирович Путин, с борта ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

В 2014 году исполнилось — 95 лет с момента поступления Николая Кузнецова в 15-и летнем возрасте, добровольцем на службу в Северо-Двинскую военную флотилию и 75 лет со дня вступления флагмана флота 2 ранга Н.Г.Кузнецова в должность Народного комиссара ВМФ Советского Союза.

За небольшой период до начала войны Николай Герасимович успел сделать многое.  НК ВМФ занимался повышением боевой готовности сил флота, вопросами его строительства, подготовки кадров, повышением качества обучения, улучшением снабжения, увеличением денежного довольствия военнослужащих.

 — 22 июня 1939 года было принято Постановление СНК СССР ЦК ВКП (б) об установлении празднования ежегодно Дня Военно-Морского флота в последнее воскресенье июля

24 июля 1939 года в стране впервые проведен праздник для военных моряков — День Военно-морского флота

27 июля 1939 года в Кремлевском зале, впервые проведен прием командования и ветеранов флота

— 1 сентября 1939 года  Военно-морская академия была переведена в подчинение  Наркому ВМФ

— 16 октября 1939 года введен в действие новый Корабельный устав Военно-морского флота

— 11 ноября 1939 года – на флоте введена в действие Инструкция по оперативным готовностям,  начаты  тренировки по приведению флотов в высшие степени готовности

— 1 сентября 1940 года начались занятия в специализированных школах до вузовской подготовки молодежи для поступления в Военно-морские училища в городах: Москва, Ленинград, Горький, Киев, Одесса, Баку, Владивосток.  Это лишь небольшой перечень вопросов, которые были решены на флоте  до начала Великой Отечественной войны.

Принимаемые меры страной и командованием ВМФ позволили к началу Великой Отечественной войны  иметь в составе  Военно-морского флота Советского Союза — 743 боевых корабля, в том числе: 3- линкора;  7- крейсеров; 59 — лидеров и эскадренных миноносцев; 218- подводных лодок; 269 — торпедных катеров; 22 — сторожевых корабля; 88 — тральщиков; 77 — охотников за подводными лодками. На стапелях судостроительных заводов в стадии достройки находилось — 202 боевых корабля, в том числе:  5 — линкоров;  10 — крейсеров; 91- подводная лодка; 46 — эскадренных миноносцев; 15 — сторожевых кораблей; 10-охотников и 25- тральщиков.

Военно-морской флот, встретил войну по Боевой готовности №1, успешно отразил нападение противника, не потеряв ни одного корабля и сбив несколько самолетов противника.

Закончилась война, страна начала ускоренно строить и восстанавливать промышленность, сельское хозяйство уничтоженное, разрушенное, разграбленное за годы Великой Отечественной войны, строился и обновлялся корабельный состав ВМФ.

К концу четвертой пятилетки в Советском Союзе был построен  Океанский ракетно-ядерный Военно-морской флот по количественно-качественному составу, превосходивший все ранее существующие. Флот, который на равных мог ходить в морях и океанах мира и нести флаг Родины.  В 1984 году  ВМФ СССР,  насчитывал  около — 450000 человек личного состава. В его боевом  составе находилось — 1900 боевых кораблей, в том числе: более  1500 надводных кораблей из них — 300 кораблей основных классов, в том числе 46 — крейсеров, 70 — эсминцев, 200 — больших противолодочных и сторожевых кораблей. Более 360 — подводных лодок, 185 из них были атомными. Гордостью флота стали подводные атомные крейсера стратегического назначения, атомные надводные ракетные крейсера и тяжелые авианесущие крейсера с авиацией на борту. Был освоен новый вид боевой деятельности флота  «Боевая служба», ежесуточно ее выполняли  150 боевых кораблей и судов, находившихся в морях и океанах мира.    

Начало 80-х годов XX века стали расцветом и золотым веком океанского ракетно-ядерного флота Советского Союза, и его системы  образования. Потребности в высококвалифицированных специалистах обеспечивались полностью. Руководящие кадры различного профиля проходили обучение  в Военно-морской  академии им. Н.Г. Кузнецова. Переподготовка и повышение квалификации офицеров проводилось на Высших специальных офицерских классах,  курсах и классах при военно-морских училищах. Переподготовка офицеров для службы на атомных подводных лодках осуществлялась в трех учебных центрах городов Обнинск, Сосновый Бор и Палдиски.  Переподготовка летчиков морской авиации проводилась в учебных центрах городов Николаев и Саки. Для замещения первичных должностей в ВМФ, офицеров готовили в одиннадцати высших военно-морских и инженерных училищах СССР.

Но грянула «перестройка», по логике людей находящихся у власти, нас стали окружать «друзья и мир», стране  стало ничего не нужно, в том числе и ВМФ.   Мы  «широко шагнули» и перевыполнили все планы в делах его сокращения и уничтожения,  с 1984 до 1991 года (за семь неполных лет) сократили его боевой состав более чем на 800 единиц. В дальнейшем отсутствие должного финансирования и не продуманное сокращение привело к тому, что к  1995 году в составе ВМФ России осталось только около 110 крупных надводных кораблей и столько же подводных лодок. Численный состав флота сократился почти  на 50% и составил  около — 230000 человек. Сокращение и изменения  коснулись системы военного образования, подготовки кадров и строительства кораблей.

Сегодня накануне 76-ой годовщины Дня Военно-Морского Флота, можно отметить, что внешняя угроза по-прежнему сохраняется, на Россию оказывается массированное внешнеполитическое давление, подкрепленное демонстративными действиями кораблей стран НАТО у наших берегов. Все это подкрепляется информационной не прикрытой ложью и прямой информационной войной во всех средствах массовой информации США и стран НАТО.  За прошедшие годы нового XXI столетия пришло осознание того, что флот необходим и нужен,  началось его восстановление и строительство, принимаются необходимые усилия по укреплению обороноспособности страны на морских направлениях.

Хочется верить в то, что бы никогда  не наступит в истории нашего Военно-морского флота время, о котором предупреждал во второй половине девятнадцатого столетия, в своем письме капитан 1 ранга А.А. Попов:

«…не смею скрыть от Вас искреннее убеждение, что теперь для нашего флота критическая минута – или он должен быть в океанах, или история его кончена».

 Принимаемые за прошедшие годы  в нашей стране меры, под руководством Верховного Главнокомандующего В.В.Путина позволяют надеяться на то,  что этого  не случиться.

Великой державе-России для защиты ее интересов, обеспечения национальной безопасности, нужен современный, океанский ракетно-ядерный флот!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сайт для тех кто служил и служит на архипелаге Новая земля