Памятные даты 2019 года в истории России. Строительство военных кораблей

В 2019 году исполняется 70 лет, со дня закладки 15.10.1949 года головного легкого артиллерийского крейсера проекта 68-бис «Свердлов», сегодня в Военно-морском флоте России их нет. Один из четырнадцати кораблей проекта «Михаил Кутузов», стоит в Новороссийске как музей, и напоминает о советских боевых артиллерийских крейсерах, сыгравших большую роль в послевоенном  строительстве и освоении Океанов Мира кораблями ВМФ СССР.

Год 2019-й, богат событиями, связанными с военным флотом нашей страны, началом строительства кораблей (судов) в России.

350 лет назад — 25.04.1669 года, указом царя Алексея Михайловича получил свое название первый, построенный на  Оке, ниже впадения в нее Москвы-реки, на верфи деревни Дединово Коломенского уезда военный корабль «Орел», предназначенный для охраны купеческих торговых судов эскадрой в составе фрегата, яхты и двух шлюпок в Каспийском море. Название «Орел» фрегату было дано в честь герба России, на котором был изображен орел.

image001

Первый военный корабль (фрегат) России «Орел»

 

Его техническая характеристика. Длина — 24,5 метра, ширина — 6,5 метра, осадка — 1,5 метра, это был двухпалубный, трехмачтовый с бушпритом парусный корабль. Вооружение – 22 пищали (пушки) калибром от шести до двух футов, 40 — мушкетов, 40 — пистолетов, ручные гранаты. Экипаж — 56 человек командир (капитан), 22 — матроса, 2 — офицера, 35 — стрельцов.

Возникновение верфи на Оке, недалеко от Москвы, стало началом зарождения отечественного кораблестроения и попытки создания военного флота. «34 статьи артикульных» — разработанных письменных указаний,  для управления эскадрой во время похода, стали прообразом будущего Устава Морского.  Поход эскадры в Каспийском море, требовал иметь на кораблях (судах) флаг, для обозначения их государственной принадлежности, таким флагом, по велению царя Алексея Михайловича стал триколор. Его форма, размеры и размещение цветов подлинно не известны и вызывают споры.

Строительство фрегата и кораблей обеспечения, на верфи в Дединово стало второй неудачной попыткой России создать свой военный флот. Простояв зиму, на реке Оке, эскадра состоящая из фрегата «Орел», яхты и двух шлюпов по Волге в 1669 году прибыла в Астрахань. Здесь корабли остались надолго, есть две версии их дальнейшей судьбы, по одной они брошенные постепенно пришли в негодность (сгнили), по другой были сожжены восставшими крестьянами.

Тем не менее, есть и в этом и положительная сторона, часть матросов и гвардейцев эскадры вошли в состав сформированного Петровского полка, позднее преобразованного в потешные Преображенский и Семеновский, подрастающего царевича Петра.

325 лет назад — 20.05.1694 года было начато  строительство военных кораблей (судов) на севере России, на государственной Соломбальской верфи в Архангельске. Царем Петром I было заложено и спущено на воду для достройки, военное судно «Святой апостол Павел».

image003

Военное судно «Святой апостол Павел»

 Длина – 26,2 метра, ширина -6,7 метра, осадка – 2,7 метра. На вооружении стояли 24 пушки,  отлитые лично царем. Экипаж – 45 человек.

150 лет назад — 1.6.1869 года  на верфи Галерного острова Санкт-Петербурга был заложен первый в мире  брустверно-башенный броненосец «Петр Великий», один из сильнейших броненосцев своего времени. Автором проекта адмирал, ученый кораблестроитель, участник обороны Севастополя А.А. Попов.

image005

Броненосец «Петр Великий»

 

Водоизмещение — 9665 тонн, длина-103,5 метра, ширина – 19,2 метра, осадка — 8,3 метра. Две машины имели мощность – 8296 л.с. Средняя скорость – 14,4 узла. Вооружение 4х305 мм орудия в 2-х башнях, 6х87 мм пушки, 2х381 мм ТА. Экипаж-440 человек.

110 лет назад — 3.6.1909 года одновременно на Балтийском и Адмиралтейском заводах Санкт-Петербурга была произведена закладка 4-х линкоров типа «Севастополь» (Севастополь, Гангут, Петропавловск, Полтава). Главный конструктор проекта профессор Морской академии России И.Г. Бубнов,  проектировались ЛК с учетом опыта ведения боевых действий  на море в русско-японской войне.

Линкор «Севастополь», спущен на воду в 1911 году, вошел в состав Балтийского флот в 1914 году. Почти одновременно с ним построены остальные три линкора, корабли принимали участие в Первой и Второй мировой войнах, были лучшими линкорами военного флота России своего времени, находились в составе Военно-морского флота до 1956 года.

image007

Головной линкор «Севастополь»

 

Водоизмещение: стандартное — 23000 тонн, полное – 25850 тонн. Длина — 182, 4 метра, ширина — 26,9 метра, осадка — 8,5 метра. Паротурбинная ЭУ, 25 котлов Ярроу и 10 турбин Парсонса. Скорость хода-21 узел. Дальность плавания — 3000 миль. Экипаж — 1125 человек. Вооружение ГК — 12 (4х3) 305 мм орудия, ПМК-16(16х1)120 мм орудия, ЗА – 2 (2х1) 75мм орудия, 1(1х1) 47мм орудия, МТО – 4 (4х1) 450мм ТА.

70 лет назад — 15.10.1949 года на Балтийском судоремонтном заводе Ленинграда была произведена закладка головного легкого артиллерийского крейсера проекта 68-бис «Свердлов».

image009

Легкий артиллерийский крейсер проекта 68-бис «Свердлов»

 

  • Заводской номер – 408
  • Заложен – 15.10.1949 года
  • Спущен на воду – 05.07.1950 года
  • Принят в состав ВМФ – 15.05.1952 года
  • Военно-морской флаг поднят – 31.08.1952 года
  • Исключен из боевого состава -30.05.89 года

 Водоизмещение: стандартное — 13290 тонн, полное – 16970 тонн. Длина — 210 метров, ширина -21,6 метра, осадка – 7,3 метра. ГЭУ паросиловая мощность -118100 лошадиных сил (2 турбины ТВ-7, 6 котлов КВ-68). Скорость хода максимальная – 34,0 узла. Дальность плавания – 9000 миль (18 узлов). Автономность – 30 суток. Экипаж -1270 человек (60-70-1140). Вооружение: ГК 4х3-152 мм орудия Б-38. УК 6х2- 100 мм установки СМ-5-1, ЗА 16х2 — 37 мм автомата В-11. Торпедное вооружение 2х5 — 533 мм ПТА-53-68-бис. Противолодочное вооружение – мины количество зависит от типа.

В выданном ВМФ, тактико-техническом задании на проектирование крейсера, были учтены все вскрытые во время Великой Отечественной войны недостатки артиллерийских крейсеров предыдущих проектов. Главный конструктор Александр Сергеевич Савичев. Создавался крейсер проекта, как корабль океанской зоны, с автономностью — 30 суток, дальностью плавания — 9000 миль и неограниченной мореходностью.

Название «Свердлов», перешло от гвардейского монитора Тихоокеанского флота и эскадренного миноносца Балтийского флота типа «Новик», заслонившего собой от идущей торпеды в 1941 году крейсер проекта 26 «Киров».

На крейсере закладывалась и отрабатывалась более совершенная боевая организация:  по сбору, обработки и анализу  воздушной, надводной и подводной обстановки, создавался боевой информационный пост (БИП). Установленные по проекту технические, радиоэлектронные средства и оружие, позволяли вести воздушное, надводное и подводное наблюдения, осуществлять выдачу целеуказания и применять оружие.

Крейсера, был большой и удачной серией кораблей, длительное время входивших в боевой состав Военно-морского флота. Крейсерская организация отличалась не только высокой степенью отработки экипажем, элементов боевой и повседневной организации, но и особой морской культурой и выучкой. Это подтвердил экипаж головного крейсера, «Свердлов», 18 июня 1953 года открывая историю официальных визитов Советских кораблей  в иностранные порты. При заходе и постановке, в точку якорной стоянки в военной базе Англии Портсмут, для участия в морском параде, по случаю коронации королевы Елизаветы II. Стоящие на якорях — 200 боевых кораблей — 32 стран мира, были восхищены действиями экипажа под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова при выполнении маневра подхода в точку якорной стоянки. Их поразили быстра постановки корабля на якоря, 12-минут вместо 80-минут, точность выполнения маневра, непринужденность, слаженность и красота работы палубной команды экипажа крейсера.

Артиллерийским крейсерам с их классической организацией, наличием офицеров различных специальностей, было суждено стать «университетом» корабельной службы. Крейсера и их экипажи в 60-х годах участвовали в освоении нового видам деятельности  Военно-морского флота несение боевой службы. На начальном этапе экипажи крейсеров взяли на себя основную тяжесть выполнения задачи боевой службы, которая  ими была решена.

В конце XX столетия, постепенно на смену, артиллерийским крейсерам пришли корабли с ядерной энергетической установкой и ракетным вооружением. Закончилась не большая по времени крейсерская эпоха, свои крейсера помнят люди, которые выросли на них, для которых они стали школой жизни, мужества, становления  и познания корабельной службы.

Не забывается, величие, мощь и надежность, архитектурная корабельная красота  крейсера. Это подчеркивалось не высоким, несколько удлиненным корпусом с размещенным на нем оружием и техническими средствами.  Выделяющимися в носу и корме 3-х орудийными — 152-мм башнями главного калибра, в средней части  корпуса  2-х орудийными — 100-мм башнями универсального калибра с барбетами стабилизированных постов наводки СПН-500 и антеннами радиолокационных станций Якорь. Установленные на надстройках  2-х ствольные — 37-мм автоматы «В-11», завершали вооружение корабля. Фок и грот мачты, с нагроможденными вокруг них боевыми постами, помещениями, множеством антенн и расположенные между ними дымовые трубы, завершали общий внешний силуэт корабля.

Пройдя с юта до бака по палубам крейсера, не произвольно замечаешь: медь надраена до блеска, резина помелена, ватервейсы чистые, чехлы на корабельных плавсредствах и вьюшках с концами выстираны, слегка выбелены. Небольшие, сплетенные руками матросов и старшин, корабельные коврики-маты, разложенные по палубе чисты.

Начинаешь ощущать каким-то внутренним чутьем его мощь, величие и надежность. Не произвольно переходишь на неторопливый ритм крейсерского уклада жизни, без крика, лишней суеты и спешки. Походив по кораблю и поговорив с людьми, делаешь вывод, что на нем все знают свое дело, стараются показать, представить порученное в лучшем виде. Побыв еще немного, делаешь главный для себя вывод: «На таком корабле приятно служить, есть чему учиться, есть люди, которые научат».

Легким артиллерийским крейсерам проекта 68-бис типа «Свердлов» и их экипажам выпала честь показать и доказать всему миру, что корабельный состав Военно-морского флота СССР, пройдя через Великую Отечественную войну 1941-1945 годов,  постепенно восстановив  боевую готовность способен  выполнить поставленную ему задачу.

image011