ВОСПОМИНАНИЯ ветерана Шувалова Сергея Петровича (К 60-летию Новоземельского полигона)

image001

Сегодня, когда пишутся эти строки, прошло почти 60 лет  с начала моей службы на ядерном полигоне Новой Земли.

Старшина 2 статьи С.П. Шувалов

На Северном полигоне  первый подводный ядерный взрыв  был произведен, через 10 лет после ядерного взрыва в США,   21 сентября 1955 года в губе Черной. Всего за время испытаний до 24 октября 1990 года, когда был объявлен мораторий,  было проведено 132 ядерных взрыва.

image003

Первый подводный ядерный взрыв на Новой Земле

Сегодня в начале нового XXI века с того периода жизни, время прошло достаточно, но перед глазами продолжают стоять мои товарищи по службе и совместной опасной работе на полигоне, появилась необходимость вспомнить свою молодость и не простое время для нашего государства. Война Великая Отечественная 1941-1945 годов закончилась, мы победили,  дорогой ценой и огромными человеческими жертвами.  Но продолжалась война «холодная» под флагом демократии и борьбой с теми,  кто с такой демократией  был не согласен.

Призывался я на срочную службу из Москвы в 1955 году Ленинским райвоенкоматом. Меня зачислили в школу оружия города Молотовск (ныне Северодвинск). После прохождения обучения в школе оружия, был направлен служить в 84 бригаду кораблей  охраны водного района (ОВРА), которая располагалась на Северной Двине.

Летом 1956 года из матросов нашей бригады  сформировали команду численностью 10 человек, куда был зачислен и я. Подошло время  нас построили на отправку, взяв вещевые мешки убыли на причал, где сели на небольшой военный корабль как потом узнали тральщик. Только на переходе узнали, что идем служить на ядерный полигон Новой Земли.

На Новую Землю из Северодвинска нас доставили тральщиком, как его называли  600-тонник. На переходе морем узнали, что команда  направлена для прохождения службы в войсковую часть 77510, поселка губа Белушья.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дома построенные еще перед войной

На причале, где стояло несколько деревянных домиков,  нас встречал капитан – лейтенант Е. Брагин начальник отдела Вспомогательных Судов и Гаваней (ОВСиГ). Он нас информировал, что мы будем проходить службу в составе ОВСиГ войсковой части  77510, где начинала формироваться   бригада кораблей и судов специального назначения. «Вы здесь первые ласточки, сказал капитан-лейтенант, с чем и поздравляю».

У уреза воды, метрах в пятидесяти на берегу, стояло несколько небольших  деревянных домиков. «Вот это наше хозяйство», пояснил начальник, в одном из домиков размещался оперативный дежурный бригады (ОД), а также был кабинет капитан-лейтенанта Е.Брагина. В состав хозяйства ОВСиГ  входило еще  два понтонных моста, примерно по сто метров длиной.  «Это пока  всё что мы имеем», сказал Е.Брагин, «по прибытию штата плав-единиц, вы будете назначены на новые должности согласно вашим воинским специальностям».  «Жилья у нас нет, добавил он, пока получите на складе палатку и поставьте её рядом с домиком оперативного дежурного».

Нам разъяснили, что в ста метрах от причала есть столовая, там нас всегда накормят. Мы нашли столовую, которую обслуживали моряки. Кормили в столовой вкусно и без ограничений. После обеда мы поставили палатку, занесли кровати, разместились и обиходили наше новое жильё. Из разговоров с матросами узнали, что в таких палатках зимовали строители, когда начинали создавать военный городок и объекты для  подготовки к будущим испытаниям.

Еще на переходе от Северодвинска на Новую Землю, мы начали спрашивать друг дуга о ядерном полигоне на Новой Земле. Запас наших познаний оказался не богатым поэтому,  когда попали служить в бригаду, старались  их по возможности пополнить.

image007

Острова Новая Земля на географической карте

Ступив на землю наших предков, сразу почувствовали, особенности климата и природы. Мы не увидели деревьев и сплошного травяного покрова, солнце не заходило круглые сутки, ложились спать и вставали под ее лучами. Тепла тоже не наблюдалось, был август месяц, но температура выше +10.0 градусов не поднималась. К тому же нас предупредили, что от причалов отходить не надо при переходах быть осторожными, иногда в поселок приходит белый медведь.

Изучив добытые у товарищей по службе справочники и послушав рассказы, служивших здесь людей  поняли,  что  Новая Земля — это особенный архипелаг в Северном Ледовитом океане, состоящий из двух  больших островов — Северного и Южного, разделенных  проливом Маточкин Шар. Острова расположены в Арктическом Бассейне между двух морей Баренцевым (теплым) и Карским (холодным). Южная оконечность Новой Земли — мыс Меньшикова находиться на широте 70 град. 30 мин. северной широты, северная часть — мыс Желания на широте 77 град. северной широты. Архипелаг покрыт вечной мерзлотой и льдами, его площадь – 81300 квадратных километров, протяженность (длина) — 928 километров, наибольшая ширина — 144 километра.

Погода архипелага сурова и своеобразна, максимальная скорость ветра достигает — 55 м/сек, штормовых дней  в год бывает от 80 до 150 суток,  снежный покров на Новой Земле сохраняется   до   250 дней в год.

Зима, продолжающаяся около 180 дней, характеризуется: довольно низкими температурами, сильными ветрами и метелями. Весна, как и начало зимы, характеризуется увеличением числа дней с туманами — их в два раза больше, чем в разгар зимы (ежемесячно по 6-9 суток). Полярный день время, когда солнце не заходит и круглосуточно освещает землю, наступает 9 мая и продолжается  до  5 августа.Лето – самый короткий период года (середина июля – середина августа), это время когда максимально прогревается воздуха, а среднемесячная температура повышается до +7,2°С, происходит вегетация местных растений.

Белый медведь по праву считается в Арктике «царем зверей». Это самый крупный и опасный хищник на планете. Размеры взрослого медведя-самца достигают 3,5 метров в длину и до 1,0  метра в высоту, а вес его может составлять более полутора тонн.

image009

Хозяин Арктики Белый медведь

Был месяц август 1956 года, солнце светило круглые сутки, началась летняя навигация. В акваторию губы, к причалам   стали заходить транспорта, они вставали под разгрузку. Пришедшие из разных портов транспорта разгружались своими силами, так как кранов в нашем хозяйстве не было. Кипела круглосуточная работа, мы участвовали в разгрузке, на судах нравилась работа, нашего молодежного не унывающего коллектива. Однажды боцман с разгруженного судна пригласил к себе и подарил фотографию своего судна.

image011

Фотография на память

На понтонные причалы с берега потянулись вереницы машин. Машины  на причале быстро загружались разными грузами и отвозили его, в чрево Новой Земли по складам и местам строительства объектов.

В конце августа в ОВСиГ открылись долгожданные  штатные единицы. Начали приходить  различные суда и корабли, для комплектования бригады полигона.   С  приходом судов  нас  матросов из палатки стали определять  для прохождения дальнейшей службы. Однажды  пришла самоходная баржа БСС-110150, на ней не хватало людей, поэтому после собеседования с начальником ОВСиГ Е.Брагиным, меня зачислили в штат баржи  на должность боцмана. Познакомившись с командиром самоходки, а также с личным составом, через час мы отвалили от причала,  и пошли выполнять поставленные перед нами задачи.

Самоходка, на которой я начинал свою службу, была не большого водоизмещения,  имела  два трюма на 150 тонн, радиальный кран. Баржа была дизельной, на ней стояли  дизеля ЗД-6, было два якоря, шпиль, компас и другие, необходимые для обеспечения плавания и размещения людей, грузов приборы и помещения.

Первое время работали мы на Новой Земле и по побережью Баренцева моря, а также проходили через пролив Маточкин Шар. Принимали на борт промышленников, перевозили грузы факторий. Промышленников доставляли в посёлок «Лагерное». Работали круглые сутки, работы были разные.

image013

В проливе Маточкин Шар

При перевозках людей и грузов часто  мешала штормовая погода Арктики.       Войдя  на судне, в очередную зону  шторма вспоминал,  прочитанную в справочнике информацию о погоде:

«Ни один архипелаг Арктики не играет в жизни окружающих его судоходных морей более значительной роли, чем Новая Земля. Её ледяной покров, гидрологический и метеорологический режимы оказывают большое  влияние на формирование погоды, ледовых и синоптических процессов, омывающих ее своими открытыми водами Баренцева и Карского морей».

image015

Штормовое море Заполярья

В помощь нашей самоходке был выделен уже знакомый мне тральщик      600-тонник. Всю навигацию  года мы проходили вместе с тральщиком, выполняя совместные работы. Наша  самоходка оставалась зимовать в губе «Белушья». Встали к причалу начали готовиться к зимовке, по возможности, утепляли самоходку, подвели береговое питание, определили вахту на время стоянки. С нами оставались зимовать: буксир бортовой №102, буксир бортовой №101, лихтер «Чукотка», плав-казарма, катера, баржи и т. д. Начальником ОВСиГ оставался капитан-лейтенант Е.Брагин. Впервые наблюдали красивое явление природы  Новой Земли  северное сияние.

image017

Северное сияние

С появлением припоя льда иногда на него заплывали тюлени, стали чаще появляться белые медведи, они на них охотились.image019

Новоземельский тюлень

Проходил 1956 год, Новая Земля отдыхала после первого подводного ядерного  взрыва и готовилась. Приближалась весна 1957 года, забегаю по времени вперед, за этот год полигон провел четыре ядерных испытания: два воздушных, один наземный и один подводный. Мы готовились к последнему из них,  подводному ядерному, навигация  в этот год началась в июле месяце. Ее открыл прилет птиц с большой земли, удивляет человека природа, каждый год весной на Новую Землю весной прилетают птицы, выводят потомство и осенью с ними улетают.

image021

Прилет гусей на Новую Землю

Перезимовав полярную ночь на БСС-110150, меня перевели служить на буксир-102, его готовили к навигации 1957 года. Из ледяного плена, все суда, стоящие у причала,  в том числе и  нас, освободил ледокол «Байкал». Наш МБ-102, взяв на буксир лихтер «Чукотка», взял  курс на материк. На буксире меня зачислили в штат рулевых, мне нравилось нести вахту на руле. Командиром группы рулевых был старшина 1-ой  статьи Демьянов Николай.

image023

Североморск

начала 60-х годов

После зимовки на Новой Земле, пришли работать в Кольский залив. Это был тоже север, но по моей оценке менее суровый и с более мягким климатом. Работали,   сначала  в нем, потом перешли  в Архангельске. После Архангельска, взяв лихтер «Чукотка» на буксир, вернулись на Новую Землю.

Оставив лихтер «Чукотка» у причала   Белушьей  губы, мы снялись и пришли в губу Чёрная.  Здесь включились в работу, по подготовке  подводного атомного взрыва, мы участвовали в постановке части судов в определенную им позицию. Взрыв был намечен на 10 октября 1957 года. После проведения взрыва, задача команды буксира МБ-102 состояла в том, чтобы через определенное, безопасное время после атомного взрыва отводить тонущие корабли на мелководье. К моменту взрыва в акватории губа Чёрная подопытные корабли были расставлены на бочки, которые крепились к якорям на тросах. Каждый корабль стоял на отведённом ему месте по отношению к эпицентру взрыва.

На нашем  МБ-102, как и на других судах обеспечения, была сформирована спасательная команда из шести человек. Задачи спасательной команды: отцеплять от крепежа тонущие корабли, брать на буксир и отводить на мелководье. Меня  зачислили в эту спасательную команду.

Настал день 10 октября 1957 года. Наш буксир МБ-102 стоял на якоре в семи километрах от эпицентра взрыва. Погода была штормовая, ветер переменных направлений, временами усиливался до 10-и и более метров.  Команда спасателей готовилась к работе, одеты мы были по погоде, дополнительно для работы каждый одевал  химкомплект.  Всё было готово к подводному взрыву. Подошло время, из подводной лодки произведен залп торпеды с ядерным боезарядом по барже, находящейся в эпицентре взрыва. Взрыв  представлял собой захватывающее, красивое и жуткое  зрелище. Из многих тонн воды на поверхности стало расти, что-то похожее на дерево, напоминающее кипарис. Всё это сопровождалось мощными громовыми раскатами, а потом вода стала оседать.

image025

Подводный ядерный взрыв

Командиром буксира был старший лейтенант Моял. После взрыва прошло некоторое время, по рации он получил приказ, следовать в эпицентр, произведенного  взрыва  снимать  тонущие корабли с бочек и отводить на мелководье. Подняли якорь, и пошли в акваторию, где произошёл взрыв.

Подходим к месту произведенного ядерного испытания, нашему взору предстала удручающая, жуткая картина после взрыва. По команде мы начали движения в сторону боевого поля, где были установлены корабли и суда. Некоторые из них утонули сразу, а другие  притопленные от взрыва и тонущие имели жалкий вид. Они были частично оплавлены или обгоревшие, у части из них отсутствовали мачты, были разрушены надстройки, поврежден корпус, разрушения зависели от места стоянки корабля.

По рации нам передали, что надо подходить к первому тонущему кораблю и отводить его на мелководье. Наш буксир подходит, к давшему крен кораблю, правым бортом. Нужно было высадиться на бочку и отцепить крепёж, соединяющий корабль с бочкой. Буксир подошел к поврежденному  судну, командир буксира ст. лейтенант Моял дал команду высаживаться  и называет мою фамилию.

image027

Грамота С.П.Шувалова

Я быстро прыгаю через борт буксира на бочку, отцепляю крепёж, удерживающий судно, и запрыгиваю назад на палубу. Мы отводим поврежденное судно на мелководье. Грамоту, которой меня наградили  за проведенную  работу в тяжелых условиях Арктики, я храню до сих пор. Это память о том времени и тех людях, которые ничего не жалели для защиты Отечества.

image029

 

Буксировка, поврежденных
взрывом кораблей

Следующим, для спасения очередного корабля, на бочку выходит старшина 1-й  статьи Лычагин Валентин Николаевич. В процессе работы В.Лычагин соскальзывает с бочки и оказывается в ледяной воде. К этому времени погода изменилась подул свежий ветер, это наверное стало главной причиной его падения. С борта буксира ему бросают спасательный круг, снабжённый шкертом. Спасательный круг проплывает около Валентина, но он не может поднять руки. Очевидно, холодная вода, одетый химкомплект, лишили его возможности к движению и спасению. Парусностью наш буксир относило от места падения Валентина. Скорее мы потеряли Валентина из вида. Командир буксира передал по рации, о произошедшем случае  на командный пункт. Нам была дана команда: «Пришвартоваться к причалу и ждать дальнейших указаний».

К месту утонувшего матроса послали водолазный катер. Вскоре к нашему борту подошёл водолазный катер и передал  тело В.Н.Лычагина. На борт буксира пришёл врач и констатировал смерть В.Лычагина от переохлаждения организма. Призывался В.Н. Лычагин из города Ленинграда. Погиб товарищ, ему был 21 год, он был хорошо подготовлен физически, прекрасно плавал, но и это не помогло.  Он и сегодня стоит перед моими глазами, молодой стройный доброжелательный и улыбающийся старшина. Командование Новой Земли решили хоронить В.Лычагина по месту жительства в Ленинграде. Был выделен самолёт. В группу сопровождения были назначены лейтенант С.Клейменко, старшина БЧ-5 и я, старшина         2-й  статьи Шувалов Сергей Петрович. В Ленинграде нас встречали комендант с отделением матросов и родители Валентина. Хоронили мы его с почестями, отделение матросов дало прощальный салют. Захоронили в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Вечная память Лычагину Валентину Николаевичу. Вот так не просто ковался ядерный  щит нашей  Родины и достигался паритет, который позволяет нам и сегодня жить мирно.

image031

С.П. Шувалов

Я преклоняюсь  перед  новоземельцами, учеными  и испытателями, всеми кто создавал ядерный щит Советского Союза. Прослужив в ВМФ четыре года, я  в 1959 году демобилизовался с Новой Земли, но в памяти до сих пор сохраняю это время.

Шувалов Сергей Петрович.

                                               26.03.2014 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сайт для тех кто служил и служит на архипелаге Новая земля