Начиная службу на кораблях Балтийского флота Советского Союза, во время службы иногда, что-то читал или слышал в разговорах товарищей о ядерном полигоне на островах Новая Земля. Но мне никогда и мысли не приходило в голову, что придется там служить, и там с заполярье я познакомлюсь с замечательными людьми, уникальной, суровой и неповторимой природой Арктики.
Капитан 1 ранга М.И.Скриган
Родился я в Минской области Республики Беларусь в 1948 году, после окончания средней школы в 1966 году поступил в ВВМУ им. Фрунзе на факультет корабельной артиллерии и зенитные управляемые ракеты города Ленинграда. В эти годы благодаря решению Правительства СССР и личным заслугам ГК ВМФ Героя Советского Союза, Адмирала флота СССР Горшкова С.Г. после, прошедших больших сокращений армии и флота произошли изменения. С начала 1961 года, начал возрождаться флот в первую очередь его надводная составляющая, изменилось отношение к корабельной артиллерии, что потребовало увеличить выпуск офицеров по этой и другим специальностям. Потребность в офицерских кадрах для ВМФ привела к открытию нескольких новых училищ, в том числе и Калининградского ВВМУ. Факультет ВВМУ им. Фрунзе со своими старейшими традициями и заслугами как кузница кадров для кораблей стал основой созданного артиллерийского факультета нового училища на самом западе страны.
Курсант пятого курса главный – корабельный cтаршина Скриган Михаил Иванович
С приездом вместе с товарищами по учебе в город Калининград свое желание всегда и во всем быть первым не оставил, это заметило командование, доверили стоять первым часовым у знамени училища на первом посту. Прошло немного времени, был назначен младшим командиром на первый курс. По окончанию училища имел права выбора флота, выбрал службу на Балтийском флоте в дивизионе ракетных кораблей. Был назначен командиром батарей на эсминец «Спешный», на допуск к управлению батареей сдал через две недели. В октябре 1971 года участвовал в состязаниях по артиллерийской подготовке на приз ГК ВМФ в составе отряда боевых кораблей (ОБК): крейсер «Октябрьская Революция», эсминцы «Спешный» и «Сердитый», выполнял обязанности командира корректировочного поста при стрельбе кораблей по береговой цели. Отряд кораблей завоевал приз ГК ВМФ, командир корректировочного поста был награжден грамотой и получил ключи от первой офицерской квартиры, что было очень приятно и помниться до сих пор.
В конце 1971 года на флот дали команду готовиться на боевую службу в Индийский океан, был назначен командиром группы артиллерийской боевой части на эсминец проекта 57-А «Настойчивый», из 23 офицеров на корабле было 11 лейтенантов, среди которых оказался и М. Скриган.
Лейтенанты экипажа эсминца «Настойчивый» 1971 год
Экипаж, подбирался кадровыми органами очень тщательно, командиром был назначен лучший командир корабля Балтийского флота с БПК «Образцовый» капитан 2 ранга Н. Касперович. Провожая, корабль на боевую службу корабль, командующий флотом адмирал В.Михайлин, выразил уверенность, что с поставленными задачами экипаж справиться.
С прибытием в Индийский океан нес вахту вахтенным офицером на ходовом, стоя на вахте, видел режим службы командира на боевой службе, он был не легким. Командир был там, где обеспечивалась безопасность и решалась главная задача корабля. Когда было надо, он был на ГКП, появлялась необходимость, он шел в ПЭЖ, БИП или снимал пробу на камбузе, ставил задачу по корабельной громкоговорящей связи или проводил разбор прошедших суток. Уже тогда у меня начинающего службу лейтенанта, зарождалась мысль готовить себя к командирской должности. Весной 1973 года корабль, успешно решив задачи боевой службы, вернулся в город Балтийск.
В том же 1973 году кораблю была поставлена задача несения боевой службы в Северной Атлантике, при несении вахты на ГКП, теперь уже опытным офицером, командир в беседе интересовался о желании продолжить службу по командной линии, отвечал на такой вопрос всегда положительно, но очень аккуратно предварительно продумав и взвесив. Помню и сегодня, как мной было принято окончательное решение, в этот день принесли телеграмму ЗАС, в которой мне предлагалась должность помощника командира ракетного катера «Град». Корабли проекта 1234, к которым относился «Град» были новыми кораблями, которые любил ГК ВМФ адмирала флота С.Г. Горшкова, корабль имел на вооружении шесть ракет ЗРК, артиллерийскую установку, БИУС, средства электронного подавления и развивал скорость 36 узлов. Командир корабля, показав телеграмму, разрешил до утра следующих суток подумать, предварительно высказал свою точку зрения. При принятии окончательного решения мною, победило желание как можно быстрее стать командиром, поэтому согласие к назначению было дано.
Прошло чуть больше года, в 1974 году был назначен командиром ракетного катера «Град», первым из выпускников артиллерийского факультета Калининградского ВВМУ, о чем писали наши газеты «Красная Звезда» и «Страж Балтики».
Три года в должности командира, помогли приобрести опыт и практические навыки управления кораблем, умению боевого использования оружия корабля, а самое главное был получен опыт управления экипажем в различных условиях обстановки. Корабль успешно выполнял поставленные задачи и считался одним из лучших на Балтийском флоте.
Ракетный катер «Град»
Переходящее знамя по итогам 1975 года, врученное командиру передового экипажа рка «Град» ст. лейтенанту М. Скриган
Поэтому в 1977 году был представлен и назначен на должность начальника штаба дивизиона ракетных катеров.
Катера на учениях в1979 году в Северном море, старший группы капитан-лейтенант М.Скриган
Дивизион успешно выполнял задачи боевой подготовки. По итогам учений 1979 года, проводимых в конце учебного года начальник штаба дивизиона капитан-лейтенант М.Скриган, награждается медалью «За отвагу» и получает досрочно очередное воинское звание капитан 3 ранга.
Лиепая 9 Мая — День Победы возглавляет колону моряков дивизиона капитан 3 ранга М. Скриган
В 1980 году как передовой офицер получил разрешение, успешно сдал экзамены и поступил в ВМА им. Гречко. По окончании академии в 1982 году, первый из выпускников училища был назначен на должность начальника штаба отдельной 24 бригады катеров.
Встреча ГК ВМФ адмирала флота С.Г. Горшкова на плацу 24 бригады
Когда учился в училище, а затем в ВМА не думал, что придется заниматься подготовкой и обучением экипажей надводных кораблей и подводных лодок иностранных развивающихся и социалистических стран. Выходить в море на построенных кораблях, а затем передавать их иностранным морякам. Жизнь так повернулась, что мне надводнику приходилось выходить на ПЛПЛ в море, погружаться для проверки работы механизмов и оружия. Корабли, передаваемые странам Сирии, Индии, Алжиру, ГДР, Польше строились строго в установленные сроки, с хорошим качеством.
Капитан 2 ранга М.И. Скриган встреча с командующим 3-й флотилии ГДР
Представители иностранных государств и стран содружества, для которых строились корабли, высоко отзывались о наших кораблях и оказанной им помощи по их освоению.
После службы в отдельной бригаде с 1986 года была служба на кораблях военно-морской базы в Латвии на должности начальника штаба Лиепайской вмб. Время было своеобразное, грянула «Перестройка», конец 80-х начало 90-х годов это были особые годы и особое время, их придется еще осмыслить и понять, нам находящимся в то время в штабе этим заниматься было некогда. Штабом проводилась большая работа по подготовке к выводу сил флота с Прибалтики, а для меня начались кадровые предложения и перестановки. Шло бурное сокращение сил Балтийского флота, обстановка была быстро меняющейся и не понятна. Никогда не собирался на ядерный полигон Новой Земли, но поступило предложение кадровых органов продолжить службу в штабе на Новой Земле, немного подумал и согласился с предложением. Так неожиданно для себя в 1988 году я оказался на ядерном полигоне Новой земли заместителем начальника штаба — начальником отдела боевой и оперативной подготовки полигона. По службе и жизни это стало школой мужества и познания нового в экстремальных условиях Арктики. Учеба началась сразу с прибытием на полигон и первым из обучающих службе стала погода. Она в сравнении с погодой Прибалтики оказалась намного суровей и своеобразней. Пришлось в очередной раз брать документы, спрашивать метеорологов, старожилов полигона и познать много интересного и необходимого для службы.
Новая Земля — это архипелаг в Северном Ледовитом океане, состоящий из двух больших островов — Северного и Южного, разделенных проливом Маточкин Шар. Протяженность пролива составляет 107 километров, ширина 1,5-2 километра. С января по май месяцы пролив покрыт льдом толщиной до полутора метров.
Острова Новая Земля расположены в Арктическом Бассейне между двух морей Баренцевым (теплым) и Карским (холодным) оба моря относятся к арктической климатической зоне.
Южная оконечность Новой Земли — мыс Меньшикова находиться на широте 70 град. 30 мин. северной широты, северная часть — мыс Желания на широте 77 град. северной широты.
Остров Северный и часть острова Южного, находятся в зоне арктических пустынь. Около половины поверхности острова Северный занимают ледники, сплошной покров их простирается на 400 километров в длину и до 70-75 километров в ширину. Мощность многих ледников превышает 300 метров. Нередко ледники сползают воткрытое море, давая начало айсбергам.
По своему географическому расположению острова являются природным фронтальным разделом между морями, которые оказывают существенное влияние на его суровый климат.
Морской арктический климат архипелага Новая Земля характеризуется неустойчивой, циклонической погодой, ураганными ветрами, резкими температурными колебаниями, значительным количеством выпадающих осадков.
- Минимальная температура — 43° С
- Максимальная температура — +26° С
- Максимальная скорость ветра — 55 м/сек
- Штормовых готовностей в год — от 80 до 150 суток
- Среднее число дней со снежным покровом — 244 дня
- Продолжительность полярного дня — 90 дней
- Продолжительность полярной ночи — 70 дней
На климат архипелага существенное влияние оказывают следующие факторы: высокоширотное географическое положение; долгая Полярная ночь, и малое количество солнечного тепла, выделяемое в летнее время; воздействие ветви теплого течения Гольфстрим; активная циклоническая деятельность наиболее активна зимой, не прекращается она и летом. Снежный покров в Арктике по сравнению с более южными широтами невелик, общее количество осадков составляет около 400 мм в год. Средняя высота снежного покрова 10-30 сантиметров, но в отдельных местах из-за заносов высота снежного покрова может достигать нескольких метров и даже десятков метров. Зима с ее снежными метелями и морозами длиться долго, наиболее низкие температуры воздуха от -30 до -38ºС, наблюдаются в феврале- марте, когда на территорию Новой Земли влияет отрог Сибирского антициклона.
Природа сурова и величественна под стать Арктическому архипелагу
Весна короткая продолжается около 60 дней (середина мая – середина июля) и характеризуется неустойчивой, переменной погодой — оттепели сменяются кратковременными значительными морозами. Полярный день время, когда солнце не заходит и круглосуточно освещает землю, наступает 9 мая и продолжается до 5 августа.
Так иногда начинается лето на Новой Земле
Лето является самым коротким периодом года Новой Земли (середина июля – середина августа), это по документам, а на практике его иногда вообще не бывает. В это время продолжается и полярный день, солнце не заходит за горизонт, максимально прогревается воздух, среднемесячная температура повышается до +7,2°С (июль) и + 6,4°С (август) и происходит вегетация местных растений.
Природа Новой Земли летом
Не смотря на суровые природно-климатические условия, животный мир архипелага богат и разнообразен. Наибольшим богатством и разнообразием животного мира отличаются побережья, где концентрируются лежбища морского зверя и знаменитые птичьи базары. Фауна островов включает в свой состав 125 видов птиц и 41 вид млекопитающих. Здесь обитают: северные (новоземельские) олени, песцы, лемминги, белые медведи.
Белые медведи часть животного мира Арктики
Белый медведь по праву считается в Арктике «царем зверей». Это самый крупный и самый опасный хищник на планете. Размеры взрослого медведя-самца достигают 3,5 метров в длину и до 1,0 метра в высоту, а вес его может составлять более полутора тонн. На относительно коротких расстояниях он может развивать скорость до 40 км/час. Его прыжок с места составляет 6 и более метров.
В морях, окружающих и омывающих острова, озерах и реках островов, водится много различной рыбы. В прибрежных водах водится много морских обитателей это: нерпа, морской заяц, морж, белуха, касатка и ранее встречался гренландский кит. Помимо крупных морских и наземных млекопитающих, на островах уникальные птичьи базары, прибежища десятков и сотен тысяч птиц.
Птичий базар на Новой Земле
Не смотря, на короткое и холодное лето на острова прилетают на гнездовья гуси, гаги, чайки, кайры, чистики, лебеди и другие птицы. Живая природа архипелага вносит существенный вклад в сокровищницу биологического разнообразия нашей планеты. Колонии и гнездовья морских птиц располагаются на скалах в прибрежных труднодоступных местах и на островках вдали от поселков и объектов полигона. Места гнездовий практически не посещаются людьми, не нарушается естественная среда обитания, и количество птичьих базаров увеличивается. Ни один архипелаг Арктики не играет в жизни окружающих его судоходных морей более значительной роли, чем Новая Земля. Её ледяной покров, гидрологический и метеорологический режимы оказывают большое влияние на формирование ледовых и синоптических процессов, омывающих ее своими открытыми водами Баренцева и Карского морей.
Многому пришлось учиться, а многое и осваивать заново, потому, что Новая Земля и расположенный на ней Ядерный полигон – это не корабль с офицерами, мичманами и матросами, и не дальние боевые походы с выполнением боевых упражнений. Это место где главным средством передвижения была ГТС, а в службу иногда пытался вмешиваться хозяин севера белый медведь. Мое новое место службы можно условно сравнить, что это большая машина: офицеры, матросы, семьи военнослужащих с детьми научные сотрудники, представители науки от разных министерств и ведомств. Новая Земля – это «Жемчужина России» — то место, где ковалась надежность безопасного существования государства, где испытывалось ядерное оружие, которое обеспечивало безопасность Родины. Чтобы механизмы всей большой системы функционировали без сбоев, нужно было знать многое, и не только знать, но и правильно организовать работу. Все это надо было делать в экстремальных условиях сурового заполярья, поэтому при принятии решения, отдавая какое либо указание всегда учитывались время года и условья погоды.
Такой часто бывает погода на ядерном полигоне Новой Земли
C дочкой зимой на расчищенной от снега дорожке
В обязанности заместителя начальника штаба входило: оценка метеообстановки, постоянный контроль работы всех жизненно важных объектов, поддержание надежной связи с Большой землей, организация доставки запасов, материалов и товаров по воздуху и морским путем и многое другое. Все это делалось в условиях Заполярья, что это такое можно прочувствовать и понять, только побывав хоть раз на Новой Земле, пожив в непростых условиях Арктики. По службе и жизни это стало школой мужества и познания нового в экстремальных условиях Арктики. И сегодня с благодарностью вспоминаю своего заместителя капитана 1 ранга В. Полетавкина, офицеров штаба и полигона, у которых я многому научился особенно первоначально с прибытием на полигон.
Капитаны 1 ранга М. Скриган и В. Полетавкин
В специальных вопросах, которые для меня были новыми, большую помощь оказал капитан 1 ранга В. Чугунов, который лично неоднократно участвовал в подготовке и проведении ядерных испытаний в разных средах, он мог долго рассказывать о новом для меня деле с примерами из жизни разного времени.
Заседание ученого совета полигона под руководством профессора, доктора технических наук капитана 1 ранга В.Чугунова
Так начиналась моя служба на полигоне, планировал побыть недолго, но задержался на семь лет. Все постепенно встало на свои места, освоил я, что такое «Варианты» и новоземельские метели с низкими температурами, нулевой видимостью.
Полигон и мы, все находящиеся на нем вместе пережили не легкие времена в начале 90-х годов XX века на волне демократических преобразований силами новых «демократов» его решили закрыть. К нам зачастили различные делегации, проверить экологическое состояние полигона и командованию полигона не раз пришлось доказывать, что это не так. Участвовали в этой работе, и мы офицеры штаба.
Журналисты иностранных государств пресс-конференция по экологической обстановке на полигоне
Поразили люди всегда готовые делать то, что надо и в любое время дня и ночи их хорошая профессиональная подготовка и знание своего дела и северная природа Арктики.
Всем нам пришлось быть участником событий, когда решался вопрос о закрытии полигона, сопровождал прибывающие комиссии во главе с различными должностными лицами, депутатов во главе с депутатом от Архангельска Вишняковым.
Встреча комиссии с министрами Обороны П. Грачевым и с министром по Атомной Энергии В. Михайловым на полигоне
Складывалось впечатление, что все усиленно искали недостатки и повод для постановки вопроса о закрытии единственного полигона России. Постепенно все успокоились, люди на полигоне занялись выполнением своих повседневных задач.
Моя служба на ядерном полигоне длилась почти семь лет, в 1995 году я убыл с Новой Земли в центральный аппарат Главного штаба ВМФ. Но еще долго мне снились полярная ночь с ее вариантами и нулевой видимостью, вспоминались замечательные, надежные люди, живущие круглый год в экстремальных условиях Арктики. Люди, для, которых защита Отечества, является главным делом в их жизни.
В 1998 году в соответствии с положением о прохождении службы был уволен в запас. Военная закалка, полученные знания, опыт и умение, позволяют и сегодня работать в коммерческой организации, заниматься общественной работой.
Самой не забываемой для меня, как и для многих, моих сослуживцев и товарищей осталась служба на Новой Земле, поэтому не случайно однажды, собравшись в Горках Рогачевских, мы решили создать нашу общественную организацию.
Среди делегатов Учредительного собрания
На Учредительном собрании новоземельцев служивших, работающих, участвующих в подготовке и проведении ядерных испытаний, было принято решение о создании Межрегиональной общественной организации «Московский союз новоземельцев».
В президиуме отчетного годового собрания
С момента ее создания являюсь первым заместителем председателя общественной организации «Московский союз новоземельцев» (МСН). Созданная 17 декабря 2005 года, организация в меру своих возможностей старается оказывать помощь, нуждающимся в ней, сделать жизнь немного комфортней и привлекательней нашим ветеранам — новоземельцам. Ведет патриотическую и воспитательную работу с учащимися, студентами в школах и высших учебных заведениях. Занимается сбором материала для издания книг воспоминаний ветеранов, первая книга названная: «Новоземельцы. Люди и судьбы», издана в 2011 году, идет сбор материала для второй книги.
Учредительные документы, Устав МСН, форму Заявления о вступлении в нашу общественную организацию, новости, интересный материал о Новой Земле и людях, можно найти на нашем сайте: «novozemelecmsk.ru». Его создал, ведет и своевременно обновляет Пашков Юрий Николаевич.