Крейсера России и СССР.

Первое судно,  приводимое в движение не ветром, а машиной  и названное пароходом, впервые было построено в Америке в 1807 году, Россия свой первый пароход построила через восемь лет в 1815 году в Петербурге. Паровые машины вначале начали устанавливать на торговые суда, только с появлением винта, который располагался в кормовой части судна и под водой, они быстро начали появляться и на военных кораблях.
Первый военный пароход названный «Ижора», в  России был построен в    1826 году, он имел машину мощностью 100 лошадиных сил и был вооружен        8-ю пушками, установленными в носу и корме.
Класс чисто военных паровых кораблей названных пароходо-фрегатами, появился  в 30-х годах,  корабли имели водоизмещение свыше 100 тонн, машину мощностью 250-300 лошадиных сил, могли развивать скорость хода 6-9 узлов. Вооружение кораблей состояло из 10 — 28 пушек они устанавливались  на диаметральной плоскости,  специально для этого, построенных поворотных площадках, позволявших вести огонь на оба борта, это был прообраз орудийных башен.  В 1836 году в России на Ижорском заводе, был построен первый пароходо-фрегат «Богатырь», он был вооружен 28 пушками.
Однако,  не смотря на развитие паровых машин и появление пароходо-фрегатов  в составе флотов,  еще длительное время главной ударной силой соединений флотов мира  оставались линейные корабли с парусным оснащением,  их водоизмещение было около 3500 тонн, вооружение состояло из 100-120 орудий. Массовый переход к установке на все военные корабли машины начался в 1836-1837 годах, когда корабль начал приводиться в движение  помощью винта.
Первый винтовой фрегат «Архимед» в России был спущен на воду в 1848 году, а массовая постройка винтовых кораблей началась только накануне Крымской войны. Россия всегда, в силу своей национальной «неторопливости» долго примерялась к новому, изучала появившееся и передовое, поэтому   вначале отставала, потом усиленно догоняла.
Появление крейсеров в составе флотов мира в XIX столетии было связано  с переходом от парусных деревянных кораблей к паровым кораблям-фрегатам, которые впоследствии и стали называть крейсерами. Слово крейсер (Kruiser)  произошло  от голландского (кruisen),  плавать морем.
В отечественном флоте термин «крейсерское судно» впервые  было употреблено в XVIII веке.
В.И. Даль в «Толковом  словаре живого великорусского языка» определил, что крейсировать значит «крестить по морю в военное время для наблюдения за неприятелем и для охраны берегов».
Брокгауз и Эфрон трактовали это слово, как «… разъезды военных кораблей по морю с целью захвата неприятельских торговых судов».
Слово «крейсер-общее название судов большой частью быстроходных, способных долгое время пробыть в море, вооруженных скорострельной артиллерией и сравнительно слабо защищенных».
В общем случае крейсера на заре их зарождения предназначались:

  • для  борьбы с судоходством противника на отдаленных коммуникациях;защиты своих коммуникаций, в первую очередь в отдаленных районах;
  • решение самостоятельных задач по борьбе с силами противника на второстепенных направлениях;
  • несения дозорной службы и разведки при эскадре.

С развитием тактики парового флота, появлением опыта использования паровых кораблей им стали ставить и дополнительные задачи:

  • завлечение сил противника на свои линейные корабли;
    охват головного походного порядка противника;
  • защита своих линейных кораблей от миноносцев противника, при ведении ими боя с кораблями.

По задачам крейсера разделились на два подкласса:

  • для борьбы с судоходством противника и защиты своих коммуникаций – корабли 1-го ранга они были большего размера, с более мощной артиллерией и броней, большой автономностью плавания;
  • для службы при эскадре – корабли 2-го ранга имели меньшие размеры, но были быстроходными, а артиллерия имела большую скорострельность.

Первые крейсеры,  построенные в 60-х годах XIX века, имели много  недостатков, главным их них была слабая защита от попадания снарядов в борт и палубу, то есть отсутствие бронирования.
Начало строительства пароходов совпало с изобретеньем в 1822  году французским инженером-артиллеристом Пексаном  бомбической пушки, которая могла быть калибра 68-80 фунтов (200-220мм). Огонь из пушки велся разрывными бомбами на дистанции до 14 кабельтов (2600м), огонь этих орудий был губителен для деревянных кораблей.  Опыт Крымской войны, уничтожение Турецкого флота в Синопском сражении, еще раз показали уязвимость деревянных кораблей от  огня этих пушек. Россия одной из первых оценила значение броненосных кораблей.
Идея создания мощных океанских броненосных  крейсеров принадлежит русскому адмиралу А.А.Попову. Он считал, что Россия должна  создать мощные океанские крейсера способные без пополнения запасов совершать длительные переходы с запада на восток. Такие корабли, названные броненосными крейсерами и были впервые построены в России по проекту А.А.Попова.
В  1862 году Морское ведомство заказало две броненосных батареи «Первенец» — Англии, «Не тронь меня»- начали строить в Санкт-Петербурге, третья броненосная батарея «Кремль» строилась на Невском заводе  Санкт-Петербурга.

Справка.
Построенные корабли были водоизмещением — 3500 тонн, длиной — 67,0 метров, шириной — 16,0 метров, осадкой около 5,0 метров.
Вооружение корабля при постройке: 17-196-мм бомбических орудий, экипаж корабля  состоял  из 430 человек.
В 1875-1878 годах строятся крейсера  «Генерал-адмирал», «Александр Невский», «Минин». Первый в мире океанский броненосный крейсер, заложенный в Санкт-Петербурге и построенный  Россией  «Генерал-адмирал» имел паровую машину и парусное вооружение фрегата.

image002

Броненосная батарея «Кремль»,    заложен на Невском заводе 11 декабря     1864 года, спущен  14 августа 1865 года, в октябре 1866 года, принят в состав  Балтийского флота, исключен из состава флота в 1905 году.

Справка.

Броненосный крейсер «Генерал-адмирал» был водоизмещением 5300 тонн, имел длину 87,0 метров, ширину 15,0 метров, осадку более 7,0 метров. Паровая машина мощностью 3300 кВт была способна обеспечить ход более 13,0 узлов, дальность плавания, которая могла быть обеспечена без дозаправки, составляла  около 6000 миль.  Его вооружение:    6х230-мм орудия, 2х152-мм орудия, 6х87-мм и 10 малокалиберных орудий.

В 1877 году вошел в строй, признанный самым мощным кораблем своего времени и положивший начало основному классу броненосных кораблей, броненосец «Петр Великий», получивший название эскадренного броненосца.  Заложенный,  в 1869 году на судоверфи Галерного острова, корабль  обладал сильным вооружением и броневой защитой, хорошей остойчивостью и мореходными качествами. Почти 80 лет отдал он службе Отечеству.
Корабль имел технические характеристики:  водоизмещение -10105 тонн, длину- 100,6 метра,  при мощности механизмов — 8258 лошадиных сил мог развивать скорость до — 14,0 узлов. Был вооружен:    2х2-305 мм орудиями, установленных в двух башнях  носу и корме  корабля, башни имели броню 356 мм. Борт корабля был защищен броней толщиной 356 мм в средней части, 203мм в носу и корме. Экипаж 440 человек.image004

Эскадренный броненосец «Петр Великий» долгое время был лучшим артиллерийским кораблем в  мире.

Только четыре года спустя такие корабли появились у владычицы морей  Англии и через тринадцать лет  в Соединенных Штатах Америки.
Все построенные крейсера имели броневую защиту не только палуб, но и  борта на них были установлены паровые машины, которые позволяли, при водоизмещении корабля более 5000 тонн, развивать скорость до 15 узлов.
 
Справка. Построенный в России  крейсер с башенной артиллерией  «Адмирал Нахимов» имел водоизмещение 8260 тонн, длину 103,0 метров, ширину 18,0 метров, осадку около 8,0 метров. Установленная паровая машина была мощностью 8000 лошадиных сил, позволяла развивать скорость около 17,0  узлов. Бронирование: пояс 152-254мм, башни до 203 мм, палуба до 76 мм, боевая рубка   152 мм. Вооружение: 8х203 мм и 10х152 мм орудий, 4х87 мм, 10х37 мм, 2х63 пушки, 3-ТА. Экипаж —  600 человек.

image006Крейсер «Адмирал Нахимов», был заложен на Балтийском заводе  в Санкт-Петербурге в июле       1884 года, спущен на воду в октябре 1885 года,    принят в боевой состав флота в 1888 году.

 В 90-х годах  строятся крейсера «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Память Азова» их водоизмещение уже составляло около 14000 тонн,  они могли развивать скорость до 20,0 узлов.
В русском флоте кроме броненосных крейсеров строились:

  • полуброненосные крейсера,
  • бронепалубные крейсера,
  • вспомогательные крейсера,
  • легкие крейсера,
  • минные крейсера.

После поражения России в русско-японской войне 1904 года началось возрождение флота, происходило оно со строительства броненосных крейсеров.
Вошел в строй «Рюрик», построенный в Англии водоизмещением 17000 тонн, «Адмирал Макаров», построен во Франции однотипные с ним «Баян» и «Паллада» водоизмещением  около 8000 тонн.

Справка.

Построенные в России  крейсера типа «Баян» имели водоизмещение 7840 тонн, длину 135,0 метров, ширину 18,0 метров, осадку около 7,0 метров. Установленная паровая машина была мощностью 16500 лошадиных сил, позволяла развивать скорость до        22,0 узлов. Корабли имели хорошее бронирование: пояс до 222 мм, башни до 150 мм, палуба 31 мм, боевая рубка 133 мм. Вооружение: 2-203 мм и 8-152 мм орудий, 22-75 мм пушки, 4 пулемета, 2-ТА. Экипаж —  600 человек.

image008

Крейсер «Баян», заложен на заводе «Новое Адмиралтейство», в августе 1905 года, спущен   августе 1907 года, принят флотом в декабре 1911года. Продан Германии в 1922 году.

Дальнейшее развитие и улучшение отечественных крейсеров не могло происходить без дальнейшего развития и улучшения их главного оружия артиллерии.
К концу XIX века в России окончательно утвердился взгляд на корабельную артиллерию как главное оружие кораблей флота, с помощью которого может быть достигнута победа в войне на море. Однако считалось, что потопление корабля артиллерией мало вероятно, особенно на дистанциях ведения боя более               20 кабельтовых. Существующие «Правила артиллерийской службы» предписывали вести  боя на дистанциях менее 20 кабельтовых, эти существующие взгляды, как показала война с Японией,  были не верны и явились одной из причин поражения России в войне.
Исходя из этих, господствующих взглядов, корабельная артиллерия в конце 1900 года была представлена:

  • главный калибр – орудия 240-343мм для поражения бронебойными снарядами жизненно важных частей корабля;
  • средний калибр – орудия 120-203мм для поражения слабозащищенных и не прикрытых броней частей корабля бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, считавшиеся главным оружием боя;
  • противоминная артиллерия – орудия 37-88мм для отражения атак миноносцев.

Центральная наводка отсутствовала, наведение на цель осуществлялось посредством простейших прицелов. Первые приборы для управления артиллерийским огнем (ПУАО) начали внедряться на кораблях с конца 80-х годов.
К концу века корабельная артиллерия делилась на три вида:

  • дальнобойную артиллерию, к которой относили 12-дюймовую (305мм) с длиной ствола от 30 до 40 калибров,
  • 10-дюймовую (254мм) с длиной ствола 45 калибров, 9-дюймовую (229мм),
  • 8-дюймовую (203мм) и 6-дюймовую (152мм) с длиной ствола 35 калибров;
  • скорострельную артиллерию, орудия конструкции французского инженера Г.Канэ,  к которым относились 8-дюймовые (203мм), 6-дюймовые (152мм) и       5-дюймовые (120мм) с длиной ствола 45 калибров, 75мм с длиной ствола                50 калибров;
  • скорострельную артиллерию, пушки французского инженера Гочкиса, к которым относились одноствольные и пятиствольные орудия с длиной калибра 37 и 47 мм.

Артиллерийские установки, стоящие на палубах русских кораблей калибра 37-203 мм имели только ручной привод наведения. Прицелы были только механическими,  их шкалы были проградуированы только до дистанции 40 кабельтов, лучшей дистанцией  боя для кораблей считалась дистанция менее 20 кабельтов. Соответствующие требования предъявлялись и к снарядам для корабельной артиллерии, главная ставка делалась на бронебойные снаряды, фугасные снаряды заказывались крайне редко, а само их использование отрабатывалось редко.
Основным руководящим документом по боевой подготовке  корабельных артиллеристов были «Правила артиллерийской стрельбы» 1892 года. Разработка новых правил была начата в 1901 году, в них уже предусматривалось  ведение пристрелки «уступом», а поражение цели вести «струей» с корректировкой огня по наблюдению знаков падения снарядов,  централизованном управлении огнем старшим артиллеристом корабля.  Разработка правил была закончена в 1903 году, а переход артиллерии флота  на их применение как всегда затянулся
При практическом выполнении стрельб по морской цели стрельба велась по щиту на дистанции не более 15 кабельтов, опыт выполнения стрельбы на дистанции до 30 кабельтов имели только несколько кораблей Тихоокеанского флота.
Только поражение в войне с Японией заставило Россию пересмотреть свое отношение к флоту и вплотную заняться кораблями и их главным оружием артиллерией. Ускоренными темпами начали осваивать новые «Правила артиллерийской подготовки.
В течение почти двух лет думали и планировали, с 1906 года начали вести усовершенствования и доработки артиллерийского вооружения кораблей. У корабельной артиллерии появились оптические прицелы, усовершенствовались приводы горизонтального и вертикального наведения установок, сами артиллерийские установки 152 и 120 мм были доработаны. На 12-дюймовые (305мм) орудия были установлены новые затворы, до 35 градусов увеличили углы вертикального наведения, что позволило увеличить до 110 кабельтов (20км) дальность стрельбы и повысить скорострельность.
Началось  создание новых артиллерийских установок, первой была создана     8-дюймовая (203мм) двух орудийная установка с  пушками Обуховского завода длиной 50 калибров. К концу 1906 года этим же заводом была изготовлена и прошла испытания 6-дюймовая (152мм) картузное орудие длиной 50 калибров. Но  на вооружение было принято более легкое,  скорострельное 130мм  картузное орудие длиной 55 калибров. К началу первой мировой войны основным видом крейсеров становятся артиллерийские крейсера  с артиллерийскими  орудиями  калибра от 100 до 350мм.
В 1913 году Россией были  заложены в Ревеле, Санкт-Петербурге и Николаеве  легкие артиллерийские крейсера типа «Светлана», водоизмещение около 7000 тонн, вооружение 15х130-мм орудий, скорость хода до 30 узлов, до 1916 года было спущено шесть таких кораблей, но полностью достроить их не удалось. Три из них до середины 30-х годов были достроены под названием «Красный Крым», «Червона Украина» и «Красный Кавказ», они  вошли в состав Черноморского флота. Крейсером «Червона Украина», после окончания  Военно-морской академии командовал будущий нарком Адмирал Флота Советского Союза  Николай Герасимович Кузнецов. Служба на крейсерах для него стала такой школой, которой ему хватило на всю жизнь, о чем Николай Герасимович не однократно вспоминал  в своих книгах.image010

 

 

 

 

Крейсер «Червона Украина», командиром,   которого был Н.Г. Кузнецов.

 

 

image012Николай Герасимович Кузнецов командир  крейсера «Червона Украина». В 1935 году командир крейсера   Н.Г. Кузнецов награждается орденом Красной Звезды  «За отличную организацию боевой подготовки на крейсере».

Справка.

Кузнецов Николай Герасимович, свою судьбу с Военно-морским флотом связал еще в 1919 году, вступив добровольцем в ряды Северо-Двинской военной флотилии. В 1922 году окончил 2- х годичную подготовку при училище и был зачислен курсантом в Военно-морское училище им М.В. Фрунзе. После окончания училища в 1926 году  назначен на крейсер «Червона Украина» вахтенным начальником. В 1929-1932 годах учился в Военно-морской академии, в 1932 году назначен старшим помощником крейсера «Красный Кавказ», а в 1933 году командиром крейсера «Червона Украина». 1936 год военно-морской атташе и главный военно-морской советник в Испании, с начала 1938 года командующий Тихоокеанским флотом, в апреле 1939 года назначен Наркомом Военно-морского флота. Все дни войны руководил действиями флота, в первый день войны все атаки авиации были отражены, флот потерь не имел.  В сентябре 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза. Николай Герасимович прожил трудной, но славной жизнью моряка-флотоводца с доброй душой и стальной волей, которого не раз пытались отстранить от флота, а он вопреки всему продолжал ему служить и остался верен до конца жизни. Это он мог только сказать: «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту невозможно».

После революции  длительное время Советский Союз по разным причинам не строил крейсеров для своего Военно-морского флота, однако проектно-конструкторские  работы велись,  кратко  о некоторых проектах военных кораблей,  не построенных  в стране. Это надо помнить и знать потому, что это позволило нашей промышленности в кротчайший срок приступить к строительству кораблей для флота.
В 1935 году были закончены работы над проектом корабля типа «Х», под таким названием проходил он в проектных документах конструкторского бюро. По водоизмещению (более 17000 тонн) и главным размерениям, корабль несколько сравним  с построенными в 50-х годах  легкими  крейсером проекта  68-бис, но по вооружению,  мощности ГЭУ даже несколько их превосходил.
Остановимся более подробно над  проектом  этого  корабля.   В соответствии с предназначением предусматривалось, что  корабль  должен  был скрытно подходить к пункту нанесения комплексного удара, самостоятельно действовать в районах крупных портов и заморских территорий  противника. При боевых действиях корабль должен был   нане­сти  по противнику   комплексный удар с применением авиа­ции, торпедных катеров, сверхмалых подводных ло­док, артиллерии с последующей постановкой на подходах к порту минного заграждения.
По замыслу  использования корабля, нанесение комплексного удара в первую очередь должно было нарушить судоходство в данном районе, парализовать или полностью  исключить поставки морем  на длительное время. Для отражения удара и защиты своих портов и  вла­дений противник вынужден будет отвлекать часть своих сил  и тем самым, смягчается удар со стороны моря по берегам Советского Союза.image014

 Крейсер типа «Х».

Концепция использования корабля,  в какой-то мере  повторяла  тактику  применения  кораблей флота Германией в  1-ой мировой войне,  и была повторена в океанской войне на коммуникациях,  которая велась флотом фашистской Германии во 2-ой мировой войне.
Для решения планируемых задач корабль должен был иметь  соответствующее вооружение, проектом предусматривалось иметь главный калибр,  4х3-240 мм орудия вес снаряда 235 килограмм  дальность стрельбы  более  230 кабельтов, для обеспечения противовоздушной обороны корабля установить   6х2-130 мм орудий, 6х1-45 мм орудий и 4-12,7 мм пулемета.
Для обеспечения стрельбы главного калибра предусматривались два комплекта приборов управления стрельбой с двумя командно-дальномерными постами управления (КДП).
Проектом впервые на крейсере планировалось разместить  девять   самолетов в ангаре. Для их применения на ходу пре­дусматривались катапульта  для обеспечения взлета и специальный «фар­тук» для подъема гидросамолета на борт без остановки корабля. «Фартук»  представлял собой тент, опускаемый за борт и буксируемый за кораб­лем или рядом с ним в зависимости от конструкции. На этот тент «въезжал» своим ходом,  севший на воду гидросамолет. После въезда на тент гидроса­молет перемеща­лся вместе с кораблем,  корабельный кран на ходу снимал само­лет с тента и устанавливал на палубе.
Кроме того, на корабле должны были размещаться 2 торпедных катера, 2 сверхмалые подводные лодки и до 100 мин. Крейсер проекта «X» не был построен, на что был ряд объективных причин.
Большинство  образцов  вооружения крейсера, планируемого к установке на корабле, не существовали даже в чертежах, велась только их разработка, в частности, универ­сальные  130-мм артиллерийские установки в Советском Союзе появи­лись только в пятидесятые годы.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) паросиловая должна была  иметь     6 главных котлов и при мощности 210000 лошадиных сил обеспечить ход до    38,0 узлов, но концепция её строились на применении прямоточных кот­лов, которые  на кораблях  не применялись и  относились к мало исследо­ванной области и работы по их разработке только велись.
Сегодня, когда эпоха артиллерийских крейсеров закончилась, имея уже опыт использования крейсеров примерно такого  водоизмещения, это корабли проекта 68-бис типа «Свердлов», это было смелым решением для того времени.

В 1940 году была практически закончена разработка документов тяжелого крейсера проекта 69 типа «Кронштадт». Проектировались они  коллективом Ленинградского центрального конструкторского бюро №-17 (ЦКБ-17) под руководством известного проектировщика кораблей В.А.Никитина. Тяжелые крейсера «Кронштадт» и «Севастополь» строились в соответствии с принятой десятилетней программой  создания «Большого океанского флота», намеченной на 1937-1946 годы. Тяжелые крейсера,  задумывались для борьбы с тяжелыми крей­серами  противника, кроме этого они  предназначались для поддерж­ки  своих легких сил в отдаленных районах. Главным же предназначением тяжелых крейсеров были самостоятельные действия на коммуникациях противника.
Совместные действия тяжелых крейсеров с новыми, строящимися  артиллерийскими  кораблями  практически не рассматривались. Это объяснялось неудобством,  сосредоточения огня артиллерии кораблей различных калибров по одной цели, имеемые на кораблях технические средства управления огнем, делать это не позволяли. Отсутствие системы комплектования флотов кораблями и неопределенностью, которая наблюдалась в Советском  Военно-морском флоте в  распределении новых, строящихся или построенных  ко­раблей по различным театрам.
Первым 5 ноября 1939 года в Николаеве заложили «Севастополь», а уже 30 ноября 1939 года в Ленинграде закладывается второй корпус «Кронштадт» технический проект корабля утвердили только в апре­ле 1940 года.
Корабль должен был быть водоизмещением 35000-42000 тонн, иметь гладкопалубный клепа­ный корпус с плавным подъемом верхней палубы к форштевню, развалом носовых шпангоутов, этим  обеспечивалось  применение артиллерии при волнении  моря до 8 баллов. Проект предусматривал  иметь на корабле три палубы, три платформы, двойное дно, корпус делился водонепроницаемыми переборками на  25  автономных   отсеков.

image016

Тяжелый крейсер «Кронштадт», заложен 30 ноября 1939 года в Ленинграде.

Длина корабля по проекту должна была быть более 250,0 метров, ширина 32,0 метра, осадка около 10,0 метров. Мощность главной энергетической установки 210000 лошадиных сил при работе 12 главных котлов должна была обеспечить ход  до 33,0 узлов.
Хорошо были предусмотрены, продуманы и спроектированы  вопросы по обеспечению живучести корабля, обеспечению непотопляемости и улучшению пожаробезопасности,  по расчетам крейсер мог, находится  на плаву при затоплении пяти смежных отсеков.
Проектом предусматривалось, иметь на корабле комплексную систему защиты,  главный броневой пояс защищал около 80% дли­ны корабля по ватерлинии. Впервые предусматривалось  применение конструктивной и  подводной защиты нового типа, она состояла из пяти продольных переборок тол­щиной 10, 18, 14, 16 и 7 мм. Первый от диаметральной плоскости корабля отсек являлся фильтрационным и одновременно служил кори­дором для кабельных трасс. Далее следовали три от­сека, заполненных мазутом или замещающей его водой. Полость булей ничем не заполнялась, и они  служили камерой  расширения газов  при подрыве.
Предусматривалось, достаточно мощное бронирование артиллерийских башен главного и противомин­ного калибров, главного командного пункта, команд­ных пункта боевых частей, они  были защищены 50 мм броней. Для предотвращения проникновения снаря­дов внутрь цитадели через дымоходы последние прикрывались броневыми колосниками.
Теоретически главный бронированный  бортовой пояс корабля не должен был пробиваться   280-мм снарядами  на дистанции более 70 кабельтов, а горизонтальное бронирование на дистанции менее 140 кабельтов. Бронирование  должно было выдержать попадание 250 килограммовой  авиабом­бы. Бортовая подводная защита рассчитывалась на контактный взрыв, эквивалентный   500 килограммов  тротила, что считалось для конца  30-х годов высоким показателем.
В проекте  было много внимания  уделено вопросам обеспечения взрывопожаробезопасности артиллерийского вооруже­ния. Погреба главного калибра было предусмотрено сместить  относи­тельно оси вращения башни в нос и корму. Весь тракт подачи боеприпасов на корабле должен был делить­ся,  специальными автоматическими устройствами-захлопками, на отдельные изолированные в противопожарном отношении участки.
Все эти конструктивные введения должны были исключить попадание пламени в погреба в случае воспламенения боеприпаса в линии подачи или в башне. Зарядные погреба, как более пожароопасные, размещались у днища корабля, подальше от районо возможного воздействия  снарядов и авиабомб.
Артиллерийские сна­ряды, как менее пожароопасные, но более чувствительны к детонации, погреба с ними планировали разме­стить над зарядными погребами  дальше от возможного воздействия торпед и мин.
Для  гарантированного и надежного обеспечения пожаробезопасности артиллерийских погребов с боезапасом, была предусмотрена  установка в них систем орошения и затопления.
Система орошения в виде трубопроводов с распы­лителями должна была подключаться к общекора­бельной пожарной магистрали посредством быстрооткрывающихся клапанов, которые от­крывались вручную со специального трюмно­го поста  либо дистанционно. Корабельные пожарные насосы должны были обеспечить давление воды в пожар­ной магистрали    до   18 атмосфер, а сама магистраль кольце­вого типа проектировалась с шестью перемычками, что значительно повышало ее живучесть. Как резерв, для запаса воды в системе орошения,   дополнительно предусматривалось разместить по кораблю шесть пневмоцистерн с водой.
Затопление погребов планировалось осуществлять со специальных трюмных постов электромеханической  боевой части, самотеком через ­пе­репускные клапаны в палубах погребов, то есть затоп­ление снарядных погребов могло произойти толь­ко после затопления ниже расположенных заряд­ных погребов. Время затопления зарядных погре­бов должно было составить 3-4 минуты, а снаряд­ных — около 15минут.
Боевые  возможности  тяжелого крейсера определялись техническими характеристиками  и  качеством артиллерии  башен 3х3-305 мм, 4х2-100 мм,   7х4-37 мм, 10х4-24 мм. Артиллерия главного калибра  должна была иметь скорострельность более 3 выстрела в ми­нуту и максимальную дальность стрельбы  260 кабельтов. Боекомплект, имеемый на корабле,  давал возможность большого выбора боеприпасов при ведении боя, позволял применять ар­тиллерию, исходя из конкретно складывающейся в бою обстановки.
Боевой заряд позволял вести огонь на предельных дистанциях, пониженно-боевой на дистанциях до 180 кабельтовых и давал возможность пора­жать,  прежде всего,  менее защищенную палубу.
Уменьшенный заряд предназначался для ведения боя с внезапно обна­руженным противником ночью и в условиях пло­хой видимости на дистанциях приблизительно около  40 кабельтов.
Разрабатывае­мые, планируемые к установке,  приборы управления стрельбой  обеспечивали при доста­точной видимости надежное управление огнем на всех дистанциях боя. При ведении огня за види­мый горизонт предусматривалась автоматизиро­ванная корректировка огня с помощью самолета. Для этого разработали специальный комплекс приборов для корабля и самолета.
При­боры давали возможность  определить местополо­жения своего корабля и корабля-цели относительно самолета. По связи необходимые данные, передавались на корабль и устанав­ливали вручную,  в прибор корректировки стрель­бы, где они преобразовывались в курсовой угол и дальность до цели, а затем поступали в центральный автомат стрельбы для выработки необходимых данных для ведения огня по цели.
Высокие характерис­тики артиллерийского вооружения поставили под вопрос сроки ввода корабля в строй, через год после начала постройки готовность приборов управления стрельбой для главного калибра не превышала 20%, артиллерийская установка  бала еще  на стадии проектирования.
В этих условиях руководство страны пошло на беспрецедентный шаг по изменению проекта уже строящихся столь крупных кораблей, было принято решение по установке на корабли артиллерийских башен калибра 380-мм и      406-мм  немецкого производства.
В 1939 году установились нормальные дипломатические отношений с Германией, что позволило заключить договор на закупку 2-406 мм и 2-380 мм артиллерийских  башен с заложенных, но прекра­щенных строиться  линкоров.

Не дожидаясь заключения договора на поставки артиллерийского оружия, в июле 1940 года утвердили ТТЗ на переработку проекта под импортное вооружение, получивший проект стал идти под  номером  69-И.
Переработка проекта показала, что размещение нового вооружения потребует значительных изменений общего расположения и размера  помещений. Для размещения новых приборов и оборудования, необходимо  будет увеличить размер боевой рубки.  Все эти, внесенные  измене­ния привели к увеличению водоиз­мещения и осадки корабля.
В нояб­ре 1940 года договор с Германией на поставку артиллерийского      воо­ружения для крейсеров проекта  69-И был заключен, но в Советский Союз они так  и не поступили.
С началом Великой Отечественной войны по­стройку крупных кораблей, в том числе крейсе­ров проекта 69-И были прекращены, их техническая  готовность к этому моменту составляла около 12%.
«Кронштадт» всю вой­ну простоял под артобстрелом и бомбежками на стапеле в Ленинграде, «Севастополь», строящийся в Николаеве, немцы частично разобрали на металл. После окончания войны крейсера, реши­ли не достраивать,  и в 1947 году корпуса были,  сданы на слом. Это была еще одна попытка построить артиллерийский корабль, соответствующий мировым стандартам, а по многим параметрам и лучшим в мире.

В первой половине 1941 года Наркомом Военно-морского флота Н.Г.Кузнецовым было утверждено оперативно-тактическое задание (ОТЗ) на проектирование тяжелого крейсера проекта 82. Флотом крейсер задумывался, как многоцелевой корабль, предназначенный для борьбы с тяжелыми крейсерами, поддержке своих  легких сил, подавления береговых батарей противника и ведения боевых действий на неприятельских коммуникациях. Проектное нормальное водоизмещение предусматривалось более 35000 тонн, полное более      42000 тонн. Проектирование началось ЦКБ-17 в мае 1941 года и продолжалось всю войну, И.Сталин оказывал существенное влияние при выработке и принятии решения по основным вопросам создания корабля.
Начавшаяся война временно приостановила работу над обсуждением деталей проекта, вернулись к работе с проектом только в 1943 году, произошло обсуждение вопросов, связанных с водоизмещением и вооружением. Повторно к рассмотрению оперативно-тактического задания (ОТЗ) вернулись только в 1948 году. При  обсуждении тактической характеристики будущего тяжелого крейсера вопросов не возникло, были только сомнения у промышленности по срокам готовности, части вооружения и механизмов.  И. Сталин присутствовал при обсуждении, лично рассмотрел и одобрил основные тактико-технические элементы корабля. Дал указание ускорить создание серии из трех кораблей, которые должны одновременно закладываться и строиться на заводах в Николаеве, Ленинграде и Молотовске (Северодвинске).

image018

                              Корабль проекта 82 типа «Сталинград»

 31 декабря 1951 года в городе Николаеве заложили головной корабль «Сталинград», в сентябре 1952 года в Ленинграде закладывается  тяжелый крейсер «Москва», в конце 1952 года в городе Молотовске  на судостроительном заводе  был заложен третий корабль.  Корабль был задуман И.Сталиным, проектировался и строился под его постоянным контролем, не случайно головному кораблю было присвоено имя «Сталинград».
Несмотря на некоторую схожесть заложенных тяжелых крейсеров проекта 82 с проектом 69, это были качественно новые кораб­ли.  Паросиловая установка мощностью 280000 лошадиных сил с четырьмя  ГТЗА  при работе 12 главных котлов  должна была  обеспечить ход более  35,0 узлов.

Основные тактико-технические характеристики корабля:

Водоизмещение:

— стандартное 36500 тонн;

— полное более 42 000 тонн

Размерения:

— длина 274 метра;

— ширина 32,0 метра;

— осадка более 9,0 метров.

Вооружение:

— главный калибр 4х3-305мм АУ;

— универсальный калибр 6х2-130мм АУ;

— автоматы 6х4-45мм и 10х4-25мм.

Крейсеры типа «Сталинград» представляли собой не переработанный старый проект предыдущих артиллерийских кораблей, а действительно новый, взявший  в себя все новое и передовое, что имелось в это время в мировом военном судостроении. Было обращено серьезное внимание на обеспечение живучести корабля, его броневую защиту.
Планировалось применить новую технологию строительства, гладкопалубный корпус собирался из объемных и плоских секций с применением сварки, делился  переборками на 23 водонепроницаемых отсека. Главный бро­невой пояс имел угол наклона 15° и уходил под воду на глубину 1,7 метра, по расчетам он должен был обеспечить защи­ту от попадания 203-мм снаряда с дистанции бо­лее 65 кабельтов, а горизонтальное бронирование  до дистанции 175 кабельтов. Броневые палубы должны были выдержать прямое попадание 500-килограммовой  авиабомбы, сброшенной самолетом с высоты 3000 метров.
Подвод­ная конструктивная защита рассчитывалась на контактный взрыв 500 килограммов тротила,  и состояла из трех-четырех продоль­ных переборок. Пространство между второй и четвертой сферическими переборками заполнялось топливом или замещающей его водой.
Впервые в отечествен­ном кораблестроении крейсер на протяжении всей цитадели имел тройное дно, его внешняя обшивка выполнялась  из броневой стали   толщиной 20 мм, второе дно имело толщину 18 мм, а третье от 10 мм  до 18 мм. По утвержденному проекту  вооружение крейсеров должно было состоять,  главный калибр  3х3-305 мм орудия,  с длиной ствола 61 калибр дальностью стрельбы 290 кабельтов. Универсальный калибр 6х2-130 мм орудия. Стрельбу артиллерии, должны были  обес­печить три системы управления огнем.  Основу всех трех систем  управления  огнем, должен был  составить универсальный автомат стрельбы.  Он мог  обеспечить стрельбу по морской, воздушной,  береговой  целям.
Противовоздушную оборону корабля обеспечивали: 6х4-45мм автомата и 6х4-25 мм автомата.
Можно предположить, что с вступлением в строй тяжелых кораблей типа «Ста­линград» Советский Военно-морской флот получил бы мощный, до­статочно хорошо сбалансированный артиллерийс­кий корабль, который отвечал всем требованиям к современному  артиллерийскому кораблю  и мог бы послужить флоту.
Достройка их не состоялась после смерти И.В.Сталина, в первую очередь из-за проявленной не настойчивости командования флота. Штаб Военно-морского флота,   по всей видимости, не имел проработанной и обоснованной концепции использования таких кораблей в составе Вооруженных Сил. Больше всего прекращению строительства  была  рада наша промышленность, которая была не  в полной мере готова строить такие корабли. Так на заводах Советского Союза,  было прекращено  строительство линкоров и крейсеров  большого водоизмещения.
Как результат в начале 50-х годов мы не имели необходимого  количества  ни надводных кораблей,  ни подводных лодок соответствующих современным требованиям.
Сегодня можно предположить,  имея такие корабли нам проще было бы осваивать новый вид деятельности флота боевую службу и решать многие, в том числе и политические вопросы.

 Тактическая характеристика
тяжелых крейсеров,
проектируемых в КБ Советского Союза

№п./п.            Проект, тип, годОсновныеЭлементы Пр. «Х»1935 год Пр. 69«Кронштадт»1940 год Пр. 82«Сталинград»1951 год
1 Водоизмещение (тонн)стандартное – полное 15520-17350 35250-41500 36500-42300
2 Размеры (м)ДлинаШиринаОсадка

250,0

32,0

9,0

251,0

32,0

9,5

274,0

32,0

9,0

3 Главная энергетическаяУстановка (тип)Мощность л.с.Число ГТЗАЧисло котлов

Паросиловая

210000

3

6

Паросиловая

210000

3

12

Паросиловая

280000

4

12

4

Скорость (узлы)

38

33

35

5

Дальность (мили)

900

8000

5000

6

ВооружениеГлавный калибрУнивер-й калибрЗенитный калибрТАГидросамолетыКатапульты 4х3-240мм6х2-130мм6х1-45мм4-12,7мм2х3-533мм

9

1

3х3-305мм4х100мм7х4-37мм10х4-25мм

2

1

6х4-25мм

7

Бронирование (мм.)НаибольшееНаименьшее 15275 33040 76050

8

Экипаж (человек)

715

1037

1712

 

Одной из причин большого временного перерыва в строительстве крейсеров для Военно-морского флота была  не готовность  Советской кораблестроительной отрасли, неготовность промышленности к поставкам необходимого  для строительства кораблей оружия и технических средств, средств, для обеспечения живучести, скорости хода. Главным препятствием подъема отечественного военного кораблестроения являлось наше научно-техническое отставание от промышленно развитых стран, ослабление научно-технического и технологического потенциала государства.
Это время закончилось, и стало возможным  всерьез заняться своим военным флотом. Учитывая, что самыми мощными и современными надводными кораблями флотов мира  являлись артиллерийские крейсера, вопрос встал о их строительстве. Разработка проекта новых крейсеров вело ленинградское Центральное конструкторское бюро №-17. Создаваемые крейсера предназначались для действий в составе эскадры. Эскадра как оперативно-тактическое объединение флота прошла через испытания временем и войнами, зарекомендовав себя оптимальной структурой выполняющей государственную задачу вдали от своих берегов.

Первое поколение
отечественных артиллерийских крейсеров  Советского  Союза.

Практические работы над проектом первого советского легкого крейсера начались в 1932 году. Главным конструктором проекта был А.И. Маслов.  В разработке проекта и постройке первого Советского крейсера участвовали  коллективы научно-исследовательских институтов, сотни различных предприятий и объединений страны. Участие, в строительстве первенца Военно-морского флота Советского Союза,  принимали ученые кораблестроители А.Н.Крылов, Ю.А.Шиманский, П.Ф.Папкович. Артиллерией главного калибра занимался коллектив, возглавляемый Д.Ф.Устиновым, будущим Маршалом и Министром обороны СССР. Проектом предусматривалось иметь водоизмещение корабля около 7000 тонн, скорость до 37 узлов, вооружение  3х2-180мм орудий, но в 1934 году было принято предложение вместо 2-х орудийных башен иметь 3-х орудийные башни. В 1935 году 22 октября  в Ленинграде на Балтийском заводе состоялась закладка головного крейсера, на котором присутствовали Председатель ЦИК М.И. Калинин и начальник морских сил СССР В.М. Орлов, через год корабль был спущен на воду, в 1938 году вошел в боевой состав Балтийского флота.

Справка.

Первые легкие крейсера Советским Союзом были заложены только во второй половине 1935 года, это были крейсера проекта 26, типа «Киров» их было заложено и построено 6 единиц, два «Киров», «Ворошилов» по проекту 26, четыре «Максим Горький», «Калинин», «Молотов», «Каганович»  по проекту  26-бис.

 Закладка головного состоялась в октябре 1935 года в Ленинграде на Балтийском заводе, 30 ноября 1936 года произведен спуск корабля, в сентябре 1938 года на корабле поднят  Военно-морской флаг. Крейсер «Киров» в то время, считался сильнейшим легким крейсером мира.

image020

Краснознаменный крейсер «Киров».

 

image022

Крейсер проекта 26-бис «Максим Горький».

 

Основные

тактико-технические характеристики кораблей проекта 26.

Водоизмещение, тонн:

  • стандартное      7880;
  • нормальное       8545;
  • полное                9536.

Основные  размерения, метров:

  • длина                  191,0;
  • ширина               17,7;
  • осадка ср.           6,2;
  • высота борта      10,1.

Энергетическая установка паросиловая, два ГТЗА, 6 котлов мощность

113 000 лошадиных сил.

Скорость   36 узлов.

Дальность (ск.18 узлов)   3750 миль.

Вооружение:

ГК 3х3-180-мм башенные установки Мк-3-180;

ПВО 12х2-37-мм автомата;

2х3 ТА, 2 бомбосбрасывателя;

Два гидросамолета-разведчика «КОР-1», катапульта

Бронирование:  борт и палуба — 50 мм, боевая рубка -150 мм.

Экипаж  724 человека.

Создание крейсера проекта 26 типа «Киров» был важный этап для отечественного судостроения, это был первый крупный боевой корабль Советской постройки. Построенный корабль был для своего времени воплощением последних достижений науки и техники, по всем основным характеристикам крейсер не уступал лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым и превосходил.
Основные достоинства заключались  в очень сильном артиллерийском вооружении, высокой степени автоматизации систем управления огнем, мощной энергетической установки, достаточно высокой скорости хода при таком водоизмещении. Надежными стали средства обеспечения живучести, улучшены условия размещения  экипажа и обитаемость.
Матросский клуб, баня, души, оборудованные кубрики, библиотека, лазарет, приемная амбулатория с рентгеновским и стоматологическим  кабинетами все это было большим шагом вперед в обеспечении бытовых условий экипажа по сравнению с другими кораблями.
Корабль обладал и некоторыми недостатками, слабой была противоторпедная защита, не совсем удачно были размещены на корабле средства противовоздушной обороны. Уникальные баллистические характеристики орудий главного калибра, они при весе снаряда 97,5 килограмма мог стрелять на дальность 37,0 километров, не были подкреплены соответствующей живучестью каналов стволов.  Размещение трех орудий башни главного калибра в одной люльке, ослабляло живучесть артиллерии, попадание одного снаряда в башню выводило из строя  все орудия. Тем не менее,  длительное время крейсер «Киров» был самым мощным кораблем в мире.
С первого дня войны головной корабль серии  крейсер «Киров» участвует в обороне Рижского залива и Таллинна, обстреливает позиции врага, отражает налеты авиации, участвует в обороне Ленинграда.  При наступлении Советских войск главный калибр крейсера своим огнем поддерживал наступление сухопутных войск. Первым из кораблей Балтийского флота экипаж крейсера был награжден орденом Красного Знамени.
В 60-х годах крейсер преобразуется в учебный корабль и регулярно совершает походы с курсантами Военно-морских училищ по Балтийскому морю с заходами в порты Польши и ГДР.
После исключения корабля из боевого состава Военно-морского флота две носовые башни дивизиона главного  калибра установлены в городе Ленинграде  в качестве памятника.

Второе поколение

отечественных артиллерийских крейсеров
Советского Союза.

Следующим поколением легких крейсеров, были корабли  проекта 68,  типа «Чапаев», их разработка велась ленинградским Центральным конструкторским бюро №-17 (ЦКБ-17) в 1938 году. В соответствии с тактико-техническим заданием они предназначались для действий в составе эскадры:

  • для вывода легких сил в атаку;
  • поддержки передовых сил и сил разведки;
  • охрану кораблей эскадры от легких сил противника.

Были учтены недостатки артиллерии главного калибра  на крейсерах типа «Киров» для крейсеров проекта 68, специально были спроектированы орудия главного калибра-152мм, пушки Б-38 и трехорудийные установки МК-5.

Техническим проектом, утвержденным в июле 1939 года,  было определено:

Водоизмещение, тонн:

  • стандартное      10620;
  • нормальное       13300.

Основные  размерения, метров:

  • длина                  199,0;
  • ширина               18,7;
  • осадка ср.           5,8;

ГЭУ паросиловая, два ГТЗА, 6 котлов КВ-68, мощность ГЭУ — 110 000 лошадиных сил.
Проектом было предусмотрено усиление бронирования носовой и кормовой траверзы до 120 мм. Согласно плану судостроения, на период 1938-1942 годов планировалось построить 17 кораблей. Было  заложено только 7 единиц, после окончания войны, с учетом опыта боевых действий, были внесены необходимые изменения в проект  корабля, была произведена  достройка пяти  кораблей  по проекту  68-к.

image024

Крейсер проекта 68-к типа «Чапаев».

 Справка.
По проекту 68-к типа «Чапаев», после окончания войны были построены  крейсера  «Чапаев», «Куйбышев», «Фрунзе», «Комсомолец», «Железняков».

Их постройка и передача Военно-морскому флоту Советского Союза  стала еще одним шагом вперед нашего отечественного кораблестроения и промышленности. Освоение новых кораблей, отработка ими задач в море  подняли престиж флота и государства в мире.

Основные

 ТТХ кораблей проекта 68-к

Водоизмещение, тонн:

  • стандартное      11130;
  • полное               14040.

Основные  размерения, метров:

  • длина                  199,0;
  • ширина               19,5;
  • осадка ср.           6,8;

Энергетическая установка паросиловая, два ГТЗА, 6 котлов мощность ГЭУ 110 000 лошадиных сил.

Скорость                        33 узла.

Дальность (ск.18 узлов)   6360 миль.

Автономность               30,0 суток.

 

Вооружение:

ГК 4х3-152-мм башенные установки Мк-5;

ПВО УК 4х2-100-мм СПБ АУ СМ-5,   14х2-37-мм автомата;

Бронирование: борт и палуба 50-100 мм, боевая рубка 150 мм, башни главного калибра  175 мм.

Экипаж  1185 человек.

Крейсера проекта  68-к, являлись более совершенными по сравнению с проектом 26-бис и были шагом вперед в повышении боеспособности флота. Практически на 1/3 увеличено водоизмещение, возросли размеры  корабля, дальность плавания и автономность, Улучшена живучесть, усилены средства противовоздушной обороны  и бронирование.

Последнее поколение  

отечественных артиллерийских крейсеров Советского Союза.

В начале 1947 года было выдано  тактико-техническое задание (ТТЗ) на крейсер проекта 68-бис. Главным конструктором проекта был А.С. Савичев, проект был готов через полгода. Крейсер проекта 68-бис явился наиболее совершенным артиллерийским кораблем отечественного флота того периода и являлся вершиной эволюции военно-морской техники. Артиллерийское вооружение корабля было самым мощным на  отечественном флоте и превосходило артиллерийское вооружение английских крейсеров «Белфаст», «Шеффилд» и «Тайгер», практически на равных они были по вооружению с американскими легкими крейсерами типа «Кливленд» и «Ворчестер».
Специально для строительства этих крейсеров впервые в отечественном кораблестроении было разработана новая технология кораблестроения с формированием цельносварных корпусов.
Корабли проекта 68-бис качественно отличались от кораблей проекта 68-к типа «Чапаев» эти  изменения были заложены при разработке и проектировании, они состояли в следующем.
Подвергся изменению, в сторону  усиления броневой пояс от 32 до 170-го шпангоутов до 100мм, рулевое и румпельное отделения корабля  переборки  до 100 мм, палуба 50 мм, боевая рубка от 100 до 130 мм, башни главного калибра от 75 до 130 мм. Конструктивной подводной защиты не предусматривалось, непотопляемость обеспечивалась при затоплении трех любых смежных отсеков.
Произошли изменения в вооружении корабля,  артиллерия ГК крейсера была модернизирована, вместо  152 мм трехорудийных установок МК-5 устанавливали 152 мм трехорудийные установки  МК-5-бис с системами управления стрельбой «Молния АЦ-68-бис».
Значительно усиливались зенитные средства число орудий 100-мм АУ доведено до шести, зенитных 37-мм автоматов до 16 спаренных установок.
Боекомплект для артиллерии главного калибра предусматривал наличие на корабле снарядов бронебойных, полубронебойных, осколочно-фугасных и осветительных парашютных с зарядами боевыми и понижено-боевыми, обеспечивалась дальность стрельбы до 24000 метров.
На кораблях впервые было установлено размагничивающее устройство, для корпуса применялась более прочная сварная сталь.
Мореходность корабля обеспечивала плавание при любых погодных условиях. Внесенные изменения привели к увеличению водоизмещения, главных размерений корабля.
Впервые корпус крейсера был выполнен цельносварным, водонепроницаемыми переборками он был разделен на 25 водонепроницаемых отсеков.
Впервые на кораблях этого проекта радиоэлектронные средства корабля позволяли организовать полноценную систему воздушного, надводного, подводного наблюдения, выдачу целеуказания и управление артиллерийским огнем. Закладывалась организация по сбору, обработке и ведению анализа обстановки воздушной, надводной и подводной.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля не многим отличалась от корабля проекта 68-к. Каждый эшелон состоял из главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА) типа ТВ-7 производства Харьковского турбогенераторного завода мощностью 55000 лошадиных сил, трех водотрубных котлов типа КВ-68 производительностью 105 тонн пара в час, перегретый пар вырабатывался под давлением 25 атмосфер, при температуре 300- 340 градусов.
Два  турбозубчатых агрегата и шесть главных котлов находятся в отдельных автономных водонепроницаемых отсеках и обеспечиваются  двумя комплектами вспомогательных механизмов. Каждый ГТЗА может работать только на свой валопровод, правый  носовой машины длиной 84, 9 метра, левый кормовой машины длиной  43,7 метра. Гребные валы 50 см толщины вращали два латунных винта диаметром 4,58 метра и массой 16, 4 тонны.
Энергетическая система постоянного тока напряжением 220 вольт, включает пять турбогенераторов типа  ТГ-300 и четыре дизель-генератора  типа ДГ-250 их суммарная мощность 2500 Вт.
Запасы топлива — 4000 тонн, масел- 90 тонн, дизельного топлива — 80 тонн, питательной воды для котлов -317 тонн, позволяли автономно 30 суток выполнять боевую задачу и пройти 9000 миль.
Строительство крейсеров было развернуто на четырех заводах,  в Ленинграде (заводы №189 и №194), Николаеве (№444), Молотовске (№402).
Планировалось построить 25 крейсеров, 14 единиц было построено, а еще 7 заложенных кораблей, с усиленными средствами ПВО,  не были достроены, в разной степени готовности  они  были разделаны на металл.

image038                                              Крейсер проекта 68-бис «Свердлов».

Справка.
По проекту 68-бис, в течение 1949 — 1955 годов, были построены легкие крейсера: «Свердлов», «Дзержинский», «Орджоникидзе», «Жданов», «Александр Невский», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Александр Суворов», «Октябрьская революция», «Адмирал Сенявин», «Михаил Кутузов», «Дмитрий Пожарский», «Мурманск».

Основные

тактико-технические данные построенных, легких  крейсеров пр.68-бис.

Водоизмещение:

  • стандартное -13290 тонн,
  • полное -16970 тонн.

Основные   размерения:

  • длина наибольшая -210 метра,
  • ширина- 22 метра,
  • осадка -7,8 метра.

Мощность ГЭУ —  128000 лошадиных сил.

Скорость хода -33 узла.

Автономность – 30 суток.

Дальность плавания – 9000 миль (скорость-18 узлов).

Бронирование:

  • борт — 100 мм, башни -175 мм, палуба — 50 мм,

боевая рубка –130 мм.

Вооружение:

  • 4×3- 152-мм АУ ГК,  6х2- 100-мм АУ УК, 32х2- 37-мм автомата,

2×5 — торпедных аппарата.

image028

Третья и четвертая башни дивизиона главного калибра крейсера  «Мурманск», вес около 250 тонн, личного состава по боевому расписанию от 55 до 63 человек,  корабль на переходе морем.

Механизмы:

  • 2 турбины типа ТВ-7, 6 котлов типа КВ-68,
  • 2 винта диаметром 4,6 метра.

Радиолокационное вооружение (радиолокационные станции):
Воздушного наблюдения – «Гюйс-2», обнаружения надводных целей – «Риф», навигационная – «Нептун» 2-еденицы, радиолокационного обнаружения – «Мачта», подводных целей – «Тамир-5н». Экипаж — 1270 человек.
Построенные крейсера проекта 68-бис, типа «Свердлов» Советского Союза были лучшими артиллерийскими кораблями своего времени. Крейсера были «архитектурно» красивы, ярусы башен главного и универсального калибров, изящный  корпус,  узкий, стремительный  силуэт  с фок и грот  мачтами, деревянная палуба, хорошая скорость.
Корабль,  проектируемый с учетом опыта прошедшей войны и  построенный  после войны,  обладал хорошей живучестью, проектом предусматривалось до пяти степеней резервирования отдельного  оружия и механизмов на случай их выхода из строя.
Сравнение боевых возможности артиллерии  наших Советских крейсеров  с аналогичными кораблями иностранных государств по критериям:

  • дальность стрельбы;
  • вес артиллерийского снаряда;
  • скорострельность артиллерийской установки.

Показывают преимущество отечественной  артиллерии крейсеров  проекта 68-бис над всеми аналогичными в мире.
В процессе эксплуатации, часть крейсеров были подвергнуты модернизации, в основном это коснулось установки новых радиолокационных средств  и средств,  противовоздушной обороны.
Четырнадцать, построенных крейсеров для Военно-морского флота Советского Союза верой и правдой служили родному Отечеству на всех четырех флотах, и долгое время являлись их гордостью.
Больше всего крейсеров было на Балтийском флоте – пять «Свердлов», «Орджоникидзе», «Адмирал Ушаков», «Жданов», «Октябрьская революция».
Меньше на Черноморском флоте – четыре «Адмирал Лазарев», «Дзержинский», «Адмирал Нахимов», «Михаил Кутузов».
Два на Северном флоте – «Мурманск», «Александр Невский» и три на Тихоокеанском флоте –  «Адмирал Сенявин», «Дмитрий Пожарский», «Александр Суворов».image030

Крейсер проекта 70-Э «Дзержинский».

image032

Крейсер «Александр Невский».

image034                                                   

                                                Крейсер «Адмирал Нахимов».

 image036

Крейсер «Октябрьская революция» у причала в базе города Балтийск.

 image038

Крейсер «Адмирал Сенявин».

 image040

                                                      Крейсер «Мурманск».

Из всех построенных проектов кораблей большого водоизмещения артиллерийские крейсера проекта 68-бис  были самой большой и удачной серией кораблей длительное время входивших в боевой состав кораблей Военно-морского флота.
Крейсера  проекта 68-бис и их экипажи  в 60-х годах участвовали в освоении нового видам деятельности  Военно-морского флота  несение боевой службы в отдаленных районах Мирового Океана. В это время экипажи крейсеров взяли на себя  основную тяжесть выполнения задач боевой службы, поставленных кораблям ВМФ, что требовало от командиров повышения уровня морской  культуры и выучки, умения управлять экипажем в условиях длительного плавания вдали от родных  берегов. Эта задача была с честью решена экипажами этих кораблей под руководством их командиров. Крейсера дали путевку в жизнь многим выдающимся   людям.

Легкие крейсера
проекта 68-бис, жизненный цикл

 

№ п./п.

 

 

 

Название

 

корабля

 

Заводской номер

Завод строитель

 

Д  а  т  ы

Исключен из состава ВМФ

Срок нахождения в боевом составе

заложен

спущен на

воду

передан флоту

поднят флаг

1

Свердлов

408

БЗ

15.10.49

5.07.50

15.5.52

318.52

30.5.89

23

 

2

Дзержинский

(70-Э)

374

ЧСЗ

21.12.48

31.08.50

18.6.52

30.08.52

12.10.87

30

3

Орджоникидзе

 

600

СМЗ

19.10.49

17.9.50

18.8.52

30.08.52

24.01.63

14

4

Жданов

(68у-1)

419

БЗ

11.02.50

27.12.50

31.12.52

25.01.53

19.04.90

32

5

Александр Невский

625

СМЗ

30.05.50

7.06.51

31.12.52

15.03.53

30.05.89

27

6

Адмирал Нахимов

375

ЧСЗ

27.06.50

29.06.51

27.03.53

08.04.53

28.07.60

10

7

Адмирал Ушаков

(68а)

626

СМЗ

6.02.51

29.09.51

8.09.53

19.09.53

16.09.87

25

8

Адмирал Лазарев

636

СМЗ

6.12.51

26.06.52

30.12.53

18.02.54

12.10 86

20

9

Александр Суворов

436

БЗ

31.08.51

15.05.52

31.12.53.

18.02.54

15.12.89

35

10

Октябрьская революция

(68а)

501

СМП

25.09.53

25.05.54

30.11.54

128.12.54

16.09.87

27

11

Адмирал Сенявин

(68у-2)

437

БЗ

31.10.51

22.12.52

30.11.54

18.12.54

30.05.89

33

12

Михаил Кутузов

(68а)

385

ЧСЗ

23.02.51

29.11.51

30.12.54

31.01.55

Музей ВМФ

Новороссийск

(2000 г)

13

Дмитрий Пожарский

445

БЗ

31.03.52

25.06.53

31.12.54

31.01.55

05.03.87

29

14

Мурманск

 

302

СМП

28.01.53

24.04.55

22.09.55

06.10.55

01.12.89

34

 Условные обозначения:

  • БЗ — Балтийский судоремонтный завод г. Ленинград;
  • СМЗ — Судомеханический завод г. Ленинград;
  • ЧСЗ — Черноморский судостроительный завод г. Николаев;
  • СМП — Северное машиностроительное предприятие г. Молотовск;
  • КР — Капитальный ремонт;
  • КС — консервация;
  • МД — модернизация;
  • СрР — Средний ремонт.

  Сравнительная  

  таблица  артиллерийских крейсеров, построенных  СССР

 

    № п./п. Проект

 

Тип

 

 

Год

 

 

Количество (ед.)

Водоизмещение      (тонн)

Основные

Размеры

ДхШхО

(метры)

Скорость (узлы) Д.(мили)/А.(сутки)  

Вооружение

 

Бронирование (мм.)

Экипаж (человек)

1 26бисКиров

1935-

1938гг

 

6

 

7880-9536 191х18х6 36 3750/ 3х3-18012-37

2х3 ТА

2СР КОР-1

50-150 724
2 68кЧапаев

1946-1950гг

 

5 11130-

14040

199х20х7 33 6360/30 4х3-1524х2-100

14х2-37

50100

150

175

1185
3 68бисСвердлов

1949-

1952гг

 

14 13290-

16970

210х22х8 33 9000/30 4х3-1526х2-100

32х2-37

2х5 ТА

50100

130

175

1270

Справка.
С момента введения  в начале 60-х годов положения о состязаниях на приз Главнокомандующего ВМФ по тактической и огневой подготовке восемь раз этот приз завоевывали два корабля  «Октябрьская революция»  и «Мурманск». Крейсер «Мурманск» в 1965, 1966, 1968, 1969, 1975, 1978, 1980, 1987 годах. На крейсере «Мурманск» приз  в соответствии с положением был оставлен на хранение в салоне большой Кают-компании.
Начинал свою службу на крейсере «Адмирал Сенявин» в должности командира носовой группы управления дивизиона главного калибра Главнокомандующий Военно-морским флотом России, Адмирал флота Громов Феликс Николаевич. Он был старшим помощником  крейсера «Адмирал Сенявин», командовал  двумя крейсерами. Служба на  крейсерах, заняла более   10 лет,  и дни этой службы  Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Громов Феликс Николаевич  вспоминал  с большим удовольствием.

image042

 

 

Адмирал флота Громов Феликс Николаевич.

Справка.

 Громов Феликс Николаевич, в 1959 году окончил ТОВВМУ им. С.О. Макарова служба проходила на надводных кораблях Тихоокеанского флота крейсер «Адмирал Сенявин»,  эсминец   «Вдохновенный», в 1972 году, в возрасте 35 лет назначается командиром крейсера 68бис «Дмитрий Пожарский». В 1975 году экипаж крейсера участвовал в оказании помощи жителям  Маврикии, пострадавшим от тропического циклона. В 1975 году назначается командиром крейсера «Адмирал Сенявин», с 1977 года начальник штаба дивизии ЛенВМБ, начальник штаба, командир Индийской оперативной эскадры Тихоокеанского флота. В 1984 году назначается первым заместителем командующего, а затем командующим Северным флотом. С 1992 года  по 1998 год  Главнокомандующий Военно-морского флота России.

 Свою службу на крейсере «Чапаев» начинал один из старейших и уважаемых адмиралов Военно-морского флота  Скворцов Евгений Александрович. После крейсера «Чапаев у него  длительное время и на разных должностях была служба на крейсере «Мурманск», под его командованием крейсер досрочно закончил ремонт, кратковременно решал задачу по несению боевой службы в Средиземном море и перешел на Северный флот.

image044

Командир крейсера «Мурманск» Скворцов Евгений Александрович на палубе корабля.

 

 

Справка.

Скворцов Евгений Александрович после окончания Каспийское  высшее военно-морского училища был назначен на крейсер проекта 68К «Чапаев», после учебы был крейсер проекта 68бис «Мурманск», где Евгений Александрович был командиром дивизиона универсального калибра, помощником командира и старшим помощником командира, в 1970 году стал командиром корабля. В 1975 году он назначен командиром 170  бригады противолодочных кораблей,  более 28 лет прослужил на Северном флоте.      В 1980 году был переведен в центральный аппарат ВМФ на должность начальника подготовки надводных кораблей Военно-морского флота. После увольнения в 1987 году  почти двадцать лет возглавлял Московский городской клуб Юных моряков им. «Петра Великого».
Сегодня закончилась эпоха артиллерийских крейсеров, им на смену пришли крейсера с ядерной  энергетической установкой и ракетным и артиллерийским вооружением. Закончилась не большая по времени эпоха, но крейсера помнят люди,  которые выросли на них, которым крейсера стали школой жизни, мужества, становления  и познания корабельной службы.

image046

 

Добавить комментарий

Сайт для тех кто служил и служит на архипелаге Новая земля