ПО ПУТИ В НЕБО

Воспоминания заслуженного летчика СССР А.М.Мелконян

 

Бесспорным  сегодня является то, что Арктику нашей Великой Родины осваивали энтузиасты, для ее процветания, величия и безопасности.  Большую помощь в этом с момента ее появления оказывала военная авиация страны. Ядерный полигон на островах Новой Земли создавали наши замечательные советские люди, и тоже с помощью авиации. Когда начался период, проведения испытаний ядерного оружия,  без  помощи военной  авиации тоже нельзя было обойтись. Горжусь и сегодня тем, что мне довелось в течение пяти лет, на ядерном полигоне Новой Земли, заниматься обеспечением испытаний,  командуя авиацией. Для меня это были лучшие годы  в моей 37 летней офицерской службе в Вооруженных силах страны, здесь на крайнем  севере я нашел еще много товарищей, сослуживцев и друзей с которыми  продолжаю поддерживать связь.

Родившись 2 сентября 1931 года, в городе Степанаване Армянской ССР, с детства, как и большинство мальчишек, нашего времени, мечтал быть летчиком. Мои родители отец Миртыч Оганесович и мама Соня Саркисовна, рано лишились родителей, они, как и многие наши родственники погибли при геноциде армян Турцией в 1914 году. Учился я в русской школе им. А.С.Пушкина, после ее окончания в 1949 году, по совету родителей  поступил на первый курс Технологического института им. И.В.Сталина, успешно сдал экзамены за первый  курс, перешел на второй.

     Учиться в летном училище я окончательно решил после встречи с военным летчиком Губановым И.П. участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, кавалером трех орденов Боевого Красного знамени. Он так убедительно и захватывающе рассказывал о службе в авиации, что я,  забрав документы,  в 1951 году поступил в училище ВВС им. В.С.Хользунова города Кировабад.

Город Кировобад улица Ленина

Во время учебы произошло мое более близкое знакомство с городом, в котором было расположено авиационное училище, носившее имя Героя Советского Союза, летчика Виктора Степановича Холзунова. Летное училище было относительно, по времени создание, молодое начинало свою историю в 1940 году с авиационной  школы летчиков. В 1945 году было переименовано в Военно-авиационное училище летчиков им. В.С.Холзунова.

Герой Советского Союза В.С. Холзунов (1905-1939гг)

Город Кировобад, один из красивейших городов Азербайджанкой ССР, наоборот имел свою многовековую историю,  в оставшихся исторических летописях  сказано, что он был образован еще в 659 году и назывался Гянджа, в 1935 году получил свое новое название. Живя после увольнения в запас,  в Москве услышал о том, что в 1989 году городу вернули его прежнее название Гянджа.

После окончания летного училища в 1954 году, офицерскую службу начинал в Запорожье, 34-ой Воздушной армии Одесского военного округа.  Начиналась она с частыми перелетами,  переездами по новым  военным городкам и  гарнизонам, с  освоения новых типов самолетов и новых должностей. В  летном училище летал на самолетах Як-12, Як-18, УТБ-2, Пе-2, Ил-28, но на одном месте. С началом службы, пришлось познать много аэродромов и военных городков, после Запорожья были Мелитополь, Крым аэродром в гарнизоне «Веселое», Джанкой — 819 авиационный полк самолетов  Ил-28. С этого авиационного полка началось мое становление и служебный рост. Здесь через полгода я стал старшим летчиком, а в 1957 году командиром звена самолетов Ил-28, летчиком 2 класса.

В начале 60-х годов прошлого XX века авиация, как и все наши Вооруженные силы, была подвергнуты  безжалостному сокращению. Это в полной мере коснулось и меня, наш полк был расформирован, как перспективный летчик был отправлен переучиваться в Ригу. После учебы снова частая смена места службы и типов самолетов. Январь 1961 года ВВС Черноморского флота, аэродром Кача, март снова гарнизон «Веселое», 5-й морской гвардейский ракетоносный авиационный полк, интенсивная учеба. По достигнутым высоким результатам обучения, был включен в состав парадной авиационной группы.  В 1961 году участвовал в парадах, посвященных  Дню авиации над Москвой и Дню Военно-морского флота над Ленинградом. Участвовал в учениях ВМФ Советского Союза под руководством ГК ВМФ С.Г.Горшкова «Океан», в 1970 году переведен на должность ведущего летчика-испытателя на авиационный завод ВМФ, освоил самолеты Ту-16, Ту-104, Ту-95, Ту-114, Ту-142, Ту-22М.

В 1974 году перевод в центральный аппарат авиации ВМФ старшим инспектором боевой подготовки. Начались частые перелеты и командировки Куба, Ангола, Египет, Йемен, Вьетнам летал на самолетах, Ту-95 и Ил-62М. С 1979 года по 1983 пришлось много летать на самолетах военно-транспортной авиации по разным маршрутам Советского Союза и за границей, доверили совершать полеты с группами высших офицеров во главе с ГК ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза  С.Г.Горшковым.

image007

Аэродром Кубинка встреча с летчиками полка «Нормандия Неман», летчиками СССР

Когда пришло время очередного перевода, предложили Кубу или Новую Землю, выбрал ядерный полигон. На полигон островов  Новая Земля  прибыл служить в  феврале 1983 года, как было написано в предписании  на  должность заместителя Государственного специального ядерного полигона по авиационному обеспечению, начальником авиационного отдела войсковой части  77510, старшего авиационного начальника АС «Рогачёво».

Полковник А.М. Мелконян заместитель начальника полигона по авиации

Когда, прибыл представляться своим старшим начальникам в Белушью Губу, познакомился с начальником полигона вице-адмиралом В.К.Чировым, начальником штаба Е.П. Горожиным, получил от них краткий инструктаж и указания по должности. В Рогачево на построении был представлен личному составу НШ контр-адмиралом Е.П. Горожиным.

Круг моих должностных обязанностей был широким и отличался от обязанностей до этого назначения, прежде всего тем, что  это было на Арктических островах, где велось испытание ядерного оружия.  Впервые еще на Большой земле, почитал справочный материал по островам Новая Земля, он на меня произвел впечатление размерами: площадь — 81300 кв. километров, протяженность —  928 километров,  наибольшая  ширина  — 144 километра. Когда продолжил, пополнять свой багаж знаний на полигоне, обратил внимание на природно-климатические условия и погоду, меня больше интересовало влияние ее на использования авиации в таких не простых условиях. Сразу обращало на себя внимание, что  штормовых готовностей здесь бывает в год от 80 до 150 суток, максимальная скорость ветра — 55 метров в секунду, минимальная температура воздуха  минус 43 градуса по Цельсию. Совершенно новыми  для меня понятиями были полярная ночь, которая согласна справочного материала, длилась 70 дней в году и полярный день – 90 дней.

А с прибытием на новое место службы, вступив в должность, мне как старшему авиационному начальнику пришлось в первую очередь познакомиться с природой и арктической погодой островов Новой Земли, они оказывали огромное влияние на служебную деятельность и использование авиации. Учитывать время года  состояние погоды, но и какое это время полярная ночь над аэродромом или полярный день, вертолеты летали только по видимости, радиолокации для обеспечения полетов они не имели. Сначала конечно было трудно, но как всегда рядом всегда были хорошие, опытные помощники и сослуживцы, они помогли.

За время моей службы до марта 1988 года, авиационные части  полигона  привлекались для обеспечения специальных работ, когда проводилась подготовка и  испытания  ядерных  зарядов  в штольнях. В такое время вся служебная деятельность авиаторов была направлена на решение данной главной задачи. Я сегодня благодарен испытателям, что они в свое время дали возможность посмотреть одну из штолен, подготовленную для проведения испытаний. Первое впечатление, что это наше Московское  метро, только менее обустроенное и  внутри  холодно.

Штольня готовая для проведения испытанияimage013

Пришлось познакомиться и брать на учет вопросы безопасности,  в самом гарнизоне, связанные в первую очередь с поведением и нахождением белых медведей. С их появлением в городке или пределах аэродрома, проходило оповещение, комендантская служба принимала меры по его изгнанию за пределы гарнизона.

Все время одной из основных  моих  задач было обеспечение постоянной круглогодичной боеспособности аэродрома,  на котором  базировался истребительный авиационный полк 4-ой дивизии ПВО, в его боевые  задачи входило не только воздушное прикрытие полигона, но и перехват целей вероятного противника с северного направления. В сложнейших природных условиях севера, аэродром  постоянно  заносило снегом,  личный состав АТБ, возглавляемый такими командирами, как полковники Чернышев А.А., Вельгемас Б.Н., даже в условиях низких температур, полярной ночи и «Вариантов» они со своими подчиненными умудрялись поддерживать работоспособность ВПП и штатное функционирование всех подразделений аэродрома. За все 5 лет моего командования  лишь дважды аэродром на  трое  суток был выведен из строя по причине снежных заносов. При «Варианте» выпало такое огромное количество снега, что когда расчистили ВПП и боковые полосы безопасности – образовывался  глубокий снежный  туннель, пришлось вести борьбу со снегом и за ВПП.

image015

После прилета в Чиракино в зимний полярный день

Роль авиации для обеспечения  жизнедеятельности объектов военного городка и выполнения полигоном основной задачи  проведения испытаний в установленные сроки трудно переоценить. Это постоянная доставка с материка оборудования, специзделий, продуктов питания, специалистов, срочных грузов и личного состава транспортными самолётами Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ил-76. Для чего аэродром должен быть всегда готов в любое время принять самолет, прибывший с большой земли.

Аэродром зимой, начало полярного дня

Кроме того, доставка всего необходимого непосредственно в посёлок испытательной станции Северный  вертолётами Ми-6 и Ми-8. При наличии 14 вертолётов с высоко подготовленными экипажами, все задачи, поставленные командованием Полигона, успешно выполнялись.

image019

АС Рогачево, полковник А.М.Мелконян сопровождает адмиралов В.К.Чирова и Е.П.Горожина

Для этого в военном городке авиаторов Рогачёво базировались четыре войсковые части. На отдел авиационного обеспечения возлагалось общее руководство полётами прилетающих транспортных и боевых самолётов и вертолетов авиации Северного флота. На отдел возлагалось и обеспечение круглосуточного,  контроля  полётов  самолетов авиационного полка ПВО. Начальником  АО был полковник А.М.Мелконян, заместителем полковник В.И.Кочешков, начальником метеослужбы майор Н.Н.Авеличев, и группа руководства АС Рогачёво и поселок Северный обеспечивали  подполковники Е.Н.Коралев, А.А.Конюков, В.С.Остапенко и старшие  инженеры подполковник В.Д.Ларионов, майор А.В.Никулин.

Основная лётная часть полигона, командиры: полковники В.И. Кочешков,  В.М.Маслов, А.В.Конаков, майор Ю.В.Мосалов, майор Г.И.Богданов – он же  начальник штаба, прекрасный руководитель и организатор.  Операторы подполковник Ю.А.Качурин, полковник Ж.К.Мусин, который на Новой Земле  служит  более 20 лет, свои обязанности выполнял безупречно, ныне он является представителем местной гражданской авиации.

При проведении испытаний экипажи часто проявляли служебный героизм, иногда получали большие дозы облучения, выполняя радиационную разведку, взятие доставку проб и специзделий. В 1984 и 1987 годах произошли нештатные  испытания с выбросом радиационного облака. В первом случае было пронято решение специалистов и часть состава  Госкомиссии, не эвакуировать, а вертолётам доставить  ночью на базу для проведения их специальной обработки, а утром вернуться назад и продолжить работы. Такая задача была успешно выполнена экипажами вертолетов,  и влияния на проведение специальных работ не оказала.

Не совсем плановый перелет с посадкой у госпиталя

 При проведении испытаний обычно два вертолёта  оставляли  в резерве начальника   Полигона.  Состав лётной части в любой обстановке всегда действовал согласно штатного расписания, без паники, выполняя по 4-5 лётных смен в сутки. Годовой налёт лётчиков составлял обычно от 150 до 220 часов. Чтобы быть на высоком лётном уровне подготовки, нужно было, кроме полётов на обеспечение испытаний, осуществлять мониторинг и вести постоянную радиационную разведку по всей территории Новой Земли, вплоть до северного острова Мыса Надежды и пролива Маточкин Шар.

Всю связь во время полетов  различных типов летательных аппаратов в нашем «аэроузле» в радиотехническом отношении обеспечивала часть РТС  и РТО возглавляемая подполковником В.Г.Кубыщенко, помню его как прекрасного специалиста и командира. Кроме узла РТС аэродрома, для обеспечения безопасности полетов авиации по маршруту были развернуты  четыре  поста  для обеспечения связи  в Кармакулах, на Паньках, в Чиракино и посёлке испытателей Северном.

image023

На посту связи с авиацией Чиракино полковник А.М.Мелконян

Личный состав постов находился в отрыве от основной базы круглый год, но за все время  ни разу не было срывов в работе привозных полков и связи, нарушений воинской дисциплины. Люди  служили ответственно. Испытания, проводимые на Полигоне, для авиаторов, как и для всех, участвующих в их подготовке и проведении были  праздником  венцом и оценкой  их труда!

Основной военно-транспортный самолет Новой Земли Ан-12

Отрадным и, может быть в начале службы на полигоне  не совсем понятным  для меня, стало стремление военнослужащих и жителей гарнизона организовать свой отдых и досуг своих детей. Понимание пришло, когда я в 1984 году вместе со всеми принимал участие в подготовке к проведению мероприятий, посвященных 30-и Летию создания полигона.

На торжественном собрании, с командованием полигона и дивизии ПВО

Запомнился 1985 год, после проведенных в 1984 году двух ядерных испытаний, в следующем году шли подготовительные работы, задачу проведения испытаний не ставили. Авиационные части занимались в штатном режиме, после прошедшего  Нового года, который был проведен, по оценке – хорошо. В конце января, по инициативе женщин гарнизона,  состоялась встреча с директором нашей 8-й школы Л.Масловой и председателем женсовета Л.Иванько.  Женщины предлагали совместно с частями организовать подготовку, и 9-го мая провести праздничные мероприятия, посвященные 40-й годовщине Дня Победы и 21 сентября, посвященные  30-ю первого подводного ядерного испытания на Новой Земле.   Забегаю  вперед, мероприятия посвященные праздникам были подготовлены и проведены, особенно многим понравился Женский ансамбль, выступления детей и сольные номера участников.

image029

Женский ансамбль под руководством Валентины Богдановойimage031

Фотография на память. Полковники А.В.Конаков, Л.П.Маслов с женами и М.М. Мазитова

Традиционно военнослужащие и жители авиационного военного городка Рогачева всегда с большим удовольствием готовились и проводили праздники, посвященные Дню Победы, Дню Военно-морского флота, наши авиационные праздники, праздники полигона,  не забывали проводы  русской зимы и открытие нового учебного года в школах.

Президиум торжественного собрания

Большинство праздников начиналось в Доме офицеров, с поздравления собравшихся, потом был концерт художественной самодеятельности, подготовленный жителями и учащимися школы. Концерт,  подготовленный к празднику, все всегда смотрели с большим удовольствием, всем желающим мест часто не хватало, смотрели на приставных местах или стоя в проходах так жил гарнизон в дни праздников. Инициатива по подготовке и проведение праздничных мероприятий всегда исходила от жителей, в первую очередь от жен военнослужащих частей гарнизона. Сегодня об этом напоминают, сохранившиеся  фотографии.

image035

Перед концертом в Доме офицеров. Слева-направо: заместитель начальника авиабазы полковник  Маслов В.М. с женой Людмилой Прохоровной-директором Рогачевской восьмилетней школы, жена заместителя по политической части авиабазы Явкина Розалия, жена начальника матросского клуба А. Сметанина, командир части  59116  подполковник А.В. Конаков  с женой Алевтиной Федоровнойimage037

Слева-направо: командир авиационной базы полковник В.Т. Марков с женой-Лидией, командир авиационной эскадрильи подполковник А.В. Конаков  с женой-Алевтиной, жена начальника штаба войсковой части  59116 Богданова Валентина

Большой популярностью у жителей и военнослужащих пользовался праздник,  Проводы Русской зимы отмечали его в мае, когда было еще достаточно прохладно, но светило солнце  на Новой Земле стоял полярный день.image039

Проводы Русской зимы, полковники Л.М.Маслов и А.В. Конаков с женами

А моя служба на ядерном полигоне Новой Земли не заметно и даже неожиданно подошла к концу.  В  период моего пятилетнего  командования, к счастью все  прошло  без аварий и катастроф, командиры экипажей достигли уровня лётной подготовки, соответствующей специалисту 1 классу, что ежегодно подтверждалось. Авиагородок был приведён в должный порядок, улучшилось состояние дорог, улицы были освещены полностью (установлены прожектора), налажено водо и теплоснабжение. О том замечательном времени моей службы осталась память о замечательных людях, которые круглосуточно стояли на защите родного Отечества и были замечательными товарищами по службе, общему делу на ядерном полигоне островов Новая Земля.

      Когда узнал о том, что в Москве создана  Межрегиональная общественная организация «Московский союз новоземельцев» вступил в нее, здесь встретил много знакомых по службе и нашему общему делу и не только на Новой Земле.

image041

Новая Земля с обозначением мест и кратким описанием, произошедших исторических событий

Находясь на пенсии,  часто беру в руки фотографии, документы, книги они заставляют  вспоминать о прошлом, которое было по оценкам нашего поколения прожито не зря. Мы много сделали,  для того чтобы в стране был мир, жизнь становилось лучше и безопасней, наверное,  поэтому люди почти 70-лет живут под мирным небом.

     А во сне и сегодня продолжаю часто находиться на службе, вижу товарищей, сижу за штурвалом и куда-то тороплюсь, жизнь продолжается!

Одна мысль про “ПО ПУТИ В НЕБО”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сайт для тех кто служил и служит на архипелаге Новая земля