К 120 годовщине со дня рождения Н.Г. Кузнецову

Ж И З Н Ь
ОТДАННАЯ ЛЮДЯМ, ФЛОТУ И ОТЕЧЕСТВУ
24 июля 2024 года исполняется 120 лет, со дня рождения в семье казенного крестьянина Г.Ф. Кузнецова в деревне Медведки Архангельской области, Кузнецова Николая Герасимовича.


Кузнецов
Николай Герасимович
(24.07.1904 — 6.12.1974гг)

Жизнь и деятельность Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза, Николая Герасимовича Кузнецова 70-летний подвиг, человека, посвятившего свою жизнь служению своему Великому народу, военному флоту и Отечеству. Он один из трех Адмиралов Флота Советского Союза, являясь самым молодым Нарком ВМФ СССР, за короткий срок подготовил военный флот к войне. Введенная, отработанная в мирное время система боевых готовностей, своевременно объявленная на флотах БГ № 1, не позволили неприятелю, внезапно напасть на корабли и объекты флота. Силами флотов, было своевременно обнаружено нападение, неприятеля встретили и отразили его нападение. Все 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны Николай Герасимович, оставался в управлении Военно-морского флота, являлся бессменным его руководителем, став одним из творцов нашей Великой Победы над фашизмом.
Н.Г. Кузнецов, стоял у истоков создания сбалансированного, Океанского ракетно-ядерного флота, в составе которого он видел корабли с авиацией. Под его руководством готовилась первая послевоенная программа военного судостроения, закладывались основы второй. Был заложен фундамент нового флота, долговременная система обучения и подготовки кадров. Проектировалась и создавалась атомная подводная лодка, готовился её первый экипаж. Закладывались научные основы обеспечения безопасности испытаний, хранения, эксплуатации, применения и дальнейшего развития ядерного оружия в ВМФ.
По его предложению вносились изменения, в одобренную И.В. Сталиным программу строительства ВМФ. Под его руководством, осуществлялись поиски места для проведения первого подводного ядерного испытания, строился Морской ядерный полигон на островах Новая Земля.
Благодаря его мужеству, воли и чести, удалось сохранить многих, не законно осужденных, отданных под суд и подозреваемых в нарушении закона, членов большого воинского коллектива ВМФ. О днях жизни, служения Родине Николаем Герасимовичем, издано много книг, написано статей, снято фильмов, кажется, все уже сказали и написали. Но чем больше читаешь, слушаешь воспоминания его сослуживцев и товарищей, изучаешь доступный архивный материал.  Внимательно перечитываешь воспоминания Наркома, не раз «битого» судьбой, узнаешь много, ценного, нового и поучительного, часто необходимого для принятия правильного решения при возникшей ситуации или проблеме.
Жизнь, героическую деятельность несгибаемого Наркома, надо знать, помнить и не забывать, тем кто продолжает служить военному флоту России, брать в пример, вступающим во взрослую жизнь. Несмотря на то, что судьба Николая Герасимовича сложилась драматически, пришлось не только отстраняться от должности, но испытать не заслуженно позор судов, в 50 лет лишиться должности, заслуженного воинского звания и дела. Оказавшись в отставке: «…без права работать во флоте», он выстоял, победил, сумел сделать много нужного, полезного для людей, флота и Отечества. Необходимость писать правду о таких людях как Н.Г. Кузнецов, любивших свою Родину, посвятивших жизнь служению Отечеству с каждым годом становиться актуальней.
Легендарный Николай Герасимович, оставил своим потомкам, бесценное наследие и личный пример служения.  Вся его жизнь была неразрывно связана с делом и военным флотом. Это он и только он, в трудную минуту жизни мог сказать: «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту невозможно».

В КАНУН 120 — ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ, ЛЕГЕНДАРНОГО ЧЕЛОВЕКА – ФЛОТОВОДЦА! ВСПОМНИМ ЕГО, СЛУЖЕНИЕ И ОСТАВЛЕННОЕ НАМ НАСЛЕДИЕ!

Вернемся в недалекое прошлое, историю, жизнь и служение легендарного НАРКОМА Н.Г. Кузнецова, попробуем вспомнить, оставленное флотоводцем — Адмиралом наследие. Кто он, человек из крестьянской семьи? Который стал руководителем ВМФ Советского Союза, возглавлявший его в тяжелые годы испытаний и войны.
Н.Г. Кузнецов, родился в деревне Медведки Котласского района Архангельской области 4 июля 1904 года. Учеба в школе была прервана, начавшейся революцией и гражданской войной. В 1919 году 15-летний Николай Кузнецов, приписав себе два года, добровольно поступил на службу в Северо-Двинскую военную флотилию. Время было революционное, с быстро меняющейся обстановкой, краснофлотец Н. Кузнецов не стоял в стороне от событий, которые происходили в стране, он принимает участие во всех революционных делах и гражданской войне.
Послужив матросом на канонерской лодке, Николай Кузнецов принял решение связать свою судьбу с военным флотом. В конце 1920 года был переведен в Петроград в Центральный флотский экипаж. Полтора года учился, в мае 1922 года окончил специальную подготовительную школу при Военно-морском училище. Окончательно решив стать офицером и посвятить свою жизнь службе Отечеству, Николай Кузнецов поступает в Военно-морское училище. В 1926 году он, выпускается из Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, окончив его с отличием и правом выбора флота. О том времени Николай Герасимович писал в своих воспоминаниях: «Итак, моя мечта – навсегда связать свою судьбу с флотом – обрела реальность. Желтое здание бывшего Морского корпуса стало моим домом».


Николай Кузнецов курсант
Военно-морского училища

Окончив с отличием Военно-морское училище имея право выбора места службы, лейтенант Николай Кузнецов, прибыл в Севастополь служить в Морских Силах Черного моря на легкий артиллерийский крейсер «Червона Украина», стоящий на модернизации, командиром батареи, вскоре он был назначен командиром роты, а затем старшим вахтенным начальником крейсера.


Артиллерийский
крейсер «Червона Украина»

Легкий артиллерийский крейсер «Червона Украина» типа «Адмирал Лазарев», был заложен перед революцией как, «Адмирал Нахимов», 19 октября – 1913 года на заводе Рассуд в Николаеве. Технические характеристики. Водоизмещение – 7999 тонн. Длина – 163,2 метра, ширина – 15,7 метра, осадка — 7 метра. Вооружение: ГК 15х1- 130 мм орудий, 1х1 76 мм орудие, 6х1- 37 мм орудия, 2х2 -30 мм бомбомета, 2х3-533 ТА, гидросамолет. Мощность ГЭУ -50 тыс. лошадиных сил, скорость – 29,0 узлов, дальность плавания — 3 700 миль (14 узлов). Экипаж – 852 человека.

В 1929 году перспективный, хорошо себя зарекомендовавший на корабельной службе, офицер Н.Г. Кузнецов с должности старшего вахтенного начальника крейсера, сдав экзамены поступает в Военно-морскую академию имени К.Е. Ворошилова в Ленинграде. В течение 1929-1932 года Николай Герасимович проходил обучение в академии, учился легко, охотно и старательно, 4 мая 1932 года он, окончил учебу с отличием и правом выбора моря. За время учебы самостоятельно изучил немецкий и французский языки. За отличную учебу проявленное старание, выпускник академии Н.Г. Кузнецов был награжден, начальником Морских сил РККА именным оружием. Прибыв служить на Черное море, Николай Герасимович, назначается старшим помощником командира   легкого артиллерийского крейсера «Красный Кавказ».


Крейсер
«Красный Кавказ»

Крейсер «Красный Кавказ», бывший легкий артиллерийский крейсер России «Адмирал Лазарев» строился до революции на судостроительном заводе Рассуд в Николаеве, технические характеристики. Водоизмещение около 9000 тонн, длина – 169,5 метра, ширина – 15, 7 метра, осадка — 6,4 метра. Ход обеспечивали — 10 котлов, общей мощностью – 55 тыс. лошадиных сил. Развивал скорость — 29,0 узлов. Вооружение: АУ 4х1 -180 мм орудия, 8х100 мм орудий, 4х45 мм орудия, 6х12,7 мм автомата, 4х3-450 мм ТА. Самолет — «КР-1». Экипаж более 800 человек.

На крейсере, базировался и проводились испытания гидросамолета «КР-1», он с корабля запускался катапультой, с воды поднимался грузовой стрелой. Это было первое практическое участие в освоении авиации Н.Г. Кузнецовым.  В 1933 году, отработав и сдав штабу с отличными и хорошими оценками, положенные по курсу задачи, крейсер вошел в состав боевого ядра Черного моря. В этом командованием Черного моря, отмечалась большая заслуга старшего помощника командира крейсера флагмана 2 ранга Н.Г. Кузнецова.
В этом же 1933 году Николай Герасимович назначается командиром крейсера «Червона Украина». Экипаж, успешно решает, поставленные боевые задачи. На крейсере разрабатываются документы, практически отрабатывается система боевых готовностей, экстренное приготовление корабля к походу, сокращается время подготовки к съемке. Артиллеристами экипажа крейсера развернулось движение: «Борьба за первый залп», они стали инициатором соревнования за сокращение времени подготовки, повышения точности первых пристрелочных артиллерийских залпов главным калибром.  При ведении огня по МЦ было сокращено время обнаружения и классификация цели. Впервые для корректировки артиллерийских стрельб по морской цели, подсветки цели при стрельбе по берегу с выносной точкой наводки (ВТН) в темное время суток, на корабле стали использовать авиацию. В конце учебного года практические артиллерийские стрельбы на крейсере главным калибром, были выполнены на предельной дистанции и максимальных скоростях хода.


Н.Г. Кузнецов командир
крейсера «Червона Украина»

В 1935 году по итогам боевой и морской подготовки, крейсер «Червона Украина», завоевал первое место в Морских Силах СССР.  Проверка экипажа корабля в конце года, штабом во время учений под руководством командующего флотом И.К. Кожанова это подтвердила, экипажу объявлена благодарность. Командир крейсера флагман 2 ранга Н.Г. Кузнецов был награжден орденом Красной Звезды с формулировкой в приказе: «За отличную организацию боевой подготовки на крейсере».

В июне 1936 года в СССР была утверждена 10-летняя программа военного судостроения до 1947 года, планировалось построить: 24 — линкора, водоизмещением от 26 000 до 35 000 тонн; 20 — легких крейсеров; 17 — лидеров эсминцев; 128 — эскадренных миноносцев; 344 — подводные лодки. Программой впервые предусматривалось разработать проекта авианосца на 40-50 летательных аппаратов для открытых морских театров. В 1937 году в Постановлении СНК от 15 августа: «О строительстве боевых кораблей для Морских сил РККА» признается необходимым разработать проект авианосца для открытых морских театров.
В 1938 году в Генеральном штабе ВМФ утверждаются тактико-технические требования на авианосец, а Ленинградскому проектному институту ЦНИИ-45, поручается разработать пред эскизные документы.


Первый
пред эскизный проект авианосца СССР

Служение Отечеству, успехи Николая Герасимовича были замечены, командир крейсера, назначается на новую должность. С августа 1936 года по июль 1937 года Н.Г. Кузнецов военно-морской атташе, главный морской советник и руководитель советских моряков-добровольцев в Испании.


Н.Г. Кузнецов
в Испании

Он участвует в организации подготовки и проведении боевых операций республиканского флота против сил мятежников, обеспечивает взаимодействие флота с сухопутными войсками и авиацией. Для Н.Г. Кузнецова, будущего Наркома ВМФ, это была практическая школа войны на море, где он впервые принимал участие, многое понял и познал.

С 1934 года, под личным руководством И.В. Сталина в СССР, начались работы по созданию Большого океанского флота. А в 1937 году, 30 декабря Постановленьем ЦИК и СНК СССР, для руководства и управления военным флотом, в Советском Союзе был создан Наркомат ВМФ.

С августа 1937 года по март 1939 года Н.Г. Кузнецов командующий Тихоокеанским флотом, член Главного военного совета ВМФ. Приняв должность, он приступил к работе по дальнейшему повышению боевой готовности частей флота. Выступая на XVIII съезде ВКП (б) в Москве от коммунистов партийной организации Тихоокеанского флота, Н.Г. Кузнецов в докладе подчеркивал: «Современные средства борьбы на море исключительно сложны и разнообразны… Мы должны иметь сильный морской флот, который должен служить нам опорой мира».
22 марта 1939 года на заседании Главного военного совета Военно-морского флота флагман флота 2-го ранга Кузнецов Николай Герасимович, назначается заместителем Наркома, а 28 апреля 1939 года Указом президиума Верховного Совета СССР Наркомом Военно-морского флота. На военном флоте Советского Союза, в начале 40-х годов XX столетия кадровая обстановка, сложилась не совсем благоприятно. За восемь лет до назначения на должность Народного комиссара Н.Г. Кузнецова, сменилось пять руководителей, возглавлявших вначале Морские силы, а затем военный флот СССР. Нарком флота М.П. Фриновский, которого сменил Николай Герасимович, на военном флоте не служил, и ничего о нем не знал, поэтому назначенному Н.Г. Кузнецову пришлось все начинать «с чистого листа».


Нарком ВМФ
Н.Г. Кузнецов в рабочем кабинете

В начальный период решать, накопившиеся проблемы, научила война в Испании, военно-политическая обстановка, требовала незамедлительного принятия мер. Николай Герасимович любил боевые корабли, ценил не легкую службу плавсостава, особенно уважительно относился к командирам. Выходя в море, он с большим удовольствием вспоминал, о своем времени командования крейсером, и беседуя с командирами, часто повторял: «Единственное настоящее дело для моряка — командовать кораблем».


Нарком
Н.Г. Кузнецов в море

Свою деятельность в новой должности Нарком начал с кадров, на заседании Главного совета ВМФ, Н.Г. Кузнецов потребовал пересмотреть вопрос подготовки военных кадров, повысить качество обучения, поднять престиж службы на кораблях. Создать строгую систему обучения рядового и младшего начальствующего состава. В Правительство было представлено ходатайство о создании 7-и специализированных школ довузовской подготовки. «Подготовка командных кадров для флота является большой и сложной задачей, в решении которой специальные школы могут и должны сыграть, немаловажную роль». Принимается Постановление СНК СССР ЦК ВКП (б) об установлении ежегодно праздника для военных моряков, Дня Военно-Морского флота.
Идет планомерное освоение, построенных и приятых в боевой состав кораблей: легкого артиллерийского крейсера проекта 26 «Киров», эсминцев проекта 7У типа «Сторожевой», подводных лодок типа «Малютка». Ведутся проектные работы по созданию новых легких артиллерийских крейсеров. В октябре 1939 года на Судостроительном заводе №189 Ленинграда, закладывается головной артиллерийский проекта 68-к «Чапаев».


Крейсер
проекта 68-к «Чапаев»

С характеристиками, водоизмещение стандартное — 11130 тонн, полное – 14100 тонн. Длина -199.0 метра, ширина -18,7 метра, осадка – 6,9 метра. Экипаж-1184 человека. Вооружение 4х3 -152 мм АУ.  ЗА 8х1 100 мм, 28х1-37 мм. 2х3-533 ТА, 90 мин.

В 1939 году, пройдя успешно государственные испытания, принят в боевой состав Северного флота эсминец проекта 7, «Гремящий». Водоизмещение более 2300 тон, экипаж 246 человек.


Эсминец проекта 7
«Гремящий»

В 1939 году Военно-морским флотом, представлен на утверждение Совету народных комиссаров проект военного судостроения. Принятая программа «Десятилетнего строительства кораблей ВМФ», предусматривала иметь в боевом составе ВМФ 1288 — кораблей. В том числе: 15-линкоров проекта 23  тип «Советский Союз», 15-тяжёлых крейсеров проекта 69 тип «Кронштадт», 28-лёгких крейсеров (проектов  26-бис, 68-к и 68-бис), 336-подводных лодок, и более 300 катеров.


Подводная лодка
«М-116»

Водоизмещение: надводное 158 — 210 тонн, подводное — 200–258 тонн. Длина – 14, 4 метра, ширина – 3,3 метра, осадка – 2,9 метра. Скорость -14,4 узла надводная и 7,8 узла подводная. Вооружение артиллерийское и торпедное. Дальность плавания более 3000 миль. Автономность – 15 суток. Экипаж 22 человека.


Торпедный
катер «Д-3»

Водоизмещение – 32 – 36 тонн. Длина – 21,6 метра, ширина – 3,9 метра, осадка – 0,9 метра. Скорость – 55 узлов. Дальность плавания – 550,0 миль (10,0). Вооружение – торпедное и артиллерийское. Экипаж -10 человек.

К 1941 году в систему Наркомата судостроительной промышленности СССР входил 21 завод, с которыми кооперировались более 200 заводов других отраслей. Промышленность располагала развитой сетью конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.
В 1939-1940 годах штабом ВМФ разрабатываются, корректируются и водятся в действие: «Временное наставление по ведению морских операций» (НМО-40), «Наставление по боевой деятельности штабов соединений ВМФ» (НБДШС-40),  корректируется «Боевой устав морских сил» (БУМС-37), Корабельный устав Военно-морского флота. Военно-морская академия переходит в непосредственное подчинение Наркома, командные военно-морские училища преобразуются в высшие учебные заведения.  Создается сеть военных учебных заведений и школ довузовской подготовки, ведется подготовка учащихся к поступлению в учебные заведения флота.
Для повышения боевой готовности флотов, предотвращения внезапного нападения противника, по указанию Н.Г. Кузнецова, вводится «Инструкция по оперативным готовностям ВМФ», ведутся систематические тренировки по приведению флотов в высшие степени боевой готовности. На учениях и тренировках, отрабатываются действия по приведению сил военного флота в высшие степени готовности по сигналам. Проводятся оперативные сборы адмиралов и офицеров оперативного звена, учения Черноморского флота, с участием 17 — надводных кораблей, 16 — подводных лодок, 51 – катера и 217 — самолетов. В связи с возрастанием угрозы нападения фашистской Германии, 19 октября 1940 года, пересмотрен план военного судостроения. Была прекращена закладка линкоров и тяжелых крейсеров, строительство кораблей с большими сроками постройки, продолжалось строительство только кораблей с большой степенью технической готовности.

К началу Великой Отечественной войны в состав Военно-морского флота СССР входили: 3 — линейных корабля; 7 — крейсеров; 59 — лидеров и эскадренных миноносцев; 218 — подводных лодок; 269 — торпедных катеров; 22 -сторожевых корабля; 88 -тральщиков; 77 — охотников за подводными лодками. На стапелях заводов строились: 5 — линейных кораблей; 10 — крейсеров; 91- подводная лодка; 46 — эскадренных миноносцев; 15 -сторожевых кораблей; 10 — охотников за подводными лодками и 25 — тральщиков.

Н.Г. Кузнецов так оценивал состояние военного флота перед Великой Отечественной войной: «В общем, хотя мы и не успели создать крупный флот, оснастить наши морские силы всеми новейшими средствами борьбы, все же это был флот боеспособный, полный решимости защищать Родину вместе со всеми ее Вооруженными Силами. Мы готовились встретить врага согласованными ударами подводных и надводных кораблей, авиации и береговой обороны. Стремление использовать совместно разнородные силы сказалось и на самой организации флота. У нас были созданы маневренные соединения — эскадры и отряды, состоявшие из кораблей различных классов. Мы уже тогда формировали соединения не по классам кораблей, как раньше, а в зависимости от оперативных и тактических задач, которые им предстояло решать».

Перед нападением фашистов, 21 июня 1941 года, ВМФ был переведен в «Боевую готовность №1», моряки военного флота вступили в бой, что позволило, успешно отразил нападение фашистов, не потеряв ни одного корабля, сорвать минирование и сбить несколько вражеских самолетов. Все 1418 дней тяжелейшей Великой Отечественной войны, Николай Герасимович возглавлял военный флот. Он член Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования страны, член делегаций Советского Союза на международных конференциях. Н.Г. Кузнецов отстаивает интересы страны на переговорах военных миссий, Англии Франции, Советского Союза и Великобритании. Решает вопросы, связанные с организацией совместных действий на море, он участник Крымской и Потсдамской конференций.


Потсдамская
конференция глав Правительств

В начальный период Великой Отечественной войны основной задачей ВМФ стало содействие на приморских направлениях сухопутным войскам, защита своих и нарушение вражеских морских коммуникаций. Корабли и части флота приняли активное участие в героической обороне военно-морских баз Ханко, Либавы, Одессы и Севастополя. В битве за Ленинград, морская артиллерия, использовалась для борьбы с тяжелой артиллерией врага, обстреливавшей город, для уничтожения наиболее удаленных от фронта целей. В сражениях за Москву в составе фронтов воевало 7 морских стрелковых бригад. Около 100 тыс. моряков обороняли военно-морские базы и острова, участвовали в десантах.
С 8 августа по 5 сентября 1941 года, по заданию ставки Верховного Главнокомандования, самолетами морской авиации с аэродрома острова Эзель нанесли бомбовые удары по Берлину, корабли Балтийского флота приступили к постановке мин.


Постановка
боевой задачи перед вылетом

С переходом структуры органов управления на штат военного времени, возросшим объемом работы, приказом НК ВМФ, Управление по начальствующему составу стало самостоятельным Командным управлением. В сложной, тяжелой обстановке в августе 1941 года была проведена операция по переводу сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Флот действовал на нескольких разобщенных направлениях в условиях господства авиации противника и постоянно наращиваемой минной опасности. Из состава его сил были сформированы  Чудская,  Ладожская, Онежская озерные военные флотилии и  Ильменский отряд кораблей.
В 1942-1943 годах силы флота продолжали содействовать сухопутным войскам на приморских флангах. Речные флотилии оказывали непосредственную огневую поддержку войскам. Флоты и флотилии высаживали оперативные и тактические десанты, осуществляли перевозку войск и техники по морским и речным путям. Важную роль играла Волжская военная флотилия, обеспечивая стратегическую нефтяную коммуникацию по Волге. Оценку действиям моряков Волжской флотилии в Сталинградской битве дал Маршал Советского Союза В.И.Чуйков: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия и не выполнила бы своей задачи». Черноморский флот провел ряд десантных операций в районах Новороссийска, Таганрога и Мариуполя. Керченско-Эльтигенская десантная операция завершилась захватом Керченского плацдарма, позволившего позже вести успешные бои за освобождение Крыма.


Н.Г. Кузнецов
у десантников

Конец Великой Отечественной войны характеризовался проведением наступательных операций Советской Армии на всех фронтах. Во многих из них принимал участие военные моряки. В 1944 году в связи с изменением обстановки на фронтах, изменился и характер морских операций, организация управления силами, 31 марта 1944 года директивой Ставки ВГК Нарком адмирал флота Н.Г. Кузнецов, назначен Главнокомандующим ВМС с прямым подчинением ему флотов и флотилий.


Н.Г. Кузнецов
на Северном флоте

В течение Великой Отечественной войны корабли флота обеспечивали безопасность морских перевозок, только в северные порты была осуществлена проводка 41 конвоя из 738 транспортов, а убыло из портов под охраной кораблей флота 36 союзных конвоев. Военным флотом потоплено 708 — боевых кораблей и вспомогательных судов Германии и ее союзников, 791-транспортное судно полной вместимостью 1,84 млн. тонн. Во время войны с Японией ГШ ВМС под руководством Н.Г. Кузнецова координировал боевые действия Тихоокеанского флота с войсками Дальневосточного фронта при проведении Маньчжурской, Южно-Сахалинской и Курильской десантных операций.  За годы войны флот из своего состава направил на сухопутные фронты более 400 тыс. человек. Из них на фронтах были сформированы 40 — бригад морской пехоты, 6 — отдельных полков, несколько батальонов и отрядов.
Все годы Великой Отечественной войны на воюющем флоте действовала система боевой подготовки военного времени. Коллективом Военно-морской академии, завершена разработка целостной теории оперативного искусства Военно-морского флота, начали закладываться теоретические основы Океанского ракетно-ядерного флота. Были разработаны и практически использовались новые способы применения сил флота в операциях по содействию сухопутным войскам в обороне и наступлении. Отработана школа десантных операций с привлечением для высадки десанта боевых кораблей, катеров и малоприспособленных судов, разработана тактика применения подводных лодок и авиации.
Ускоренно на флоте проводились мероприятия по восполнению боевых потерь личного состава, подготовке кадров, обучению специалистов, воспитанию военных моряков. В утвержденном Наркомом в 1943 году Корабельном уставе, были прописаны конкретные требования к командиру корабля по воспитанию экипажа: «…воспитывать у личного состава чувство гордости за свой корабль, стремление сохранить и преумножить его боевые традиции». В июне 1944 года, по ходатайству Николая Герасимовича Постановлением СНК СССР в Ленинграде, создано Нахимовское училище. За заслуги перед Отечеством, и личный вклад в решение флотом боевых задач в 1944 году, Николаю Герасимовичу Кузнецову присвоено воинское звание «Адмирал Флота», он награждается орденом Ушакова 1 степени.  В 1945 году, Наркому адмиралу флота Н.Г. Кузнецову, присвоено воинское звание Адмирал Флота Советского Союза. «За образцовое выполнение заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флотов и достигнутые в результате этих операций успехи», удостоен звания Героя Советского Союза.
В тяжелые годы, Н.Г. Кузнецов думал о будущем сбалансированного Океанского ядерного военного флота. В первом послевоенном проекте программы военного судостроения на 1946-1955 годы, предусматривалось построить: 4 — линейных корабля; 6 — больших авианосца; 6 — малых авианосца; 94 — крейсера; 358 — эсминцев; 495- подводных лодок, 350 — малых кораблей и катеров. Программа была началом создания Большого океанского флота. Проект представленной ВМФ программы не был обоснован и подкреплен не экономическими, не финансовыми возможностями страны, промышленность по многим вопросам программы была против. Предложения были подготовлены, с учетом складывающейся военно-политической обстановки и возрастанием угрозы возникновения новой войны. При окончательном обсуждении программы И.В.Сталин выразил мнение построить 2 малых авианосца для Северного морского театра, но в окончательный вариант программы они не попали из-за протеста судостроителей.

Николай Герасимович в составе будущего военного флота отводил большую роль авианосцам. В 1942 году, по его указанию был подготовлена НИР: «Тенденции развития военного кораблестроения», использованию авианосцев отводилась отдельная глава. В 1944 году был разработан пред эскизный проект 72 авианосца.


Авианосец проекта 72

Водоизмещение — стандартное — 23700 тонн, полное — 28800 тонн. Длина – 224.0 метра. Ширина — 27,9 метра. Осадка — при стандартном водоизмещении — 7,23 м.; при полном водоизмещении — 8,45 м.; Высота борта — 20,9 м.; Силовая установка — 4 ГТЗА мощностью по 36 000 л.с.; 8 котлов производительностью по 73 т/ч; Скорость — максимальная — 30 узлов. Дальность плавания — 18-узловым ходом 10000 миль. Вооружение — 30 самолётов, 16х 2) — 130-мм орудий (позднее — 8 х 2 — 85-мм); 24х2 — 37-мм орудий, 8х2- 23-мм орудий (позднее — 4 х 2 — 25-мм). Бронирование — борт — 90 мм; полетная палуба — 30-мм; ангарная палуба — 55-мм; Экипаж — около 2000 чел.

С окончанием войны, Н.Г. Кузнецов занимается строительством нового, сбалансированного военного флота, отстаивает предложения по его строительству. Обосновывает место и роль в системе Вооруженных сил, определяет облик нового Большого океанского флота, с обязательным нахождением в его составе авианосцев, решить задуманное не удалось. В сентябре 1945 года на заседании Политбюро ЦК под давлением руководителя Наркомата судпрома И.И. Носенко разработанный флотом проект программы был отвергнут. Попытки Н.Г. Кузнецова отстоять проект, закончились неудачей, была принята устаревшая предыдущая программа пятилетки. С упразднением Наркомата флота 1946 году, Н.Г. Кузнецов в качестве главнокомандующего Военно-морскими силами (ГК ВМС) утратил право непосредственного обращения в правительство и министерства, что существенно ограничило его влияние на ход военного строительства.

В 1947 году, в результате разногласий с И.В. Сталиным по программе строительства и дальнейшего развития флота, Николай Герасимович был снят с должности. В 1948 году военным трибуналом признан виновным и осужден судом чести, но учитывая большие заслуги, понижен в звании до контр – адмирала. Назначен на должность начальника Управления военно-морскими учебными заведениями ВМФ. В конце 1948 года контр-адмирал Н.Г. Кузнецов, возвращается на Дальний Восток, назначается заместителем Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. В 1950 году, назначается командующим 5-м Военно-морским флотом на Тихом океане.

В своих мемуарах об этом тяжелом периоде времени, Николай Герасимович писал: «Мужество связано с умением говорить, что думаешь, доказывать, отстаивать свое мнение, свое убеждение, не боясь ответственности и потери расположения или должности».
В 1951 году с Н.Г. Кузнецова сняли судимость, вернули воинское звание, возвратили в Москву руководить, созданным в 1950 году Военно-морским министерством. В его состав входили, Морской Генеральный штаб, 4-главных и 29-управлений, 20 — отделов, 5 — служб и комиссий.  Созданное министерство, решая повседневные вопросы, занималось разработкой 2-ой послевоенной программой военного судостроения и создания флота.
Военно-морской министр Н.Г. Кузнецов, с первых дней, пребывания в должности, продолжил закладывать основы будущего Океанского ракетно-ядерного флота. Развивалась военно-морская наука, было введено в действие новое Наставление по ведению морских операций (НМО-51), произошли качественные изменения в подготовке офицерского корпуса и системы обучения экипажей. К 1953 году, закончились мероприятия по созданию системы обучения и подготовки кадров. Для обучения офицеров действовали: Военно-Морская академии кораблестроения и вооружения им. А.Н. Крылова, Военно-Морская медицинская академия им. С.М. Кирова, Высшие специальные офицерские классы, 10-Военно-Морских училищ, 6-Военно-морских факультетов при гражданских ВУЗах, 9-средних Военно-Морских училищ, 6-Военно-Морских отделений при институтах и 7-авиационных училищ и центров подготовки.
Основными направлениями преобразования флота, под влиянием научно-технической революции, должно было стать строительство и ввод в боевой состав, атомных подводных лодок, первого поколения. Но еще продолжали строиться дизельные подводные лодки проекта 613 типа «С-80», которые вооружались баллистическими крылатыми ракетами и торпедами.


Головная
 подводная лодка проекта «С-80»

Водоизмещение — 1055-1347 тонн. Длина – 76,0 метров, осадка более 5, 0 метров. Скорость – надводная – 16,0 узлов, подводная 10,0 узлов. Глубина погружения 170-230,0 метров. Экипаж 55,0 человек.

В 1951 году на судостроительном заводе в городе Николаеве заложили головной, тяжелый артиллерийский крейсер проекта 82 «Сталинград», ТТЗ на его проектирование было подписано Н.Г. Кузнецовым в 1944 году.


Тяжелый артиллерийский крейсер «Сталинград»

Водоизмещение: стандартное – 36500 тонн, полное – 42300 тонн. Длина — 274,0 метра, ширина — 32,0 метра, осадка более 9,0 метров. ГЭУ — 280000 лошадиных сил, четыре ГТЗА могли обеспечить ход более 35,0 узлов. Вооружение: ГК 3х3-305-мм АУ, УК 6х2-130-мм АУ, ПВО 6х4-45-мм автомата и 6х4-25-мм автомата. Экипаж 1712 человек.

Продолжалось строительство на заводе имени Жданова в Ленинграде, освоение и ввод в боевой состав, большой серии эсминцев проекта 30-бис типа «Смелый».


Эсминец
проекта 30-бис «Смелый»

Водоизмещение — 2316 тонн (стандартное), 3066 тонн (полное). Длина -120,5 метра. Ширина – 12.0 метров, осадка 3,9 метра. Вооружение 2х2- 130-мм АУ типа Б-2ЛМ, 1х2-85 мм типа 85-К, 4х2х37-мм ЗУ В-11, 3×25-мм ЗА 2М-3м, 2×5-553-мм ТА, 2 противолодочных бомбомёта типа БМБ-2, глубинные бомбы(ББ-1), якорные мины типа КБ «Краб». Скорость — 36,5 узла. Дальность – 3660 миль (19.0 узлов). Автономность — 10 суток. Экипаж – 286 человек.

Ускоренно достраивались легкие артиллерийские крейсера проектов 26 типа «Киров», 68-к типа «Чапаев». Шло рекордными темпами, строительство на четырех судостроительных заводах СССР новых, легких артиллерийских крейсеров проектов 68-бис типа «Свердлов» их освоение, прием в боевой состав флотов.


Крейсер проекта 68-бис типа «Свердлов»

Водоизмещение: стандартное -13290 тонн, полное -16970 тонн.  Длина -210 метров, ширина- 22 метра, осадка -7,8 метра. Мощность ГЭУ — 128000 лошадиных сил. Скорость хода — 33 узла. Автономность – 30 суток. Дальность плавания – 9000 миль (18 узлов). Экипаж — 1270 человек. Вооружение: 4×3- 152-мм АУ ГК, 6х2- 100-мм АУ УК, 32х2- 37-мм автомата, 2×5 — ТА.

Н.Г. Кузнецов большие надежды связывал с принятием программы военного судостроения на 2-е послевоенное десятилетие. После смерти И.В. Сталина, принятия решения Правительством о прекращении строительства тяжелых крейсеров, были возобновлены работы по авианосцам. В мае 1953 года Н.Г. Кузнецов утвердил ОТЗ на легкий авианосец, начались проектные проработки по легкому авианосцу проекта 85 на 40 самолетов.


Легкий авианосец проекта 85

В 1953 году началось пред эскизное проектирование легкого авианосца проекта «85» со сроком окончания проектирования в 1955 году и его строительством 1956-1964 годы.

Водоизмещение около 24 000 тонн. Скорость хода — 32 узла. Парк авиации — 40 истребителей и 2 вертолета. Авианосец должен был иметь угловую палубу, 2-е катапульты. Вооружение: 8х2-130-мм АУ (боекомплект – по 250 выстрелов), не менее 8 х4- 45 или 57-мм ЗУ (1200–1000 выстрелов), 4х4-25-мм автомата (1500 выстрелов). Скорость хода – 35 узлов, дальность плавания — 5000 миль (18,0 узлов). Автономность — 20 суток. Использование оружия, должно обеспечиваться при состоянии моря до 6 баллов без ограничений при скорости хода до 24 узлов.

Развитие науки, создание новых технологий в мире и использование атомного оружия, попытки США и созданного ими военного блока НАТО, шантажировать и запугать СССР, поставили перед страной её военным флотом новые задачи. Начали проектироваться и строится корабли с ракетным оружием, ракетные крейсера нескольких проектов, продолжалось строительства ракетных и торпедных катеров, противоминных кораблей, морских тральщиков и самолетов морской авиации.

Работа по изучению свойств атома в СССР, началась в 30-х годах, прошлого ΧΧ столетия, в 1933 году учеными-ядерщиками впервые было, расщеплено ядро атома. В сентябре 1933 года по инициативе академика А.Ф. Иоффе в Ленинграде состоялась первая Всесоюзная конференция по атомному ядру: в ней приняли участие 50 человек, председателем оргкомитета являлся профессор И.В. Курчатов.  В Академии наук СССР с августа 1940 года началась работа комиссии по проблеме урана под председательством академика В.Г. Хлопина. В 1942 году И.В. Сталин своим решением, назначил генерал-лейтенанта М.Г. Первухина и маршала СССР Л.П. Берию ответственными за разработку и использованию энергии ядра в военных целях. В начале 1943 года для организации работ, по использованию ядерной энергии в военных целях была создана лаборатория №2, её руководителем назначен И.В. Курчатов.

Под руководством Генерального штаба морского министерства, начиналось создание подводного атомного ракетоносного флота в СССР. На первом этапе шла подготовка кадров, изучение документов, создание новой структуры и строительство объектов. С 1946 года, по поручению Н.Г. Кузнецова н флоте, изучался материал, по результатам подводных испытаний 1 июля 1946 года США. Ядерный взрыв был произведен на глубине 28 метров, у острова Бикини, на котором присутствовали представители СССР. При подготовке проекта 2-ой послевоенной судостроительной программы, строительства кораблей, создания инфраструктуры, были крайне нужны материалы по воздействию ядерного оружия на корабли и объекты флота.
В 1949 году, после проведения 29 августа испытаний на Семипалатинском полигоне ядерного заряда, в ВМФ был создан 6 отдел. Он подчинялся непосредственно ГК ВМФ, а с образованием Военно-морского министерства в 1950 году Морскому министру.


Первый ядерный взрыв н
а Семипалатинском полигоне

Появление в СССР нового ядерного оружия поставил и новые задачи перед Морским министерством, связанные с его применением, носителями, хранением, обеспечением безопасности. Военно-морской флот, стал одним из видов ВС СССР, который должен был иметь ядерное оружие на вооружении. Работы над проектом подводной лодки с ядерной энергетической установкой, названный «объект 627», начались после подписания И.В. Сталиным постановления  «О проектировании и строительстве объекта 627», в сентябре 1952 года. Это была АПЛ вооруженная одной торпедой большого калибра, ввиду секретности объекта на начальном этапе ВМФ в этих разработках участия не принимал. Когда проектирование зашло в тупик, к работам были привлечены специалисты флота.
Н.Г. Кузнецов возложил на 6-е Управление, руководство всеми работами по атомной подводной лодке проекта 627, в том числе по отбору, комплектованию и подготовки экипажа. Поэтому офицеры управления, участвовали в подготовке центра обучения, отборе и формировании экипажей, организовывали их подготовку. Первая отечественная АПЛ проекта 627 «К-3», была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 «Севмаш», в создании первого атомохода в Советском Союзе принимали участие ученые, многотысячные коллективы 135 крупных и многих других предприятий страны.


Первая АПЛ
проекта 627 «Ленинский комсомол»

Водоизмещение надводное – 3065 тонн, подводное – 4750 тонн. Длина – 107, 4 метра. Ширина – 7,9 метра. Осадка – 5,65 метра. Скорость надводная – 15,2 узла, подводная – 28-30 узлов. Автономность – 60 суток. Глубина погружения – 300 метров. Экипаж – 104 человека (30 оф.). Вооружение – 8х533 мм ТА, 20 торпед с ядерным по 15 килотонн и обычным зарядами.

В 1953 году, встал вопрос о необходимости создания специального Морского полигона, для испытаний ядерного оружия, изучения его воздействия на корабли, базы и объекты флота, выработка предложений по защите,  при возможном использовании оружия противником. На основании, полученных результатов, планировалось внесение изменений в программу военного строительства океанского флота. За подписью Министра Н.Г. Кузнецова было отправлено обращение в Правительство, о необходимости создания морского ядерного полигона.

К этому времени под руководством генерала Н.Л. Духовым, научного руководителя филиала № 1 КБ-11, был создан, но не испытан ядерный заряд в макете морской корабельной 533 мм торпеды.

На обращение Н.Г. Кузнецова, за подписью Маршала А.М. Василевского был получен ответ: «Вопрос рассмотрен, решен положительно, флоту надлежит представить проект постановления Правительства». Одновременно по ходатайству Морского министра, в связи с возрастанием объема задач, необходимостью проведения исследований по созданию образцов морского ядерного оружия, изучению его поражающего действия на объекты флота. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 апреля 1955 года на базе ЦНИЛ № 14 ВМФ, подразделений НИИ № 10 ВМФ и НИИ № 17 ВМФ в Ленинграде был сформирован ЦНИИ № 16 ВМФ (Институт специального вооружения ВМФ).
В Морском министерстве, начались работы по подготовке проекта Правительства, флотами было представлены предложения по 14 районам испытаний, остановились на предложениях Северного флота. Начались поиски места проведения в районах севера, этим занялась рекогносцировочная группа, под руководством полковника Е.Н. Барковского, отвечавшего за подготовку флота к применению ядерного оружия. На начальном этапе поисков, был найден район для разового испытания, предложили провести его у побережья острова Нокуев, северо-восточного побережья Кольского полуострова. Предложение было отвергнуто Николай Герасимовичем. Он заметил: «Необходимо исходить из того, что военно-морское ядерное оружие будет совершенствоваться. Разовым испытанием это дело не закончится. Нам нужен свой постоянно действующий полигон, но в более удаленном от материка месте. Ищите».
Было предложено создать полигон на островах Новой Земли, Н.Г. Кузнецов с предложением согласился. Поисками занялась комиссия под руководством командующего Беломорской флотилией контр-адмирала Н.Д. Сергеева.


Архипелаг
Новая Земля с границей ядерного полигона

Новая Земля, материк открытый русскими поморами в XII-XIII веках, в Северном Ледовитом океане, расположен между 77°02′ и 70°26′ с. ш. и 51°26′ и 69° 12′ в. д. между двух морей Баренцевым (теплым) и Карским (холодным), площадь более 83 тыс. километров, простирается с юга-запада на северо-восток на 925 километров. Состоит из двух больших островов, Северного шириной до 123 километров, Южного до 143 километров, разделенных проливом Маточкин Шар шириной 2-3 километра.
Климат, определяется положением островов между морями, Баренцевым и Карским, интенсивной цикличностью и радиационным режимом, во многом зависящими от смены полярного дня и полярной ночи. Полярный день продолжается – 90 суток, полярная ночь – 70 суток. Температура воздуха в течение года меняется от – 43,0 градусов зимой до + 26,0 градусов летом. Четверть материка Новая Земля покрыто льдом, это в основном Северный остров. Снег на Южном острове сохраняется до 244 дней в году.
Число штормовых готовностей колеблется от 80 до 150 суток в год, максимальная скорость — 55 м/сек, по силе в России, занимает первое место. Преобладают восточные и северо-восточные ветры, достигающие ураганной силы, известны под названием «Новоземельская бора».
В первой половине 1954 года Правительственная комиссия на тральщике флотилии, прибыла на Новую Землю. Для изучения островов, поисков места проведения ядерных испытаний, пришлось передвигаться, где на собачьих и на оленьих упряжках. Большую помощь в поисках, оказывало местное население во главе с председателем Островного совета Илья Константинович Вылка.


И.К. Вылка
(16.02.1896-29.09.1960 гг.)

Комиссией было установлено, что на архипелаге Новая Земля в губе Черная, расположенной на юго-западном побережье Южного острова, возможно проведение ядерных испытаний. Этому благоприятствовали рельеф местности, наличие глубоководных бухт и заливов, относительно высокие горы, а главное достаточная удаленность островов с возможными ее испытательными площадками от населенных пунктов.
Работы по созданию полигона силами строителей ВМФ, не смотря на трудные условия, шли ускоренными темпами, строили одновременно три зоны. «А» — губа Черная: оборудовался командный пункт, штаб, столовая, поселок для испытателей, 19 — береговых приборных пунктов и стендов, 2 — пункта автоматики управления, гидротехнические, инженерные и опытовые сооружения противодесантной обороны. «Б» — Белушья Губа: помещения лабораторий, сооружение для сборки заряда, складские, служебные и жилые помещения. «В» — Рогачево аэродром, с металлическим покрытием для базирования истребителей реактивной авиации, эскадрильи специального назначения, самолетов транспортной авиации и вертолетов. К концу августа 1955 года были построены основные сооружения первой очереди Морского (Северного) полигона. В сентябре созданный полигон, подчиненный Министерству обороны СССР и Военно-морскому флоту, был готов к испытаниям.
Послевоенный период в СССР, в том числе и на флоте характеризовался широкими научными и опытно-конструкторскими работами, направленными на создание образцов новых видов вооружения и военной техники. Военная программа строительства, этого не учитывала, с первых месяцев пребывания в должности Н.Г. Кузнецов, неоднократно обращался с письмами и докладами в Совет министров, к Н.А. Булганину, Г.В. Маленкову и лично к И.В. Сталину по вопросу необходимости срочного пересмотра программы военного судостроения.
В своем докладе МО СССР А.Н. Булганину, представленном Николаем Герасимовичем, им был сделан вывод: «…в послевоенных условиях развития боевых средств вооруженной борьбы на море только развернутым строительством большого количества  крейсеров, эсминцев и подводных лодок, без наличия авианосцев, решение основных задач флота обеспечено быть не может…».Этот доклад не был одобрен в МО СССР.
В 1954 году — ГК ВМФ обратился  к первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву и МО СССР Н.А. Булганину, Николай Герасимович просит определить место и роль флота в системе Вооруженных Сил, поставить задачи в будущей войне, без чего, его невозможно строить.
В 1954 году при обсуждении проекта кораблестроительной программы на 1956 — 1965 годы, в разделе военного строительства в нем планировалось построить 9 авианосцев. Н.С. Хрущев отверг, предлагаемую концепцию строительства надводного Военно-морского флота, авианосцы начали считать «орудием агрессии» поэтому от их строительства отказались. Постановлением ЦК ЦПСС и Совета Министров СССР от 8 декабря 1955 года постановлением СМ №2049-1108 «…за неудовлетворительное руководство ВМФ», Герой Советского Союза, Адмирал Флота Советского Союза Владимир Николай Кузнецов был снят с должности, а 17 февраля 1956 года, снижен в воинском звании до контр-адмирала.
Находясь на пенсии, в запасе и отставке, до конца жизни Н.Г. Кузнецов трудился и продолжал служение Отечеству и флоту. Он автор мемуаров: «Накануне», «На флотах боевая тревога», «Курсом к победе», «На далеком меридиане», «Крутые повороты». Им обобщен боевой опыт действий ВМФ в годы Великой Отечественной войны, одним из первых он рассказал о причинах неготовности к войне. В своих книгах мемуаров, напечатанных в различных газетах, журналах и статьях, он рассказывал о людях, вернув истории много имен погибших и незаслуженно репрессированных.


Адмирал Флота
Советского Союза Н.Г. Кузнецов

Кузнецов Николай Герасимович (1904 — 1974гг) – советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (1955г). В 1939—1947 гг. и 1951- 1955 гг., возглавлял советский ВМФ (Народный комиссар Военно-Морского Флота (1939-1946гг), Военно-Морской Министр (1951-1953гг), Главнокомандующий ВМФ (1953-1955гг). Герой Советского Союза (1945г).

Николай Герасимович Кузнецов, награжден 4-я орденами Ленина, 3-я орденами Красного Знамени, 2-я орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета», многими советскими медалями, орденами и медалями иностранных государств.

Служение Николая Герасимовича людям, флоту и Отечеству не забыто, в городах Санкт-Петербурге, Архангельске, Котласе, Владивостоке названы улицы, установлены памятники и бюсты, подводный остров в Тихом Океане назван именем Н.Г. Кузнецова. В деревне Медведки Архангельской области, создан мемориальный музей. Его именем названы, старейшее военное учебное заведение России, Военно-морская академия ВМФ (1990г). Тяжелый авианесущий крейсер (авианосец) Военно-морского флота (1990г).


Авианосец
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Н.Г. Кузнецов с апреля 1939 года служил, работал и жил в Москве. С момента  созданием Военно-исторического музея Н.Г. Кузнецова в школе № 637 Москвы в 2002 году, присвоения школе его имени в 2004 году, Николай Герасимович навечно остается в памяти её большого детского коллектива.
В год 100-летнего юбилея со дня рождения Н.Г. Кузнецова (2004г), в Военно-морской академии его имени, состоялась Научно-практическая конференция: «История и перспективы развития, боевого применения авианосных кораблей (авианосцев) Военно-морского флота России». Во время выступлений участниками конференции было указано, что «…без истребительного прикрытия, в не зоны действия своей береговой авиации, при ведении боевых действий потери подводных лодок составят до 90%, самолетов морской ракетоносной авиации до 80%. Подчеркивалось: «…с созданием, в районах боевых действий, маневренных районов ПВО, что возможно только при наличии авианосцев, боевая устойчивость подводных лодок и морской ракетоносной авиации повысится в несколько раз».

Был сделан вывод: «Флот без тяжелых авианесущих кораблей (авианосцев) способен действовать только в ограниченных прибрежных акваториях и только до тех пор, пока целы, свои аэродромы».

Время медленно, но справедливо, расставляет все на свои места, в 1965 году Н.Г. Кузнецов был назван, выдающимся деятелем советского Военно-морского флота, в 1988 году посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза. В 1994 году в юбилей — 90-летия со дня рождения о нем начали писать, на здании главного штаба ВМФ была открыта памятная доска. В «Морском биографическом словаре», 2000 года, Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов, значится как деятель советского Военно-морского флота.
Участники Великой Отечественной войны, ветераны и военнослужащие ВМФ, дети школы имени Адмирала Кузнецова, продолжают помнить Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Николая Герасимовича.  Для них он пример служения народу, флоту и Отечеству, военный моряк, бессменный руководитель Военно-морского флота в самые тяжелые 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Для всех Николай Герасимович, остается добрым, отзывчивым человеком, болеющим за каждого члена большого многотысячного экипажа под названием: «Военно-морской флот».

Ветеран ВМФ, член союза писателей России, вице-адмирал

В.С. Ярыгин

Сайт для тех кто служил и служит на архипелаге Новая земля