25 лет первому торжественному подъему флага на авианосце

Автор статьи: первый командир ТАКР вице- адмирал В.С. Ярыгин

image001

На корабле праздник — подняты флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания

image037

 

 

Первый командир капитан 1 ранга В.С.Ярыгин

 

В наступившем 2016 году Россия, отмечает историческую дату Петровской эпохи, 320-ю годовщину со дня создания флота России, когда 20 октября 1696 года Боярская Дума приговорила: «Морским судам быть»! что определило дату создания  Военно-морского флота Петром Великим. Наступившая в начале XXI века, двадцатая годовщина четвертого столетия времени царя Петра эпоха, была переломной и определяла дальнейшую судьбу России. Она была связана с созданием флота, введением в России военно-морского и светского образования, войнами, становлением и укреплением государства. Период  был  для нашего многонационального народа  не обычным, не простым,  требующим, принятия своевременных правильных решений.

Благодаря личности Петра I, нашего Великого народа, Россия смогла совершить прорыв построить современный флот, стать  Европейской и морской державой. Создание флота потребовало  введения в России  образования, что было сделано 315 лет назад  Указом от 25 января 1701 года, «Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич» утвердил: «…быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению».

image003

Император России Петр Великий (1672-1725гг)

Указ положил начало военно-морскому и светскому образованию, введенному в России. Петровская эпоха и сегодня  напоминает, о том, что создание флота это трудный процесс, но более трудной,  длительной и долго решаемой проблемой при его создании стала подготовка национальных кадров. На начальном этапе работы по созданию флота надо было, находить, приглашать, нанимать для службы иностранцев. Позднее подбирать, учить и готовить для службы, распределять свои национальные кадры, необходимые при строительстве и освоении  новых кораблей. Для этого в 1698 году, 11 декабря был учрежден Воинский Морской приказ, вначале для заведования военными чинами флота из иностранцев, позднее занимавшийся всеми кадрами флота.

«История — не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за не знание урока», так говорил русский ученый Н.М.Карамзин.

Хочется, чтобы те, кто сегодня стоит у истоков решения вопроса изменения в очередной раз образования России, вспомнили историю и не были наказаны, «…за незнание урока»,  а страна, преодолев трудности, продолжала  идти вперед. От  принятого решения зависит не только образованность и  образование, но и состояние страны, её национальная безопасность и дальнейшее существование.

Готовясь встретить и отметить знаменательные даты в развитии нашего флота, вспомним  время начала его строительства, изучим  еще раз ту огромную работу, которая позволила обеспечить безопасность России. Обеспечить существование государства благодаря тому, что для защиты национальной безопасности и национальных интересов у России  появилась «ВТОРАЯ РУКА» ее верный и надежный союзник военный флот.

К этому обязывает и 25-я годовщина, первого торжественного подъема Военно-морского флага на корабле «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», в год 320-ой годовщины образования флота. Сегодня корабль единственный в составе ВМФ России, с групповым базированием авиации, которая является его главным оружием.

image005

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на переходе

Головной корабль проекта 11435 типа Рига, по классификации НАТО «Кремль», последнее название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», начал писать свою историю в конце 70-х годов прошлого века. Тактико-техническое задание на его проектирование главным штабом Военно-морского флота было выдано Невскому Проектно-конструкторскому бюро в 1979 году. Корабль был заложен на верфи  ПО «Черноморский Судостроительный завод» — 1 сентября 1982 года, спущен на воду — 4 декабря 1985 года. В год 293-й годовщины создания флота и в день 20 октября 1989 года не совсем достроенный корабль, с ускоренно сформированным, на год раньше экипажем, в минимально короткие сроки отработавший положенные элементы курсовых задач, вышел на Летно-конструкторские испытания (ЛКИ). ЛКИ должны были подтвердить, что построенный корабль с его авиационным вооружением, способен принять на борт самолет, обеспечить его повседневное обслуживание и боевое применение. Выполнив комплекс испытаний и проверок, 1 ноября 1989 года корабль впервые принял на свою полетную палубу самолет.

В состав ВМФ Советского Союза принят, после подписания акта Правительственной комиссией — 23 декабря  1990 года. Торжественный подъем Военно-морской флаг проведен при стоянке корабля у стенки ПО «Черноморский судостроительный завод» — 20 января 1991 года. В год 295-й годовщины создания флота Петром Великим, совершив двадцати суточный межфлотский переход — 20 декабря 1991 года корабль прибыл на Северный флот.

 

У родного причала на Северном флоте- дома

С петровских времен флот и служившие в его составе военные моряки, пережили и повидали многое, упадок и взлеты, золотые времена и разруху, его качественные изменения и техническое совершенствование, но всегда флот оставался верным союзником и «второй рукой» государства. О корабельной авиации и кораблях с авиацией на борту, в России начали говорить в начале двадцатого столетия. Новый XX век для флота России стал знаменательным поисками новых решения и возможностей использования кораблей с авиацией на борту. Через 213 лет после создания флота, в 1909 году 23 октября капитан корпуса корабельных инженеров Лев Михайлович Мациевич, рапортом на имя начальника Морского Генерального штаба, внес предложение построить для флота корабль-разведчик с 25-ю аэропланами на борту. К концу 1916 года в России было закончено создание первых подразделений морской авиации, сформированы две дивизии на Черноморском флоте — 152 гидросамолета и на Балтийском флоте — 80 гидросамолетов, базировалась авиация на переоборудованных военных кораблях.

Проектировать специальные корабли с авиацией на борту в Советском Союзе начали перед Великой Отечественной войной, а к их строительству страна смогла приступить только в начале 60-х годов прошлого XX века. Первыми построенными кораблями группового базирования авиации, стали противолодочные крейсера проекта 1123 «Москва» и «Ленинград», базировались на их борту вертолеты. В начале, 80-х годов были спроектированы, заложены и построены тяжелые авианесущие корабли (ТАКР) проекта 1143, названные в честь городов Советского Союза «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку».

В 1989 году 1-го ноября, была произведена первая посадка самолета на полетную палубу корабля, носящего сегодня имя Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова. Самолет СУ-27К, пилотируемый летчиком — испытателем В.Г.Пугачевым совершил посадку на второй трос тормозной машины аэрофинишера. Вот как об этом писал корреспондент газеты: «Красная звезда»  от 22 ноября 1989 года в статье «Гром над палубой». «… Время …13 часов 46 минут. Четыре нитки стальных тросов аэрофинишеров приподнялись над палубой. И вот СУ-27К касается второго из них, зацепляет выпущенным гаком трос и мчится вперёд. Секунда и, словно пойманный за резиночку, самолёт застывает на месте. Есть первая посадка!»

image009

Есть посадка!

Летно-конструкторские испытания подтвердили готовность технических средств корабля к приему авиации  на стоянки и  в море, в различных погодных условиях днем и ночью. После достройки, проведения комплекса государственных испытаний, состоялось подписание акта готовности корабля  Правительственной комиссией 23 декабря 1990 года, что означало его передачу в состав Военно-морского флота. Посетить корабль разрешили журналистам, выдержка из газеты «Правда» от 3 января 1991 года:

« Если 14-этажный дом положить на бок, то он вполне уместится в этом гигантском металлическом чреве. На корабле шесть столовых, более трех с половиной тысяч других помещений. Взлетная полоса, убегающая к самой оконечности корабельного бака. Там вздымается маленькая горка над ровной палубой. Это трамплин для прыжка самолета в небо».

После подписания акта комиссией командующий Северным флотом, для которого и был построен корабль, адмирал Феликс Николаевич Громов, заслушав доклад командира, утвердил дату первого торжественного подъема Военно-морского флага на корабле 20 января 1991 года. Кажется, что это было только вчера, а фактически с этого времени прошло почти 25 лет, многое в памяти запомнилось надолго.

image011

Командующий Северным флотом адмирал Ф.Н.Громов

Военно-морской флаг, поднятый на корабле, является его Боевым Знаменем. Он символизирует государственную принадлежность военного корабля, готовность защищать ее интересы на морских и океанских рубежах. Воинские, флотские традиции и ритуалы складывались в России несколько веков, первым государственным деятелем, который серьезно лично занимался этим, был Петр I. Одной из главных традиций флота России и сегодня остается, взятая из Петровских времен традиция Победы. Храбрость пренебрежение к грозящей опасности  и смерти в бою до последней капли крови, с именем Родины на устах и чувство долга, доведенное до высшего предела.

С Петровских времен были заложены основы корабельной службы, установлен и совершенствовался ритуал подъема Военно-морского флагов корабля. «Устав Морской», стал первым документом, регламентирующем службу на флоте России: «…дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Устав, введенный на флоте,  Петром I в 1720 году, требовал: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги». «Всем должно хранить интересы государственные …Дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем до конца службы награжден будет… Кто в бою оставит свое место, кто захочет сдаться, кто не станет биться с неприятелем – казнить…». Этот Петровский завет строго выполняется три с лишним столетия военными моряками.

Ритуал подъема флага корабля всегда отличался особой изящностью, красотой и торжественностью, в нем все предусмотрено, учтено и прописано.

Военно-морской флаг был впервые поднят в 1668 году на русском военном корабле «Орел». Благородство, верность, честность, мужество и смелость символизировала его бело-сине-красная расцветка. Он положил начало торжественному воинскому ритуалу подъема флага.

image013

Первый русский Военно-морской флаг 1669 года «Флаг Московии»

В 1697 году Петром I вводится, для подъема на кораблях, трехцветный флаг три полосы белая, синяя, красная символизировали благородство, верность, честность, целомудренность, мужество и смелость.

image015

Флаг, введенный Петром I на Руси в 1697 году

В 1712 году только для боевых кораблей в России вводится Андреевский флаг, синий крест, как элемент флага, перешел с первого ордена Святого Андрея Первозванного, соединение четырех углов крестом символизировало объединение европейских морей России.

image017

Андреевский» Военно-морской флаг, под ним корабли флота России защищали морские просторы

Андреевский флаг был святыней русского флота, под этим флагом ходили корабли в кругосветное плавание, вели ожесточенные бои эскадры прославленных адмиралов, под этим флагом русские моряки выиграли сражения при Чесме, Синопе, Наварено и вписали много славных  страниц в историю нашего Отечества. История повторятся под этим флагом  корабли России и сегодня продолжают выполнять боевые задачи по охране и обороне морских границ и защите суверенитета Отечества.

Со времени первого подъема флага, в  памяти сохранилось многое, стоял январь месяц, но было тепло и без ветряно, 20 января 1991 года, погода была благоприятная, температура со знаком «плюс», слабый ветер, снега нет, суточный прогноз хороший. На корабле все идет строго по плану, время московское 08 часов 00 минут, начали прибывать командование, дирекция завода, гости, встречаем и провожаем к месту общего сбора. Волнуясь, ходит по полетной палубе старший помощник Виктор Леонидович Чаплыгин надо ничего не забыть, все продумать, успеть. Энергичней чем обычно управляет службой, заставляет наводить  порядок, организует встречу гостей помощник командира Виктор Павлович Огородников. Весь в заботах помощник командира по снабжению Александр Борисович Романычев дает последние указания по приготовлению праздничного обеда, проверяет расстановку людей в столовых и камбузах. Немного волнуются связисты во главе с Павлом Николаевичем Магилевич, для них это первый экзамен.

image019

 

Гости на корабле в день торжественного  подъема Военно-морского флага

Встречают своих гостей командиры боевых и начальники служб корабля. Штурманской А.В. Дорофей, ракетно-артиллерийской В.А. Бойко, минно- торпедной П.В. Чугунов, электромеханической А.И. Утушкин, авиационной  П.А. Харичко, управления Л.Ф.Данилов, медицинской службы С.А.Феклистов.

Время 8 часов 47 минут, играется сигнал: «Большой сбор», экипаж строится на установленных местах в парадной форме одежды. Впервые на торжественном мероприятии корабля в праздничном строю присутствуют офицеры-выпускники А.Н. Мазнев, С.В. Рула, И.Н. Костышин, С.П. Яцков, Д.Э.Симаков, В.Н.Родионов и еще более ста выпускников Военно-морских училищ. Представителем Черноморского флота командиру корабля вручается первый Военно-морской флаг корабля.

image021

 

Вручение первого Военно-морского флага корабля командиру

Командир корабля с врученным Военно-морским флагом на руках в сопровождении офицеров ассистентов проносит его перед строем экипажа. Время 8 часов 59 минут, сигнал «Исполнительный» поднят до места. По кораблю в первый раз звучит команда: «На Военно-морской флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания «Смирно»! По этой команде личный состав принимает положение «Смирно» все взоры на флаг, офицеры ассистенты придерживают его в развернутом виде. Все в ожидании торжественного момента, в строю с экипажем командование флота и бригады, представители завода, военной приемки, администрации города и области, приглашенные гости и родители.

image023

Первый Торжественный подъем флага командиром корабля

Время 9 часов 00 минут, по корабельной трансляции, верхней палубы, идут сигналы точного времени, команда: «Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания поднять!» Командир корабля, находящийся у флагштока, лично поднимает Военно-морской флаг. Экипаж поворачивает голову в сторону флага, а офицеры, мичманы и прапорщики, прикладывают руку к головному убору. Медленно, под звуки «Встречного марша» скользят флаги, они подняты до места. Исполняется Государственный гимн Союза Советских Социалистических  Республик. Все замерли в строю, лица торжественны, люди готовы исполнить свой воинский долг и с честью выполнить оказанное им доверие. Этот торжественный и волнующий всех момент, произошел при стоянке корабля у стенки ПО Черноморский судостроительный завод почти четверть века назад. Нет сомнения в том, что люди стоящие в одном строю на этом празднике корабля никогда не забудут день торжественного подъема Военно-морского флага, на корабле носящее имя Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова, он для них останется в памяти навсегда.

image025

Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов

Кто был в этот день  на корабле, сегодня продолжают жить, работать и вспоминать замечательное время службы, и их корабль, ставший на годы родным домом. Накануне наступающего праздника ДВАДЦАТЬ ПЯТОЙ ГОДОВЩИНЫ ТОРЖЕСТВЕННОГО ПОДЪЕМА ФЛАГА НА КОРАБЛЕ «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ», хочется поздравить первый экипаж, в первую очередь.

Группу, находящуюся в Москве и Подмосковье Чаплыгина Виктора Леонидовича – старшего помощника командира, Чугунова Петра Владимировича – командира минно-торпедной боевой части, начинающих службу офицеров: А.Н. Мазнева, С.В. Рула, С.П.Яцкова, А.Н.Сухова, И.Н. Костышина.

Санкт-Петербургскую группу Дорофей Анатолия Васильевича – командира штурманской боевой части, Магилевича Павла Николаевича – командира боевой части связи, Утушкина Андрея Ивановича – командира электромеханической боевой части, Данилова Леонида Федоровича – командира боевой части управления, Феклистова Сергея Алексеевича – начальника медицинской службы.

Находящегося в Калининграде, возглавляющего Балтийский военно-морской  институт  им. Ф.Ф.Ушакова капитана 1 ранга Родионова Вячеслава Николаевича, который офицерскую службу начинал в штурманской боевой части первого экипажа авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

image031

Капитан 1 ранга В.Н.Родионов

 

Экипаж и всех находящихся в этот день в праздничном торжественном строю с нами.

За прошедшие годы, экипаж авианосца встретил и отметил, многие знаменательные даты и события, связанные с кораблем: 37 лет — со дня начала работ по проектированию корабля, 34 года — с момента закладки, 31 год — с момента окончания строительства, 26 лет — с момента посадки на его палубу самолета, 26 лет — со дня подписания акта и передачи корабля флоту, а в год 295-й годовщины создания флота Петром Великим 24 года — со дня Торжественного подъема Военно-морского флага.

Корабль и его экипаж продолжает успешно выполнять, стоящие перед ним задачи по защите океанских просторов Родины. За это время он несколько лет провел  в море, прошел не одну тысячу миль, не раз выполнял задачу по несению боевой службы и другие боевые задачи. Его лётчиками  корабельной палубной авиации было выполнено много задач и освоено новых типов летательных аппаратов, более десяти человек за это получили высокое звание «Героя России».

Они не раз поражали летчиков других стран, своей выучкой и высоким профессиональным мастерством. В историю авиации мира вошли знаменитые фигуры высшего пилотажа Героя Советского Союза летчика-испытателя В.Г.Пугачева.

image033

 

Экипаж авианосца на полетной палубе корабля

Впереди у экипажа, много разных задач, дальних  походов, боевых служб и знаменательных дат, одной из важных является, ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА со дня первого — Торжественного подъема флага на корабле, это произойдет  в год 320-ой  годовщины создания флота России Петром Великим.

Вместе с первым экипажем пожелаем в этом юбилейном году седьмому командиру авианосца капитану 1 ранга Артамонову Сергею Григорьевичу и экипажу корабля «Адмирал Флота Советского Кузнецов».

image035

Командир корабля капитан 1 ранга С.Г. Артамонов

 

 

 

 

 

Всегда попутного ветра, чистой воды и отсутствия рифов, семь футов под килем и дальних мирных походов. Человеческого счастья, здоровья, благополучия и везения!