УСТАВУ МОРСКОМУ 300 ЛЕТ

Император России Петр Великий (1672-1725гг)

В январе 2020 года, исполняется 300 лет, со дня издания Указа Петра Великого (24.01.1720 года) утвердившего как закон «Устав морской», ставшего первым основополагающим руководящим документом для военных моряков, создаваемого флота. Россия, создавала свой военный флот и документ, определяющего его боевую деятельность и повседневную жизнь по-своему, при ведении продолжительной Северной войны со Швецией.

Обложка утвержденного Императором Петром Великим «Устава морского»

Вступление в строй, первого военного корабля, «Орел», построенного по повелению русского царя Алексея Михайловича для развития торговых отношений с Персией (Ираном), находящейся на побережье Каспийского моря. В подписанном русским царем и персидским шахом торговом соглашении специальным пунктом оговаривалась необходимость охраны торговых судов и путей военными судами.

Русский царь Алексей Михайлович 1645-1676гг

В 1667 году на Оке, ниже впадения в нее Москвы-реки, на берегу у села Дединова приступили к возведению небольшой верфи. Она предназначалась для строительства корабля, и сил обеспечения: бота, яхты и 2-х шлюпок, это была первая, строящиеся русская эскадра.

19 мая 1668 года, с построенной Дединовской верфи был спущен на воду для достройки фрегат. Присматривал за его строительством А.Л. Ордын-Нащокин, один из образованных царских сановников. Ему принадлежала идея обзаведения России собственным военным флотом.

Двадцатипушечный фрегат «Орел»

Первый, построенный военный корабль «Орел», названный в честь герба России был, двухпалубный, трехмачтовый с бушпритом парусный западноевропейского типа. Параметры  корабля: длина — 24,5 метра, ширина — 6,5 метра, глубина осадки — 1,5 метра.

Для организации на нём корабельной службы в Российский Посольский приказ назначенным капитаном-кормщиком Д. Бутлером, был представлен проект первого Морского устава в виде «письма корабельного строя». Проект состоял из 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, краткие наставления о действиях экипажа во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Проект Устава был рассмотрен и утвержден лично царем Алексеем Михайловичем.

В августе 1669 года фрегат «Орел» под командованием Д. Бутлера с судами эскадры, бросил якоря на астраханском рейде. Город, в это время был захвачен восставшими крестьянами под предводительством Степана Разина. По одним данным, суда эскадры были сожжены, восставшими казаками. По другим, корабль «Орел» под охраной стоял много лет в бездействии в протоке Кутуме до тех пор, пока не пришел в полную негодность.

К сожалению первому русскому военному кораблю не суждено было сопровождать торговые русские суда в Персию, пересекать Хвалынское (Каспийское) море. Но он навсегда останется в истории первым русским военным кораблем. Петр I неоднократно бывал на верфи села Дединова и отмечал, что первый фрегат «Орел» хоть и не выполнил свою миссию, но именно от него пошло морское дело в России. Сегодня о фрегате, для которого писался первый Морской устав напоминает, сохранившиеся мемориальная доска.

Мемориальная доска фрегата «Орел»

Почти через тридцать лет, в 1696 году, государевой думой было провозглашено знаменитое: «Морским судам быть!», возникла острая необходимость создания документа, приводящего в единый порядок все стороны флотской жизни, он был составлен под редакцией российского вице-адмирала К. Крюйса. Этот документ, включил в себя 15 статей, предназначался главным образом для военных судов галерного типа, и сыграл заметную роль в абордажных боях на Балтике и во время Азовского похода, благодаря ему и действиям героев на галерах под руководством Петра I, у нас был создан Балтийский флот.

Из истории известно, что с окончанием войны с Турцией 14 июля  1700 года, Россией был подписан Константинопольский мирный договор, 29 августа между государствами был объявлен мир. Буквально на следующий день 30 августа 1700 года Россия объявила войну Швеции. К началу войны Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море и одной из сильнейших европейских держав, что подтвердило поражение русской армии под Нарвой 20 ноября. Ведущиеся долгая, тяжелая Северная война выявила необходимость создания сильного военного флота способного отстаивать на море интересы России и побеждать.

Появление в составе военного флота новых, современных кораблей с новым вооружением, длительное нахождение экипажей вне базы, ведущиеся в море война, требовали введения своих, правил службы на кораблях. Флот длительное время, продолжал руководствоваться дополнениями, в 1707 году выходит инструкция командирам брандеров и бомбардирских кораблей, позднее другие документы.

Однако стремительное развитие флота требовали иметь для руководства один общий документ и на длительное время. Создатель военного флота Петр I, принимал все меры для ускорения работы над созданием документа. Он лично писал артикулы, правил формулировки, посланные им за границу навигаторы, отбирали материалы, связанные с вождением судов, организацией службы на кораблях, вникали в содержание уставов передовых по тому времени флотов. Ценным помощником, знатоком корабельной службы стал, командовавший боевыми кораблями в схватках со шведами, Конон Зотов, по оценке историков он сыграл первенствующую роль в составлении и подготовке к изданию Петровского Устава морского.

Так во время, ведущейся кораблями Северной войны, под стук топоров и грохот пушек, строящегося и воюющего флота в России шла подготовка к созданию главного, руководящего документа военного флота. Под личным руководством Петра I, работы по созданию «Русского свода морских военных законов», «… что касается доброму управлению в бытность флота на море» начались с 1715 года. Царь Петр, лично работал над проектом Устава, часто по 14 часов в сутки,  писал артикулы, приводил формулировки в систему, правил регламент.

Сегодня взяв в руки книгу «Устав морской», читая его во многих формулировках, определениях, построении предложений, начинаешь угадывать властный характер, манеру письма Императора Всероссийского Петра.

Великого. Впервые в 1720 году, в Указе он, сформулировал свой взгляд на значение флота в системе вооруженных сил России. В нем говорилось: «всякий потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет».

Результатом напряженной работы стало, введение для руководства службой на военном флоте, в начале 1720 года «Устава морского». Начинался устав манифестом, которым были определены причины его издания: «…сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Утверждение его в качестве закона состоялось 13 (24) января 1720 года, а издан был документ 13 (24) апреля 1720 года в Санкт-петербургской типографии. Устав морской был основным руководящим документом для военных моряков русского флота Империи до 1797 года, за 77 лет он переиздавался восемь раз.

Вид страницы книги первого «Устава морского», издания 1720 года

Устав был снабжён предисловием, написанным самим Петром I с участием  Феофана Прокоповича, в котором излагалась история русского флота вплоть до 1719 года, подчёркивалась значимость военного флота в России. Он состоял из пяти томов, каждый из которых был посвящён определённой теме:

1-й — обязанности главного начальника флота и лиц его штаба, заведовавших различными частями управления;

2-й — взаимоотношения лиц, служащих на флоте, постановления о военно-морских почестях, флагах и вымпелах, соответствовавших определенным чинам и званиям;

3-й – обязанности всех чинов в период морского плаванья, во время боя;

4-й – устав поведения и служебные порядки на корабле;

5-й – наказания за проступки, совершенные моряками, включал одновременно дисциплинарный и судебный уставы.

На его страницах были, сформулированы требования ко всем чинам военного флота, от матроса до адмирала. Как надо исполнять требования устава, как служить, охранять и защищать интересы своего государства. Устав морской, был проникнут духом дисциплины, порядка и законности при служении на флоте.

Верность и служение интересам государства, являлись главным требованием Петровского «Устава морского». «Всем должно хранить интересы … государственные…Дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем до конца службы награжден будет… Кто в бою оставит свое место, кто захочет сдаться, кто не станет биться с неприятелем – казнить…». Храбрость в морском бою, пренебрежение к грозящей опасности, чувство долга, доведенное до высшего предела.

В разделе «Присяга…», указаны требования, к служившим на флоте. «… каждый чин во флоте должен везде и во всех случаях охранять интересы Его величества и государства, а так же служить государству по доброй христианской совести, без обмана и лукавства, как доброму, честному и верному человеку». Настойчивость, решительность и смелость в достижении поставленной цели, храбрость экипажей в бою, стали главными характерными чертами, которые нашли отражения в требованиях «Устава морского».

От командиров военных кораблей Устав требовал строго соблюдать нравственные заповеди: «Корень всему есть сребролюбие, … ибо многие интересы государственные бывают потерянными через это зло. Такой командир немного лучше изменника Родины».

Важным требованием для всех, служащих на флоте было знание его истории: «…Знания истории большую зажгут в тебе охоту и лучше предуготовят дух твой к познанию преизрядных правил, к доброму флота управлению в книге сей написанных…».

Впервые в Уставе отдельно выделены требования к экипажам по сохранению и верности флагу корабля: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели».

Одной из главных традиций моряков военного флота России, заложенных в Уставе Петровских времен остается и сегодня традиция ПОБЕДЫ! Чувство долга, доведенное до высшего предела, храбрость в бою, пренебрежение, грозящей опасностью, и даже смерти. Сражаться до последнего дыхания, последней, капли крови, если смерть, то с именем Родины на устах.

«Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить».

С принятием на военном флоте России «УСТАВА МОРСКОГО» начиналась славная, героическая история нашего русского флота, а в борьбе на море родились и знаменитые заповеди, в последствие ставшие заветами Императора Всероссийского Петра Великого. «Врагов не считают — их бьют. Флаг перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах. Драться до последнего…».

Отмечая знаменательное событие нашего Военно-морского флота, в очередной раз, восстанавливая его боевую составляющую и значимость для страны, не забудем историю и вспомним слова русского ученого-историка Н.М.Карамзина: «История — не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за не знание урока».

Не будим плохими учениками, что бы нас, в очередной раз не наказала наша история! Сохраним и укрепим, верного и надежного союзника государства его «ВТОРУЮ РУКУ» — ВОЕННЫЙ ФЛОТ!

К этому и сегодня нас обязывает память о Всероссийском Императоре, создателе русского военного флота Петре Великом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.