«Атом-пресса», № 36 (873), 2009 г.
Испытание первой атомной бомбы в СССР состоялось 29 августа 1949 года. После его успешного проведения министр Вооруженных сил дал указание заняться освоением нового оружия.
Для обеспечения разработки атомного оружия флота, способов его применения в боевых действиях на море, а также защиты объектов флота от атомного оружия противника был создан специальный отдел № 6 при главнокомандующем ВМФ. Начальником отдела был назначен капитан I ранга Петр Фомин.
В конце 1953 года 6-й отдел ВМФ выдал промышленности (через 6-е Управление МО) тактико-техническое задание (ТТЗ) на атомное боевое зарядное отделение (БЗО) корабельной торпеды калибра 533 мм с повышенной дальностью хода.
Первый этап государственных испытаний торпеды под условным наименованием Т-5 проводился на Ладожском озере без ядерного взрыва.
Однако для проведения испытаний торпеды Т-5 в реальных условиях, испытаний принимаемого на вооружение ядерного оружия ВМФ, а также кораблей и вооружения на стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва необходимо было выбрать место и оборудовать специальный морской испытательный полигон.
Государственная комиссия обследовала все подходящие для этих целей районы и рекомендовала создать такой полигон на Южном острове архипелага Новая Земля, базу полигона разместить в становище Белушья, аэродром – в пос. Рогачево, а в качестве боевого поля для испытаний использовать Губу Черную. Эти предложения были представлены в правительство, и 31 июля 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании полигона на Новой Земле.
Полигон стал формироваться 17 сентября 1954 года в соответствии с директивой Главного штаба ВМФ, которая определяла оргштатную структуру нового соединения. Эта дата и считается днем рождения полигона, ежегодным праздником части. В период своего становления полигон имел три зоны: «А» – Губа Черная, «Б» – Губа Белушья, «В» – Рогачево.
К концу августа 1955 года были введены в строй основные сооружения первой очереди полигона.
25 августа 1955 года принято постановление Совета Министров СССР о проведении первого испытания на Новой Земле.
Задача личного состава полигона состояла в регистрации параметров ядерного взрыва и фиксации поведения военно-морской техники во время взрыва. Обслуживание измерительной аппаратуры велось сотрудниками полигона и прикомандированными специалистами.
Всего на морском испытательном полигоне было проведено три крупномасштабных натурных опыта по изучению воздействия поражающих факторов атомного взрыва на корабли.
Первый опыт, 21 сентября 1955 года. Испытания проводились для проверки атомного заряда к торпеде калибра 533 мм, оценки воздействия подводного атомного взрыва на корабли и получения экспериментальных данных.
Второй опыт, 7 сентября 1957 года. Взрыв мощностью 32 тыс. т был произведен на вышке в 100 м от уреза воды.
Третий опыт, 10 октября 1957 года. Государственные испытания ядерной торпеды, выпущенной дизельной подводной лодкой, проводились на фоне учения по нанесению атомного удара торпедой Т-5 с подводной лодки по кораблям в базе. Испытания прошли успешно, и торпеду Т-5 с атомным зарядом приняли на вооружение подводных лодок ВМФ.
Особое место в испытаниях занимали научные исследования в интересах Вооруженных сил СССР. Это исследования параметров поражающих факторов ядерного оружия при взрывах в различных условиях: ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения местности и электромагнитного импульса. Примером таких комплексных исследований является взрыв, проведенный 7 сентября 1957 года на вышке в 100 м от уреза воды.
В ходе трёх указанных выше испытаний было изучено влияние поражающих факторов ядерного взрыва на надводные корабли и подводные лодки. Полученные данные регистрации явлений при подводном и приводном ядерных взрывах позволили уточнить теорию распространения подводной ударной волны, образования парогазовой полости, взрывного султана и базисной волны и связанных с ними радиоактивных выпадений. По результатам этих исследований были выработаны рекомендации по противоатомной защите личного состава, техники, вооружения и кораблей.
Через два года после создания территория полигона существенно расширилась на север, за пролив Маточкин Шар (включая Губу Митюшиха). Было оборудовано опытное поле для проведения воздушных испытаний ядерных зарядов мегатонной мощности, которые нельзя было проводить по условиям безопасности ни на каких других полигонах. На берегу пролива выросла новая база испытателей и строителей – поселок Северный, где в последующем осуществлялись проходка и оборудование штолен для проведения подземных ядерных испытаний.
Вследствие этого постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 5 марта 1958 года Морскому научно-испытательному полигону было присвоено новое наименование – «Государственный центральный полигон № 6 МО».
Испытания ядерного оружия в атмосфере наносило экологический ущерб природе, поэтому было принято решение об их переносе под землю.
Первые изыскательские геологические работы на предмет возможности подземных ядерных испытаний были проведены с 8 октября по 15 ноября 1959 года группой геологов под руководством А. Дернова. Уже в январе 1960 года началось строительство специальной геофизической станции. Район подземных испытаний обозначили зоной Д-9 полигона.
В 1959–1960 гг. действовал мораторий на ядерные испытания в СССР. Летом 1961 года советское правительство приняло решение о прекращении моратория. Начальнику Новоземельского полигона генерал-майору артиллерии Г. Кудрявцеву (в дальнейшем генерал-лейтенант) была дана команда о прекращении подготовительных работ к подземным испытаниям и о готовности полигона с 1 сентября 1961 года к воздушным и подводным взрывам.
Составленной в кратчайшие сроки программой 1961 года предусматривалась большая серия испытаний на Новой Земле опытных мощных ядерных зарядов Минсредмаша (учение «Воздух») и проведение четырех учений трех видов Вооруженных сил – Военно-морского флота, ракетных войск стратегического назначения и сухопутных войск («Радуга», «Коралл», «Роза» и «Волга»). Инициатором этих учений был Н. Хрущев.
10 сентября самолет «Ту-95» взлетел с аэродрома «Оленья» с водородной бомбой на борту. Взрыв термоядерного заряда произошел на повышенной высоте. Так заработал полигон после моратория.
Одновременно начались и учения Министерства обороны. По этому поводу газеты сообщали, что в соответствии с планом боевой подготовки в сентябре–октябре 1961 года в Баренцевом и Карском морях Северным флотом совместно с ракетными войсками и военно-воздушными силами будут проводиться учения с фактическим применением различных видов современного оружия.
Боевые стрельбы начались с проверки оперативно-тактического оружия сухопутных войск – ракетными стрельбами. Руководил им генерал-полковник И. Пырский. Боевое поле выбрали на восточном берегу Губы Черной. Доставили в этот район инженерный батальон, который оборудовал мишенную обстановку, включая военную технику. Стартовую позицию организовали в районе Рогачево. Две ядерные боеголовки готовили на Новоземельском полигоне штатным личным составом сухопутных войск. Первый выстрел с атомной боеголовкой состоялся 10 сентября 1961 года. Ракета попала в центральную часть боевого поля, и полигон зафиксировал все параметры ядерного взрыва.
Учение «Волга» показало эффективность оперативно-тактического ядерного оружия сухопутных войск, надежность ракет и их ядерных зарядов. Успешности проведения учения способствовало хорошее взаимодействие частей и подразделений сухопутных войск с моряками. Так как боеголовки армейской и корабельной ракет схожи, то была подтверждена надежность и боеголовки морской ракеты.
Вторыми вступили в боевые стрельбы ракетчики войск стратегического назначения. Их стартовая позиция находилась в районе Северного Урала, а боевое поле Д-2 – в районе Митюшихи, на котором до этого испытывались опытные заряды в бомбовом варианте. Учение носило условное наименование «Роза».
Учения Северного флота под условным наименованием «Радуга» – стрельба ракетой, оснащенной боеголовкой, с подводной лодки – проходили в сложной метеообстановке, что привело к отклонению ракеты от точки прицеливания.
После снятия с вооружения ракет этого типа одна из них до сих пор стоит памятником на причале в Североморске, а макет боеголовки находится в музее в Челябинске-70.
Второе морское учение «Коралл» – стрельба торпедами с подводной лодки – проводилось под руководством Н. Исаченкова. Испытывались автономные специальные боевые зарядные отделения (АСБЗО) двух мощностей с торпедой, имевшей большую дальность стрельбы.
Таким образом, в 1961 году состоялась проверка фактическими ядерными взрывами оперативно-тактического оружия сухопутных войск, ракетного оружия средней дальности ракетных войск стратегического назначения, стратегического и тактического оружия Военно-морского флота. Одновременно испытаны образцы опытных термоядерных зарядов Минсредмаша, включая рекордную 100-мегатонную бомбу, проверенную на половинную мощность. Макеты этой бомбы находятся в музеях Арзамаса-16 и Челябинска-70.
Серия испытаний ядерного оружия, проводимая с участием личного состава полигона, закончилась 30 октября 1961 года взрывом «супер-бомбы» мощностью порядка 50 Мт. За время своей деятельности Новоземельский полигон освоил пять видов испытаний ядерного оружия: подводные, наземные, приводные, воздушные и подземные (в штольнях и скважинах). Подводные взрывы окончены в 1961 году, наземный был только в 1957 году, последний приводный – в 1962-м, и в этом же году закончены воздушные испытания. Последнее подземное испытание было проведено в 1990 году.