ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЕВЕРНОГО ФЛОТА

Весенний месяц  май, для России является особенным,  9 МАЯ в ДЕНЬ  ПОБЕДЫ Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, мы вспоминаем,  со слезами,  любовью  и благодарностью   о бессмертном подвиге нашего Великого  народа, его  защитниках, павших на полях сражений минувшей войны.

image001

Вечный огонь, славы и бессмертия!

 

 

Как память об этом горит Вечный огонь, на могиле Неизвестного солдата у стоп древнего Кремля в Москве, на Пискаревском мемориальном кладбище в Ленинграде, Мамаевом кургане в Волгограде, Малаховом кургане в Севастополе, у памятника Неизвестному матросу в Одессе, на площади Победы в Туле. У обелиска боевой славы на горе Митридат в Керчи, на площади Героев в Новороссийске, на братских могилах в Киеве, у памятников погибшим в Минске и Брестской крепости.

Так было надо истории, что в мае  месяце были образованы, в разные годы военные флоты нашей страны.  11 мая 1937 года,  холодный  в Арктике, названный Северным, 13 мая 1783 года южный, названный Черноморским, 18 мая 1703 года, западный  самый старейший  Балтийский, 21 мая 1731 года восточный Тихоокеанский. Военные флоты за годы их существования, принимали участие во всех военных конфликтах и событиях, нашей большой страны. Строится военный флот России, под руководством его основателя Петра I,  начинал с севера нашей Родины, так тоже было угодно истории .

  1. Открытие освоение Северного края России

image003

Побережье Баренцева моря

Русское Заполярье, стал давно родиной северного мореплавания. Отважные и искусные кормчие задолго до западноевропейцев бороздили на своих ладьях бурные воды морей Ледовитого океана. Еще в третьем тысячелетии  до нашей эры  на берегу  Белого моря  возникли первые рыбачьи поселения.

В XI веке  путь к Студеному морю первыми проложили мореходы, выходцы из Новгородских и Ростово — Суздальских  земель. Преодолев большие расстояния и огромные трудности, они сумели выйти на побережье Белого моря и Северного ледовитого океана. Они, наши предки,  совершали великие для своего времени географи­ческие открытия, которые впоследствии часто незаслуженно присвоили  себе мореплаватели Запада. Наши  мореходы первыми установили, что Заполярная земля — полуостров. В старину Кольский полуостров назывался  русским, а позднее в иностранных документах полуостров стал называться Терским наволоком, что в переводе означает полуостров.

Морской путь из Московского государства в За­падную Европу был тоже открыт русскими кормчими задолго до англичан, которым приписывается это открытие. По архивным данным и летописям он был известен  поморам в середине XV века.  В 1496 году царский дьяк Григо­рий Истома,  назначенный  послом  царя  Ивана III к датскому королю,   совер­шил путешествие из устья Северной Двины до населенного пункта Тронхейм. Сопровождали  царского посла  и его спутников, идущих на четырех поморских кораблях,  местные мореходы, знавшие морские пути в замор­ские западные страны.

С XIV по XVIII век северные моря были единственным, морским  путем по которым поддерживались торговые связи со  странами Западной Европы русское государство. В 1525 году впервые русским дипломатом Дмитрием Герасимовым было высказано предположение  о возможности перехода  с запада на восток по  Северо-Восточному проходу, так вначале назывался Северный морской путь (СМП).

Сегодня, в начале нового двадцать первого столетия, приходиться и  удивляться, и годиться уменьем, смелостью, отвагой моряков и охотников русского севера. Беспалубная  промысловая ладья,  деревянное  суденышко,  «шняка» или «ёла»,  используемые русскими рыбаками и охотниками на севере, небольшого водоизмещения, размещавшее до 20 человек,  были основным промысловым судном того времени.

image005

Промысловая ладья

Экипаж их комплектовался «покрученниками», людьми взявшими ссуду на покупку своего судна, у хозяина. Моряки на маломореходных однопалубных судах, в суровых условьях Севера,  занимались ловом рыбы, и добычей зверя,  что давало  возможность   жить и содержать семью.

Мореплавание на нашем Севере развивалось не только в ожесточенной борьбе с силами природы, но и с чужеземцами. Вытеснить наших предков с побережья Белого и Баренцева морей в XII – XIII столетии пытались норвежцы, потом  шведы и датчане. Позднее северные воды видели англо-французский флот, американский и флот кайзеровской Германии.  Чего только  не предпринималось, для завоевания наших природных богатств, набеги, войны, грабеж, прямая оккупация, издевательства, убийства местных жителей, заточение в тюрьмы. Все оправдывалось, под флагом «демократии» во имя наживы, присвоения чужого,  богатства и разграбления.

 Русское государство по разным причинам, долгое время  не имело на Севере военно-морских сил, способных обеспечить ее безопасность и интересы. Они были созданы только в период первой мировой войны.

  1. Строительство кораблей, изучение Северного края

Так сложилось и все с этим согласны, что Северный флот по дате его образования, самый молодой из четырех флотов России. Считается, что он был создан 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия, а 11 мая 1937 года флотилия была преобразована в Северный флот. В 2017 году Северный флот отметит свой  84-й  год  рождения.  Исторически это не совсем справедливо, первые военные корабли Петровского флота начли строить  на государственной верфи Соломбалы в Архангельске  в конце шестнадцатого столетия, построенной по указанию молодого царя Петра I, при первом посещении им Архангельска.

Время начала создания  военного флота  Петром I, стало особым периодом освоения Севера, его судостроения  строительства  здесь военных кораблей. Интерес молодого царя Петра  к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Впервые он прибыл в Архангельск  7 августа 1693 года, более двух месяцев, царь знакомился с краем и занимался  корабельными делами.

image007

Приезд Петра I на Соломбальскую  верфь

Петр I,  принял решение о закладке и строительстве,  на острове Соломбала, государственной судостроительной верфи, о чем напоминает сегодня памятная медаль.

image009

Памятная медаль в честь строительства Соломбальской  верфи

В конце  XVII века, Соломбальская верфь, с построенными новыми эллингами, мастерскими, складами и предприятиями, стала называться  Архангельским адмиралтейством. В свой приезд,  28 сентября 1693 года, царь Пётр I,  заложил на верфи первый корабль «Святой апостол Павел», в свой следующий приезд, 30 мая 1694  года,  он подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду.

image011

Первый фрегат России «Святой апостол Павел»

В период 1700-1702 годов  на верфи  были  построены  6 — больших трехмачтовых торговых судов  («Святой апостол Андрей», «Святой Пётр», «Святой Павел», «Рычард  Энжен», «Экс-бой», «Меркуриус»).

    В свой третий приезд Петра I,  в Архангельск 10 июня 1702 года, была начата подготовка к штурму крепости Нотебург, русской крепости Орешек, захваченной шведами 90 лет назад. Готовясь к штурму крепости, Петр I приказал построить в Архангельске тринадцать кораблей, из которых два – «Святой дух» и «Курьер» – волоком через болота и тайгу  дотащили от  Белого моря до Балтики, где спустили на воду, а далее по Свири и Ладожскому озеру корабли пришли к истокам Невы. По просеке на левом берегу Невы, освобожденном от неприятеля, волоком протащили из Ладожского озера в Неву еще 50 кораблей. Все корабли и суда были использованы для блокады гарнизона крепости.

image013

Крепость Нотебург (Орешек)

1 октября 1702 года началась бомбардировка крепости из 43 орудий, установленных на левом берегу. Затем к ней присоединились батареи, обосновавшиеся на правом берегу. Всего по крепости было выпущено свыше 15 000 ядер и бомб. 11 октября по трем сигнальным залпам на остров переправились первые охотники-десантники,  начался штурм крепости, продолжавшийся 13 часов, гарнизон капитулировал, 14 октября покинул остров.  «Таковым образом, через помощь божию, — писал Петр I, — отечественная сия крепость возвращена, которая была в неправдивых неприятельских руках 90 лет».

Взятие Нотебурга явилось первой крупной победой России в Северной войне,  решающей битвой за овладение Невой и выходом к Балтийскому морю. Верно оценивая значение взятой крепости, Петр переименовал ее в Шлиссельбург, то есть «Ключ-город». «Сим ключом много замков отперто», — писал он в 1718 году.

С  1708 года для ведения войны со Швецией на верфи Соломбалы,  началось интенсивное строительство военных кораблей  для пополнения, боевого состава кораблей  Балтийского флота.  По мере их готовности, они  переводились вокруг Скандинавии в Балтийское море и участвовали в морских сражениях.  В 1710 году были спущены со стапелей два фрегата «Святой  Пётр» и «Святой  Павел».  В 1713 году на верфи была закончена постройка линейного корабля «Архангел Гавриил», а 1 июля 1713 года были заложены два  52-пушечных линейных корабля — «Архангел  Варахаил» и «Архангел  Селафаил». Всего   до 1725 года  на судоверфи  было построено 126 кораблей и судов, а за полтора века, около 700 больших и малых судов, это по тем была внушительная сила и надежная вторая рука государства, в защите Отечества.

С созданием военного флота Северные территории России требовали, более глубокого их изучения, освоения и охраны. Планомерно этим   начали  заниматься  только в XVIII веке.  Начиная с 1734 года, созданными отрядами Великой Северной экспедиции велись работы по описанию, съемке Северного ледовитого океана и впадающих в него рек.  Первая северная экспедиция по побережью рек, состоявшая  из двух морских кочей:  «Экспедицион» и «Обь», построенных специально для экспедиции по проектам  Беломорских поморов, началась во второй половине 1734 года.

image015

Один из кочей экспедиции С.Г. Малыгина

Под руководством лейтенанта майорского ранга Степана Гавриловича Малыгина,  она длилась  почти за полтора года, и   была успешно завершена в Обской губе к концу 1736 года. Собранный за это время участниками экспедиции  материал, дал ответ на многие вопросы и требовал его изучения.

image017

С.Г.Малыгин (дата рождения не известна-12.9.1764г)

Впервые научно обосновал и доказал возможность прохода Северным морским путем из Атлантического океана  в Тихий океан  М.В.Ломоносов. В 1755 году в письме: «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном», он изложил мысли об освоении русской Арктики. Настаивая в своих записках на широком исследовании Северного морского пути, Михаил Васильевич считал, что освоение его приведет к усилению не только экономической, но и военной мощи России на Северном и Тихом океанах. Поддерживал его в этом вопросе знаменитый русский ученый  химик Д.И Менделеев.

image019

Знаменитый  русский ученый М.В.Ломоносов (19.11.1711-15.04.1765 гг)

Очередная попытка формирования отряда кораблей для защиты  Севера  России была предпринята во время войны со Швецией 1741 — 1743 годы. Для охраны побережья,  предотвращения самовольного захода в наши воды иностранных кораблей, была сформирована Северная экспедиция, из военных кораблей,  построенных на Соломбальской верфи в Архангельске. Кораблями,  под  командованием  капитан – командора  Вилима Фомича Лювеса,  впервые стало осуществляться  крейсерство в  наших северных водах. Оно  препятствовало  заходу  иностранных кораблей и судов в,  и предотвращало грабеж  русских территорий. Корабли подчинялись главному командиру Архангельского порта вице-адмиралу П.П. Бредаля.

С 1742 года   крейсерство  кораблями   начало осуществляться  в Норвежском и Карском  морях, что препятствовал самовольному заходу, кораблей шведского флота в русские гавани и на побережье  Мурмана.  Местом базирования, зимовки и подготовки экипажей  для кораблей экспедиции, на  несколько  лет, стала Екатерининская гавань Кольского залива, названная в честь императрицы Екатерины I  (длина-4 километра, ширина около 1,5 километров, глубина от 4 до 50 метров).

image021

Екатерининская гавань XVIII век

 

С появлением в мире паровых судов наступает новый этап в освоении Арктики. Среди ученых и моряков особое место занимают труды и высказывания  о роли и месте России в Арктике, адмирала  С.О.Макарова. «Россия – здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану», писал в своих трудах Степан Осипович. Он доказал необходимость постройки для  освоения  Северного морского пути, северного театра ледокола. Что, по словам С.О.Макарова даст возможность в случае необходимости перевести флот в Тихий океан. Такой ледокол в конце девятнадцатого столетия, при активно участии С.О.Макарова и Д.И.Менделеева  был построен и назван в честь  покорителя Сибири «Ермак».

image023

Адмирал С.О.Макаров (8.01.1849-13.04.1904гг)

 

  1. Новые открытия, попытки охраны края

Чиновников России пытались несколько раз обратить внимание на военное значение Севера и стратегическое значение для страны Северного морского пути. В 1894 году царским сановником графом С.Ю. Вите был подготовлен специальный доклад о торговом и военном значении Севера и Мурманского побережья.  Было принято решение о создании военного порта в Мурмане, 29 июня 1899 года в Екатерининской гавани был открыт город Александровск. Однако важное стратегическое значение Северного морского театра до конца оценено не было. Поэтому богатейший край России,  еще долгое время оставался  без контроля и защиты.  Северный театр, по мнению чиновников,  был  второстепенным для России.

В конце XIX века, ввиду отсутствия военного флота на Севере, Главным морским штабом царской России принимается решение о  посылке,  для охраны  побережья и внутренних вод от захода иностранных кораблей и судов, военных кораблей Балтийского флота. Ими в разные годы были: в 1893 – крейсер «Наездник», в 1894  – крейсер «Вестник», в 1895 – крейсер «Джигит» и в 1986 — крейсер «Самоед».

 С 1897 года, из-за отсутствия в царской России боевых кораблей, для этих целей  стало посылаться, переоборудованное транспортное судно «Бакан», водоизмещением более  900 тонн, вооруженное 4-я пушками 2х47мм и 2х37мм. Это переоборудованное судно осуществляло функции охраны нашего побережья, включая Новую Землю, на протяжении нескольких лет.

image025

Транспортное переоборудованное судно «Бакан»

Для решения вопроса о создании в Заполярье военно-морской базы и порта, изучения вопроса сквозного плавания кораблей и судов по Северному морскому пути в 1894 году на Север выезжала специальная правительственная комиссия. После изучения всех вопросов, она признала необходимым построить в Кольском заливе базу и военный порт. Для более детального изучения  побережья,  определения  места строительства базы и порта, были предпринят  поход в 1905 и 1906 годах, крейсера «Алмаз» под командование капитана 2 ранга А.Г. Бутакова со специально созданной  комиссией, которая в очередной раз подтвердила необходимость их строительства.  Но практически вопрос о создании для русского флота на Севере базы и порта царским правительством в очередной раз решен не был.

image027

Крейсер «Алмаз»

А работы по освоению Северного морского пути продолжались, первую попытку сквозного плавания по СМП с запада на восток предпринял лейтенант Георгий Львович Брусилов в 1912 году  на паровой шхуне    «Святая  Анна», грузоподъемностью    231 тонна. Экспедиция продолжалась больше двух лет, она не решила своей задачи и закончилась трагически.

image029

Руководитель экспедиции лейтенант Г.Л. Брусилов

 

 

Затертая льдами шхуна дрейфовала почти два года в 160 километрах  к северу от Земли Франца — Иосифа. Штурман и матрос шхуны, с разрешения начальника экспедиции, пошли к островам пешком, им удалось добраться до берега, остальные погибли.

image031

Паровая шхуна «Святая Анна»

 

В этом же 1912 году была сделана попытку пройти Северным морским путем на восток на небольшом боте «Геркулес» экспедицией  во главе с известным полярным исследователем  Владимиром Алексеевичем Русановым.

image033

Бот «Геркулес»

 

Экспедиция под руководством В.А. Русанова, благополучно прибыла на Новую Землю, пополнила запасы вышла  в Карское море и пропала без вести. Экспедиции, которые проводились  позднее  на Севере, находили  останки членов экипажа и бота экспедиции В.А. Русанова, причины гибели пока точно не известны.

image035

Полярный исследователь В.А.Русанов (1875-1913гг)

 

Сумели преодолеть, впервые трудный Северный морской путь, длина которого составила — 5600 километров,  в 1914 году, ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач». (Водоизмещение — 1360 тонн, длина — 60 м, ширина — 11,9 м, осадка -4.6 м). Пароходы были укомплектованы  военными моряками, руководил экспедицией известный  исследователь Арктики Борис Андреевич Вилькицкий.

image037

Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» во льдах

 

24 июня 1914 года суда вышли из Владивостока, миновав Берингов пролив, у острова Врангеля, встретив тяжелые льды, обошли их, у острова Таймыр их затерло льдами, и суда с экипажами остались на зимовку в Арктике. В июле следующего 1915 года они продолжили движение и только  3 сентября 1915 года, пробыв в плавании без малого год, благополучно  прибыли в Архангельск, но это была победа.

image039

Исследователь Арктики капитан 1 ранга Б.А. Вилькицкий

 

Она положила начало освоения и практического изучения Северного Морского Пути, 100- летний юбилей этому важному событию, в России был отмечен в  2015 году. А продолжить освоение Северного морского пути северяне  смогли только  через семнадцать лет, этому помешали не планируемые, но произошедшие в нашей стране события.

Дальнейшее освоение СМП было продолжено только в 1932 году, когда  впервые за одну навигацию экспедиция сумела пройти  Северным морским путем  на ледокольном  пароходе «Александр Сибиряков»  под руководством полярного исследователя Отто Юльевича Шмидта.

image041

О.Ю.Шмидт (30.91881-7.9.1956гг)

За прошедшие  десятилетия,  преодолевая огромные трудности,  русские корабелы построили  ледоколы, а мореходы и исследователи осваивали Арктику, отвоевывали у суровой природы новые земли на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана, но этот Северный, богатейший  край нашей Родины еще долгое время оставался без защиты.

image043

Карта Арктики с нанесенным Северным морским путем

 

 

 

  1. Попытки создания военного флота на Севере

Начавшаяся 19 июля 1914 года, Первая мировая война поставила под ружье  73 млн. человек, состав воюющих флотов превышал 3 тыс. кораблей. Для удовлетворения потребностей армии и флота  России в грузах, мощности перевозок по железным дорогам не хватало. Назрела необходимость доставки  их  морским транспортом.  С началом войны морские пути сообщения через Балтийское и Черное моря оказались прерванными.  Балтику контролировал немецкий флот, Черное море Турция, союзник Германии.  Наиболее удобным для перевозок оставался Север с портом Архангельск и не приспособленный пока для приема грузов, не замерзающий порт Мурманск в Кольском заливе.

Начавшаяся война заставила царскую Россию срочно заниматься созданием флота на Севере и оборудованием театра. При детальном изучении обстановки оказалось,  что на  огромной территории Севера страны,  нет возможности  обеспечить необходимые для войны перевозки и   их  безопасность. Наибольшее развитие к этому периоду получил  город и порт Архангельск.

Возводить город начинали в 1583 году по Указу царя  Ивана IV (Грозного) московские воеводы на мысе Пур-Наволок,  как крепость  Ново-Холмогоры, позднее получившее название Архангельск. С конца 80-х годов XVI века он  становится центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. С 1784 года  город  становиться административным центром самостоятельного Архангельского наместничества. По указу Павла I от 12 декабря 1796 года была образована Архангельская губерния.

image045

Архангельск   1826 год,  набережная   с церковью Святой Троицы. Картина  В. Галямина

С 1898 года город, был связан с Москвой железнодорожной веткой, к этому времени его население составило 20 тысяч человек. К началу нового двадцатого столетия, порт Архангельск  стал служить  важной базой для освоения Арктики и налаживания магистрального судоходства по Северному морскому пути. От его причалов отправлялись в путь  сотни тысяч тонн различных грузов, большинство сформированных полярных русских исследовательских экспедиций, в том числе: С.Г.Малыгина, В. Я. Чичагова, Ф.П. Литке, В.А.Русанов, П.К.Пахтусов,  Г.Я. Седова, О.Ю. Шмидта.

С началом  войны, в которой армия царской  Россия играла главную роль,  начались  поставки военного имущества из Западной Европы и США, резко возрос грузооборот порта. За счет использования ледоколов в зимнюю навигацию обеспечивалась проводка судов от горла Белого моря в Архангельск. Для продления навигации в зимнее время был построен аванпорт  с дополнительными  причалами, в Управление порта поступило 13 ледоколов и ледокольных судов.

С началом боевых действий  немецкий  флот  начал  принимать  активные меры по срыву морских перевозок. В первую очередь постановкой мин на путях следования транспортов и нападением на них подводных лодок.  Это заставило царское правительство принять сочные меры по защите морского судоходства, охране транспортов на пути их следования и в портах.

До начала  войны военных кораблей на севере не было, самым большим «военным» кораблем было судно «Бакан», которым пытались решить все опросы  безопасности судоходства и обеспечения охраны морских пространств Севера.  С объявлением войны  командир судна «Бакан» капитан 2 ранга С.М.Поливанов  возглавил оборону Архангельского порта с моря. Стали проводиться срочные работы по оборудованию Северного театра. На побережье Кольского залива создаются дополнительные посты наблюдения, на подходах к заливу выставляются два корабельных дозора, формируется отряд  обороны Кольского залива,  в который вошли  вспомогательные крейсера «Колгуев», «Василий Великий»,  тральщик «Восток», гидрографическое судно «Харитон Лаптев», минный заградитель «Уссури», прибывший из Владивостока. Создается промежуточная база флота в Иоканьгской бухте, в качестве тральщиков стали использоваться    переоборудованные  рыболовные суда, но этого было не достаточно.

Поэтому 19 июля 1916 года приказом по Морскому министерству было объявлено о сформировании на Севере флотилии «Северного Ледовитого океана».   Вступая в военную компанию  1917 года, флот России на севере  имел в своем составе объединение, возглавляемое  командующим  вице-адмиралом Л.Ф. Коровиным. В его состав входило — 94 боевых корабля, в том числе  тринадцать  специальной постройки, предназначенных для плавания в ледовых условиях. Ими были: линейный крейсер «Чесма», крейсера «Аскольд» и «Варяг»; миноносцы «Грозовой», «Властный», «Бесстрашный», «Капитан Юровский» и «Лейтенант Сергеев». Для обеспечения работы порта Архангельск были срочно нужны ледоколы, они прибыли почти к окончанию войны, это были   построенные в Англии ледоколы «Кузьма Минин», «Князь Пожарский», «Илья Муромец».

image048

 

 

 

Линейный крейсер «Чесма»

image049

 

 

 

Крейсер «Аскольд»

image051

 

 

 

Миноносец «Грозовой»

image053

 

 

 

Эскадренный миноносец «Капитан Юровский»

image054

Эскадренный миноносец «Бесстрашный»

Корабли, сформированной в короткое время  флотилии, успешно справлялись с охраной своего побережья и конвоев союзников. Немецкому флоту не удалось существенно нарушить судоходство на севере. За время первой мировой  войны по северным морским коммуникациям прошло более 3,5 тыс. транспортов в обоих направлениях и было перевезено 5475 тыс. тонн грузов. Первая мировая война показала огромное значение для России военного флота на Севере и необходимости  дальнейшего освоения  Северного морского театра.  Стало очевидным что на Севере страны нужен сильный военный флот,  оснащенный не только надводными кораблями, но и подводными лодками, оснащенный всеми видами оружия, включая минное.

  1. Создание военного флота после Революции

Грянули Революция, затем длительная, кровопролитная  гражданская война военная и интервенция наших «друзей». Произошедшие за короткое время события в России, состояния кораблей флота на севере не улучшило, созданная флотилия  Северного Ледовитого океана потеряла  практически все свои корабли, была разрушена и, созданная инфраструктура. Этому способствовала иностранная интервенция, предпринятая на молодую Республику  англичанами, французами  и  американцами, в марте 1918 года. Империалисты, прибывшие на Север,  ставили своей целью отторжение северных территорий России и порабощение его населения. При планировании интервенции зарубежные  вояки  очень надеялись на поддержку местного населения, в чем просчитались. Это для них остается загадкой до настоящего времени.  Получив достойный отпор и испугавшись, поддержки местного населения своими войсками и флотом,  непрошеные «гости» постарались быстрей уйти. Уходя,  брали все, что можно было погрузить и увести.  Добычей интервентов, кроме вывезенных огромного количества ценностей,  стал весь военный, торговый и промысловый флот. Все,  что с большим трудом  было создано в годы первой мировой войны, для обороны и защиты театра, стало добычей интервентов или было уничтожено.

Для обороны Севера от интервентов, весной  1919 года началось срочное создание речных и озерных флотилий. В  первых боях с интервентами, приняли участие  и корабли,  создаваемой флотилии. Канонерские лодки: «Карл Либкнехт», «Урицкий», «Коммунист», «Володарский»; плавучие батареи «Москва», «Петроград», «Кронштадт». Созданием Северо-Двинской  флотилии занимался  П.Ф.Виноградов, к сентябрю 1919 года в состав флотилии уже входило: 9 — канонерских лодок, 5 — плавучих батарей, 11- тральщиков,  5- сторожевых судов и 43 других судна  различного назначения.

image055

 

 

 

Канонерская лодка флотилии

image057

Плавучая батарея флотилии

С окончательным изгнанием интервентов и белогвардейцев  началось ускоренное восстановление флота. В 1920 году с  1 марта начала формироваться  Беломорская флотилия, переименованная 25 апреля, в Морские силы Северного моря. Ядром создаваемых сил стали, сохранившиеся два миноносца «Капитан Юрасовский» и «Лейтенант Сергеев»,  главной базой  флотилии стал Архангельск.

image059

Эскадренный миноносец «Лейтенант Сергеев»

Город,  в котором была заложена первая государственная верфь  Соломбала в 1693 году, основателем флота Петром Великим, в очередной раз становиться военной базой.

А главной задачей создаваемого объединения Морских сил Северного моря была охрана территориальных вод, побережья и рыбных промыслов. С изгнанием интервентов срочно продолжались работы по подъему и ремонту затонувших судов. В 1921 году впервые вышли в море восстановленные  и отремонтированные корабли флотилии, тральщиками  шло интенсивное траление, оставшихся мин. Комсомол молодой республики взял шефство над Красным флотом,  часть  лучших его членов прибыло  на корабли,  взялись за их ремонт и  восстановление, ввод в силы боевой готовности.

В начале  1922 года на Севере впервые прошли боевые учения и маневры кораблей флотилии,  подведены итоги большой работы по восстановлению кораблей и боевой готовности сил флотилии. Дальний поход по северному театру, совершил штаб Морских сил на флагманском  корабле.  Сторожевой    корабль  «Ярославна» со штабом, прошел  вдоль побережья Кольского полуострова,  с заходами в   Йоканьгу, Екатерининскую гавань, Мурманск, пересек Баренцево море и достиг самой северной точки  театра островов Новая  Земля.

 Сторожевой корабль «Ярославна»

Водоизмещение — 3315 тонн, длина — 96,6 метра, ширина-12,2 метра, осадка -5,6 метра, скорость – 20,0 узлов, вооружение – 2х120 мм пушки 2х47 мм)

image062

Сторожевой корабль «Ярославна»

Не раз пытались прощупать охрану и  оборону Северного театра английские корабли, ловить рыбу в территориальных водах иностранные рыбаки. Бдительно  несли службу моряки, созданных  Морских сил Северного моря на береговых постах и радиостанциях, расположенных на больших пространствах Северного Ледовитого океана и часто своевременно обнаруживали чужие корабли и выдворяли нарушителей наших территориальных водах.

  1. Создание «Северной военной флотилии»

Сохранить, созданные Морские силы Северного моря долго не удалось, в мае 1922 года решением политического руководства страны, они были расформированы. «Флотишка», на второстепенном северном театре, был дорог для молодой Советской республики, его финансирование   прекращено, что ускорило развал и полную гибель военных кораблей. По всей видимости,  опять сыграл, унаследованный с царских времен постулат о том, что Север вместе с его флотом, это второстепенное для России. Часть кораблей была передана пограничной службе, часть досталась другим флотам.

Однако экономическое развитие страны, обеспечение  безопасности  требовали дальнейшего изучения и освоения  морей Северного Ледовитого океана и Северного морского пути (СМП). В начале 30-х годов, было принято решение пройти  СМП за одну навигацию, 28 июля 1932 года ледокол «Александр Сибиряков» вышел из Архангельска, 1 октября он достиг Берингова пролива, попал в поле сплошного льда, сломал винт, продолжил  движение под парусом, подошедшим ледоколом   был отбуксирован в Петропавловск-Камчатский. Поставленную задачу экипаж ледокола выполнил.

image064

Ледокол «Александр Сибиряков»

В начале 1932 года в связи с обострением обстановки и возросшей угрозой агрессии на исконно русские земли  Севера, принимается решение о создании  «Северной военной флотилии», способной надежно защитить морские рубежи.  Выполняя это решение, началась подготовка, к переходу на север первой группы кораблей  Экспедиции особого назначения (ЭОН-1) Балтийского флота, которой руководил С.М. Киров.

image066

 

 

 

 

И.В.Сталин, С.М.Киров на кораблях ЭОН-1

image068

Корабли ЭОН -1  на переходе

В августе 1933 года, боевые корабли первой группы, вышедшие из Кронштадта, преодолев большое расстояние, вошли в порт Мурманск. В состав, первой группы ЭОН-1, входили: эскадренные миноносцы — «Урицкий» и «Куйбышев»;  сторожевые корабли — «Ураган» и «Смерчь»; подводные лодки — «Декабрист» и «Народоволец». Переход кораблей, возглавил З.А. Закупнев. Несколько позже, пройдя Кольский залив, подошли корабли второй группы (ЭОН-2), в составе  эсминец «К.Либкнехт», СКР «Гроза» и подводная лодка «Д-3», руководил переходом И.С.Исаков. В короткий срок для стоянки кораблей в Мурманском порту была оборудована временная база.

image070

 

 

 

Эскадренный миноносец «Урицкий»

image072

 

 

 

Подводная лодка «Декабрист»

image074

 

Сторожевой корабль «Ураган»

 

В состав флотилии так же вошли тральщики «Налим», «Форель», «Ролик», переоборудованные из рыболовных судов, подразделения береговой обороны, посты наблюдения и связи. В августе 1933 года было сформировано командование Северной военной флотилии, командующим  назначен флагман 1 ранга Захар Александрович Закупнев.

image076

 

 

Командующий флотилии флагман 1 ранга З.А. Закупнев (16.9.1890-4.9.1937гг)

В 1933 году в Екатерининской гавани Кольского залива началось строительство главной базы флотилии Полярное. С завершением строительных работ по созданию главной базы  флота в городе Полярном, начался перевод кораблей из Мурманска. В октябре 1934 года  сюда переводятся надводные корабли и суда, а в октябре 1935 года  подводные лодки и штаб Северной военной флотилии.

image078

 

 

Екатерининская гавань

К концу 1935 года, в главную базу были переведены остальные силы флотилии, со всеми учреждениями, флагман 1 ранга З.А. Закупнев, убыл к новому месту службы, командующим флотилии был назначен флагман 1 ранга Константин Иванович Душенов.

image080

 

Подводная лодка типа «Щ»

С 1935 года Северный морской путь, в освоении которого принимают  участие корабли Северной военной флотилии, стал превращаться в постоянно действующую транспортную магистраль, по которой шло  пополнение кораблями и запасами, созданной флотилии. Постепенно СМП был освоен и по нему  стали ходить, не только суда ледового класса, но и обыкновенные. Успешно прошли СМП в 1936 году на Тихоокеанский флот надводные корабли и подводные Балтийского флота.

  1. Создание Северного флота

image083

 

Город Полярный

В соответствие с приказом Народного комиссара обороны, созданная Северная  флотилия с 11 мая 1937 года реорганизуется  в Северный флот.

image084

 

Подводная лодка типа «К»

Командованием, созданного флота,  принимаются меры по усилению его корабельного состава. Флот пополняется десятью  подводными лодками типа «Щ» и «К», четырьмя  надводными кораблями Балтийского флота.

К началу советско-финской войны в сентябре 1939 года, Северный флот был способен обеспечить безопасность морских рубежей Советского государства на Крайнем Севере. В боевых действиях в войне с финнами приняли участие надводные корабли и подводные лодки флота, с переносом военных действий на сушу корабли обеспечивали огневую поддержку сухопутной армии, осуществляли военные перевозки и переброску сухопутных войск. В этой войне североморцы с честью выдержали  первое боевое испытание, показав образцы мужества, стойкости и выносливости.  За проявленный героизм и мужество  72 человека Северного флота было награждено орденами Советского союза.  В 1940 году в состав флота входят две подводные лодки типа «К», эскадренный миноносец  «Стремительный», формируется 72-й смешанный авиационный полк, начала развиваться ПВО флота.

К началу войны силы флота значительно увеличились, по Беломорско-Балтийскому каналу, из состава Балтийского флота, было переведено 8 подводных лодок, несколько сторожевых кораблей и катеров.

image086

 

Проход  кораблями шлюзов Беломоро – Балтийского канала

Сдерживался  рост состава корабельных соединений флота из-за  медленного строительства новых   мест базирования,  отсутствием  необходимой тыловой и  ремонтной базы.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Северный флот в своем составе имел 33 надводных корабля, 15 подводных лодок и 116 самолетов. Береговая и ПВО состояла из нескольких десятков батарей калибром от 37,0 до 180,0 мм. Флот располагал базами и аэродромами, имел  отработанную службу наблюдения и связи.  В 1942 году 14 октября по Северному морскому пути из Владивостока,  пройдя  7 тыс. миль, за 61 сутки, прибыл отряд боевых кораблей в составе лидера «Баку», эскадренных миноносцев «Разумный» и «Разъяренный». В начале 1943 года,  в Полярный прибыл, пройдя в условиях военного времени 17 тыс. миль, отряд из пяти подводных лодок.

image088

 

Лидер эскадренных миноносцев «Баку»

Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для созданного Северного флота. В начальный период войны силы флота поддерживали фланг 14-й армии. В дальнейшем флот своими активными действиями обеспечивал морские воинские перевозки, надежно осуществлял оборону своего побережья, при необходимости высаживал десанты. Корабли флота участвовали в проводке 76 союзных конвоев. Летчиками и зенитчиками флота было уничтожено — 1300 самолетов противника.

image090

 

 

Дважды Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов

За годы войны общие потери фашистского флота на театре составили — 214 кораблей и судов, более  400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн. В труднейший период 1941-1942 годов части флота  совместно с Карельским фронтом сдерживали натиск врага на Советское заполярье и не давали возможность продвигаться в глубину, нашей территории. Для поддержки сухопутного фронта флотом были сформированы отдельная бригада, несколько полков и батальонов морской пехоты общей численностью — 39 тыс. человек. Отважно, смело, и решительно действовали на вражеских коммуникациях подводные лодки, надводные корабли и торпедные катера.

За годы, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в главной базе флота Полярном, часто выполнялись победные, торжественные артиллерийские салюты.  Они, возвещали об очередных победах его сыновей: И. Колышкина, М.Гаджиева, Н. Лунина, Г. Щедрина, И. Фисановича и Ф. Видяева. Вызывали,  в годы войны и всегда будут вызывать восхищение подвиги Героев летчиков-североморцев Б.Ф. Сафонова, З.Сорокина, П.Сгибнева, И.Катунина. Далеко за пределами Северного флота стали  известны имена морских пехотинцев: Героев Советского Союза В.Кислякова, И.Сивко, А.Торцева, И.Каторжного, В.Леонова.

С переходом в наступление частей Карельского фронта корабли и части Северного флота  совместно с фронтом  изгоняли немецко- фашистские войска из Советского Заполярья.  За героические подвиги, доблесть и отвагу, проявленную в боях в годы войны, более 48 тыс. североморцев награждено орденами и медалями, 85-и из них присвоено звание Героя Советского Союза, а Борис Феоктистович Сафонов и Александр Осипович Шабалин удостоены этого звания дважды.

image092

 

 

Дважды Герой Советского Союза А.О. Шабалин (4.11.1914-16.01.1982 гг)

 

Силами Северного флота были уничтожены свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше        1 миллиона тонн, около 1300 самолётов врага. Была обеспечена проводка    76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Северного Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.

За проявленный героизм и мужество, восемь  подводных лодок, эсминец  «Гремящий», два  авиаполка и дивизион малых охотников стали  гвардейскими, 47 кораблей, частей и соединений флота награждены орденами. Восьми частям и соединениям присвоено почетное наименование: «Печенгские», шести — «Киркенесские». Подвиг, североморцев в Великой Отечественной войне, вошел в героическую историю Вооружённых Сил СССР. Накануне, 20-летия Победы,  советского народа,  его Красной армии  и Военно-морского флота, в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.  7 мая 1965 года,  Северный флот был награждён орденом Красного Знамени  и стал Краснознаменным.

В боях за годы  войны Северный флот потерял, 86 боевых кораблей и катеров, в том числе:  3-эсминца, 23 — подводные лодки, 16 — сторожевых кораблей, 13- тральщиков, 12- торпедных катеров, 3- катера типа «большой морской охотник», 7- катеров «малый морской охотник», 9- сторожевых катеров. Потери в личном составе — 10905 человек. Подготовкой,  Северного флота к войне, переводом его в высшую степень боевой готовности №1 и  военными действиями, все годы войны руководил бессменный командующий адмирал  Головко Арсений Григорьевич, возглавлявший флот, с 26.07.1940 года по 04.08.1946 года.

image094

 

 

Адмирал А.Г. Головко (23.6.1906-17.5.1962гг)

 

 

 

7. Северный флот – Океанский, ракетно-ядерный

image096

Геральдический знак  «Герб» Северного флота

 

Закончившая Великая Отечественная война 1941-1945 годов, позволила Советскому Союзу жить  мирной жизнью, но не разрядила политической обстановки. В планах НАТО особое место отводилось Арктике и Северному Ледовитому океану. Развернутая бывшими союзниками  подготовка  к войне против СССР вызвала необходимость дальнейшего совершенствования и наращивания сил Северного флота. Флот начал пополняться подводными и надводными кораблями новых проектов,  авиацией, ракетными комплексами различного предназначения и базирования. Они расширили боевые возможности, и поставили новые задачи силам флота.

В 1955 году, на Северном флоте впервые в мире был произведён старт баллистической ракеты с подводной лодки (АПЛ) «К-3», впоследствии получившей наименование «Ленинский комсомол». 10 апреля 1959 года АПЛ «К-3» была принята в боевой состав подводных сил флота. В 1966 году отряд подводных лодок Северного флота впервые совершил групповое кругосветное плавание, пройдя под водой без  всплытия 25 тысяч миль.

image098

 

Новые подводные лодки на Северном флоте

 

Шло плановое пополнение флота надводными кораблями. В декабре 1952 года боевой состав надводных кораблей Северного флота пополнился легким артиллерийским крейсером «Александр Невский», построенном на судостроительном заводе в Ленинграде.

image100

 

Легкий артиллерийский крейсер типа «Свердлов»

В это время  флотом командовал адмирал Чабоненко Андрей Тимофеевич, ему со штабом и управлениями флота довелось встречать и отрабатывать экипажи,  новых кораблей. В первую очередь подводных лодок, различных классов и предназначения. Андрей Тимофеевич возглавлял Северный флот десять лет с  24.04.1952  по 28.02.1962 год.

image102

 

 

Адмирал А.Т.Чабоненко  (30.10.1909 – 19.12. 1986 гг)

 

Это были годы не только освоения и ввода в строй новых подводных лодок и надводных кораблей, но и интенсивного строительства военных городков, создания новой инфраструктуры флота, под его руководством, на глазах строился, рос и хорошел бывший саамский  поселок Ваенга.

image104

 

Памятная табличка на одном из домов города

 

По его ходатайству, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1951 года  переименованного в город Североморск. С перебазированием из Полярного штаба Северного флота, он постепенно становиться одним из главных военных городков Севера. Бросающиеся с первого взгляда,  географическая связь города Североморска с океаном, и не замерзающим Кольским заливом,  его строгий архитектурный облик, улицы носящие имена, людей вошедших в героическую историю страны и флота, подчеркивают это. Каждая улица здесь это память или напоминание  о прошлом, о людях их заслугах  и достижениях. Названия: Адмирала Головко и Душенова,  Колышкина,  Героев Советского Союза Сивко, Сгибнева, Сафонова. Население города, уклад  жизни горожан, жизненный ритм, проживающих, говорят о том, что это военный флотский город, с большим и богатым героическими событиями прошлым.

image106

 

Штаб Северного флота в центре города Североморска

 

После окончания войны ускоренно продолжается строительство и обновление  боевого состава флота, в марте 1956 года формируется дивизия крейсеров,  в 1962 году бригада кораблей противолодочной обороны.

image108

 

 

 

Адмирал флота С.М. Лобов  (2.02.1913-12.7.1977гг)

С середины 1957 года, корабли Северного  флота приступили к выполнению задач нового  вида боевой деятельности, несению боевой службы,  в Баренцевом, и Норвежском морях. В сентябре 1954 года, с непосредственным участием строителей и сил флота на островах Новой Земли был создан ядерный Морской полигон. 21 сентября 1955 года на островах Новая Земля в губе Черная, на глубине 12 метров был проведен первый подводный ядерный взрыв. Он известил о появлении в составе Северного флота Морского ядерного полигона.

Второго мая 1964 года в командование Северным флотом вступил адмирал флота Лобов Семен Михайлович, он командовал флотом восемь лет по третьего мая 1972 года.  Семен Михайлович он продолжил  проведение мероприятий, связанных с повышением боевой готовности. Особое место в  этой деятельности заняли вопросы подготовки и несения силами флота   боевой службы в Атлантике и Средиземном море. Одновременно продолжались работы по созданию инфраструктуры флота, освоению поступающих новых подводных и надводных кораблей, оружия и техники.

С 1965 года корабли приступили к постоянному несению боевой службы в Атлантике, Средиземном, Карибском и Белом морях. В 1968 году создается оперативная эскадра надводных кораблей, на флот начали поступать корабли с ракетным  и авиационным оружием.  Фактическая боевая готовность флота была проверена в период с 14 апреля по 5 мая 1970 года на учениях «Океан» под  руководство ГК ВМФ  Адмирала  Флота Советского Союза  С.Г.Горшкова. Силы флота  в течение месяца действовали  на значительном удалении от своих  баз, в сложных штормовых условиях. Находились постоянно   в соприкосновении с морскими и другими силами  вероятного противника на театре.

В годы руководства Северным флотом Семеном Михайловичем продолжалось проектирование, строительство и освоение флотом новых кораблей. В 1970 году был заложен ТАКР проекта 1143 «Киев», в декабре 1975 года он вошел в боевой состав Северного флота.

image110

 

Тяжелый авианесущий крейсер  «Киев»

В марте 1974 года на Балтийском заводе Ленинграда был заложен первый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Киров», в боевой состав флота он вошел в декабре 1980 года

image112

 

 

Ядерный ракетный крейсер  «Киров»

Ко второй половине XX века Северный флот располагал всем необходимым для защиты государственных интересов Родины на просторах Мирового океана. Роль и значение флота в общей системе обороны России намного возросли, флот претерпел коренные качественные и количественные  изменения, он стал  Океанским ракетно-ядерным. В его составе появились новые корабли.

1 ноября  1989  года на аэрофинишер  палубы  авианосца впервые сел самолет СУ-27К с летчиком-  испытателем Героем Советского Союза В.Г. Пугачевым,  в боевой состав флота корабль вошел 1 ноября 1990 года.

image114

 

Авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на рейде Кольского залива

В годы, о которых много говорил, а еще больше писали, так называемой «оттепели и перестройки», ничего хорошего флоту не дали, он в разы сократился  численно, перестал практически заниматься вопросами своей боевой готовности, флот  выживал и ждал. С началом нового XXI столетия о флоте вспомнили, начался ремонт, находящихся в строю  кораблей и строительство новых.

image116

 

Североморск — главная база Северного флота

В 2010 году, Северный флот вошёл в состав, созданного Западного военного округа. На основе, боевого состава Северного флота, в ноябре 2014 года, создано пятое стратегическое командование – «Север». Сегодня в XXI веке его основные ударные силы составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные и противолодочные корабли.

На Северном флоте базируется единственный в России тяжёлый авианесущий крейсер (авианосец) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» с полком палубной авиации. Экипаж, которого впервые в 2016 году выполнял боевую задачу по боевому применению своей палубной авиации по береговым объектам, незаконного военного ИГ. И также единственный в мире надводный ракетный крейсер с атомной энергетической установкой «Петр Великий». Главная база флота- Североморск.

image118

Верховный Главнокомандующий,  Президент России  В.В. Путин на борту ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»