Анатолий Николаевич Снежко летчик военно-транспортной авиации ВМФ служил на должностях: помощник командира корабля, командир корабля, командир авиационного отряда. За 20 лет лётной работы налетал более 4500 часов, освоил около 200 аэродромов на территории бывшего СССР и за границей (Пакистан, Индия, Йемен, Эфиопия, Сирия, Венгрия, Алжир, Гвинея, Ангола). Выполнил лётную программу подготовки лётчиков–инструкторов на самолётах Ан-12 днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, а также при метеоминимуме погоды.
Внёс достойный вклад в программу подготовки помощников командиров кораблей и командиров кораблей на самолётах АН-12 в 327 ОТАП. Принимал участие в оказании интернациональной помощи народу Эфиопии. Ветеран боевых действий с 1981 года. В 1992 году приказом Министра обороны ВС РФ Анатолий Николаевичу присвоена классная квалификация «Военный лётчик-снайпер».
За годы лётной службы больше всего полётов было выполнено на аэродром «Рогачево» Новой Земли, первый прилёт состоялся в июле 1979 года, крайний в августе 1996 года. Полковник А.Н. Снежко Председатель объединенного совета летчиков-ветеранов, Межрегиональной общественной организации МСН.
Центральный ядерный полигон на островах Новая Земля, за 18 лет полетов в Арктику, круглый год, в любую погоду, стал для меня вторым родным домом. Трёхэтажное здание на территории аэродрома «Рогачево» с аэровокзалом, куда приходят пассажиры и летчики, специалисты аэропорта, а на верху размещается КДП управления авиацией, перепутать невозможно ни с каким другим зданием. Да и сама территория на аэродроме и вокруг него, своеобразна, она редко бывает без снега, на ней нет никакой растительности кроме мха и небольшое время, «глазастых» цветов.
Дорога к воздушным воротам аэропорта «Рогачёво»
Невозможно нигде, кроме Новой Земли, встретить на аэродроме, рядом или даже в военном городке, спокойно гуляющего белого медведя, который своим недовольным видом как бы показывает: «Не мешайте люди!».
Хозяин Новой Земли – белый медведь.
Нигде из островов, кроме Новой Земли, не проводилось в таком количестве испытаний ядерного оружия. В 1979 году, когда начиналось мной освоение полётов на север, на полигоне было проведено два подземных ядерных взрыва. Для обеспечения их подготовки, нашему экипажу неоднократно ставилась задача по доставке испытателей и специального оборудования. А всего с момента создания ядерного полигона было проведено больше 100 ядерных взрывов, больше всего из этого количества воздушных, около 80 ЯВ.
Воздушный ядерный взрыв
На ядерный полигон островов Новая Земля можно добраться по воде, если позволяет ледовая обстановка и погода, или по воздуху, при хорошей лётной погоде. На протяжении многих лет жизнедеятельность гарнизонов «Рогачёво» и «Белушки», а также плановую работу полигона (ЦЯП РФ) по проведению ядерных испытаний, доставку людей, спец. изделий и оборудования, обеспечивала 1-ая авиационная эскадрилья своими самолётами Ан-12, 327-го отдельного транспортного авиационного полка (ОТАП) Морской авиации Военно-морского флота. Полк базировался в Подмосковье на аэродроме «Остафьево». Это я узнал, прибыв к новому месту службы, представившись своим новым командирам в 327 ОТАП.
А все начиналось как у большинства мальчишек, родился я 21.10.1954 года в посёлке Маромица Кировской области. С 1955 по 1970 год жил в Карелии, учился в Гимольской школе. Окончил среднюю школу города Барановичи, Белоруссия в 1972 году. После школы учился на курсах шоферов в ДОСААФ. До призыва на военную службу успел попробовать свои силы, работал в строительной бригаде. В мае 1973 года был призван на срочную службу в Белорусский Военный округ. Служил водителем в отдельном автомобильном батальоне специального назначения.
Водитель отдельного автомобильного батальона специального назначения рядовой Снежко А.Н.
В августе 1974 года поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков (БВВАУЛ). Училище носило имя прославленного летчика СССР, Дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Новикова Александра Александровича. История его начинается с 1930 года, когда была создана 3-я Объединенная школа пилотов и авиационных техников.
Старое здание Балашовского ВВАУЛ
С годами изменения в названиях и предназначении, образованной школы пилотов продолжались, 1939 год это Балашовская военно-авиационная школа, в 1944 году переименовывается во 2-ю Балашовскую военно-авиационную школу пилотов, а с 1959 года это – Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (БВВАУЛ).
Дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации А.А.Новиков (1900-1976 г.г.)
Во время учебы в училище мы курсанты с гордостью носили нарукавный знак ВВС.
Нарукавный знак ВВС
Учился хорошо, за годы обучения в училище освоил и летал самостоятельно на самолётах Л-29, Ан-24. Перед выпуском из училища проходил войсковую стажировку в транспортной авиации Балтийского флота, летал помощником командира корабля на самолётах Ан-12, которые базировались на аэродроме «Храброво», в двадцати километрах от Калининграда.
Лейтенант Снежко А.Н. выпускник Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков, 1978 год
Учеба быстро и незаметно подошла к концу, и мы выпускники лейтенанты, получив дипломы и предписания убыли к новому месту службы.
Через год началась моя многолетняя лётная вахта в Заполярье. Несмотря на время года, еженедельно из Москвы на аэродром «Рогачёво» с посадкой и дозаправкой на аэродроме «Лахта» или в аэропорту «Архангельск», экипажами самолетов Ан-12 выполнялись полёты с перевозкой пассажиров и грузов, одним самолётом, а иногда и двумя. Маршрут обычный «Остафьево» – «Лахта», время полёта 2.00 часа, «Лахта» – «Рогачёво», по спрямлённому маршруту через остров Колгуев время полёта 2.00 часа, Если по условиям погоды по маршруту через «Нарьян-Мар», то время полёта увеличивалось и составляло 2 часа 20 минут. По прибытии самолета в «Рогачёво», часто экипажу ставилась задача на выполнение рейса- челнока в «Архангельск» и обратно в «Рогачёво». Чаще всего он выполнялся для доставки людей или груза для военторга Новой Земли, в этих полётах стал принимать участие и я, в составе экипажа самолета Ан-12, под руководством командира капитана Анатолия Лаврентьевича Квашнина.
Первые впечатления о Новой Земле были необычными и немного сказочными, на Большой Земле стоит жаркое лето, а здесь прохладно и ветрено, в расщелинах между сопок лежит снег, нет деревьев и кустов. Погода в течение дня менялась несколько раз: солнце периодически появлялось и скрывалось за низкую облачность с моросящим мелким дождём. Удивительным было и то, что был построен достойный аэродром, на котором базировался авиационный полк 4-ой дивизии ПВО (самолёты Як-28 с велосипедным шасси, в дальнейшем он был перевооружён на новейшие самолёты Су-27) и вертолётная эскадрилья Морской авиации ВМФ (вертолёты Ми-6, Ми-8).
Прилетая, ходил иногда по территории военных городков и удивлялся, в продуктовых и промтоварных магазинах «Рогачёво» и «Белушки» продавались продукты и товары, которых на Большой Земле в продаже не было. Снабжение в конце 70-х, начале 80-х годов на ядерном полигоне, было на высшем уровне. Государство заботилось о тех, кто жил, служил и создавал ядерный щит в суровых условиях Заполярья.
Командир капитан Квашнин А.Л., помощник командира лейтенант Снежко А.Н., штурман старший лейтенант Пьянков В.А., бортовой техник по АДО старший лейтенант Алексеенко А.Н.,воздушный радист прапорщик Крылов Е.И.
Мне повезло, что службу я начинал в экипаже капитана А.Л. Квашнина, это был хороший командир, у которого многому можно было научиться, что я и делал с большим удовольствием.
В соответствие с исторической справкой, 327 отдельный транспортный авиационный полк (ОТАП), в котором начиналась моя офицерская служба, был создан в 1942 году как 65 отдельный авиационный полк специального назначения ВВС ВМФ с базированием в Измаилове.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов экипажи самолетов полка, осуществляли операции по ленд-лизу и выполняли боевые задачи, связанные с перевозкой личного состава и боевой техники действующей армии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1944 года полк был награжден орденом Красного Знамени.
В 1957 году полк был переименован в 277 отдельную Краснознаменную транспортную авиационную эскадрилью Военно-морского флота. А в 1959 году был переведен на новый аэродром в Остафьево, в 1963 году был переформирован в 327 отдельный транспортный авиационный полк. В его состав вошла транспортная эскадрилья самолетов АН-12, прибывшая с Новой Земли. Полк стал оснащаться новыми самолетами ЛИ-2, ИЛ-14, ИЛ-12 и современными АН-12, АН-24, АН-26 и Ан-72, экипажам которых ставились различные ответственные государственные задачи.
Ветераны и гости 327 ОТАП у самолёта Ан-12 № 70
В июне 2002 года на 60-ю годовщину создания 327 отдельного транспортного авиационного полка собрались ветераны и гости, у единственно сохранившегося самолета Ан-12 номер 70. Так называемая «перестройка» прошлась и по военно-транспортной авиации, к концу XX столетия, все самолеты были проданы, полк прекратил свое существование, напоминанием о нашем времени, остался стоять военно-транспортный самолет Ан-12, на котором нам пришлось часто летать на острова Новой Земли.
Военный аэродром «Остафьево», где базировался наш 327 ОТАП, был создан в 1934 году как аэродром НКВД СССР, позднее был передан Министерству обороны страны. С начала 1940 года, аэродром использовался и как аэропорт, с которого выполнялись регулярные рейсы по Советскому Союзу самолетами Ли-2. Если посмотреть немного раньше в историю, то узнаем, что связь с воздухоплаванием поместье Остафьево получило еще в 1803 году, когда на него приземлился воздушный шар с первой воздухоплавательницей России княгиней П.Ю.Гагариной.
Под руководством Анатолия Лаврентьевича я начал успешно осваивать новую должность и театр, где проходили полеты. Не всегда они выполнялись по графику, свои коррективы вносили опасные для авиации погодные явления: туманы, снегопады, обледенения, метели, снежные бураны, сильный боковой ветер и др. Погода по маршруту перелета, особенно в осенне-зимний период менялась очень быстро, часто не оправдывая прогноз метеорологов. Больше всего приходилось учитывать состояние погоды на Новой Земле, находясь на аэродромах «Остафьево», «Лахта», «Архангельск», иногда по 2-3-4 суток ждали погоды для вылета на аэродром «Рогачёво» или из «Рогачёво» на Большую землю. Приходилось учиться, спокойно переносить время ожидания летной погоды, вырабатывать необходимое качество летчика – терпение. И очень внимательно изучать и слушать рассказы ветеранов об особенностях формирования погоды по маршруту полета.
Новая Земля на карте России
Новая Земля — архипелаг в Северном Ледовитом океане, состоящий из двух больших островов — Северного и Южного, разделенных проливом Маточкин Шар. Острова расположены в Арктическом Бассейне между двух морей Баренцевым (теплым) и Карским (холодным) оба моря относятся к арктической климатической зоне. Южная оконечность Новой Земли — мыс Меньшикова находиться на широте 70 град. 30 мин. С.Ш, северная часть — мыс Желания на широте 77 град.С Ш. Общая площадь островов — 81300 кв. км. протяженность — 928 км. ширина наибольшая — 144 километра (минимальная – 32).
Невысокие горы и возвышенности материка расположены по побережью Баренцева моря, ширина их полосы изменяется. Наивысшая вершина Южного острова имеет отметку 1342 метра, располагается на траверзе среднего течения реки Чиракина.
Морской арктический климат материка характеризуется неустойчивой, циклонической погодой, ураганными ветрами, резкими температурными колебаниями, значительным количеством выпадающих осадков. В течение года наблюдается более 260 суток с осадками. Наибольшее их число 8-10 в месяц, приходится на осенне-зимний период. Это время характеризуется развитием циклонической деятельности, основное направление движения траекторий циклонов с запада и юго-запада на северо-восток. Характерными чертами климатических условий, являются большая влажность воздуха, почти постоянно пасмурное небо, частые и довольно обильные осадки, густые туманы и сильные ветры, сопровождающиеся метелями.
Влияние на климат Новой Земли оказывает: высокоширотное географическое положение, долгая полярная ночь, малое количество солнечного тепла, воздействие Нордкапской ветви теплого течения Гольфстрим, циклоническая деятельность в течение года. Помимо этих факторов большое влияние на формирование климата оказывают различия теплового режима омывающих острова морей и рельеф.
Особого контроля и учета при планировании полетов требовала, часто развивающаяся «Новоземельская бора», которая оказывала существенное влияние на общий характер метеорологических условий района. Ее возникновение обуславливалось наличием горного хребта, вытянутого с юга-юго-запада на север-северо-восток вдоль материка. Характерными признаками «Новоземельской боры» на западном побережье является сильный порывистый и очень холодный ветер, северо-восточного или юго-восточного направлений. На восточном побережье ветры западного или северо-западного направления, у берега нередко достигает силы урагана и ослабевает с удалением от берега. Горный хребет южного острова, где осуществляются полеты военно-транспортной авиации, способствовал увеличению скорости ветра на подветренной стороне. При восточном ветре на наветренной стороне хребта происходит накопление воздуха, который, при переваливании через него, приводит к обвалам воздуха, сопровождающимся сильным порывистым ветром, скорость которого доходит до 35-40, а иногда 45 и более метров в секунду. Наибольшая повторяемость такой погоды на Новой Земле, отмечается в ноябре-апреле месяцах, бывает продолжительностью 10 суток и более. Во время ее возникновения весь видимый воздух наполнен густым снегом и напоминает курящийся дым. Видимость в этих случаях часто доходит до ее полного отсутствия. Такие бури опасны для авиации, людей и техники, требуют предусмотрительности и осторожности при передвижении в случае крайней необходимости.
В конце мая 1983 года два экипажа самолетов Ан-12 командиры майор Квашнин А.Л. и капитан Ижутов В.Н. неделю не могли вылететь из «Рогачёво» из-за ураганного ветра. При ясном голубом небе, сильнейший ветер дул с востока (с Карского моря) силой 30-35 м/сек, иногда с усилением до 50 м/сек. (в этот период, на аэродроме была зафиксирована, максимальная скорость ветра — 51 м/сек).
Несмотря на суровые природно-климатические условия, животный мир архипелага богат и разнообразен. Наибольшим богатством и разнообразием животного мира отличаются побережья, где концентрируются лежбища морского зверя и знаменитые птичьи базары.
Фауна островов включает в свой состав 125 видов птиц и 41 вид млекопитающих. Не смотря, на короткое и холодное лето на острова прилетают на гнездовья гуси, гаги, чайки, кайры, чистики, лебеди и другие птицы. Это постепенно я узнал, летая на Новую Землю и во время ожиданий хорошей погоды на аэродромах.
Хорошая лётная и штурманская подготовка под руководством первого командира экипажа А.Н.Квашнина, штурмана В.А.Пьянкова, под руководством опытных командиров и штурманов: Е.М. Михайлова, Г.Р. Петросяна, А.Н. Беленкова, А.Р. Симанова, В.И. Базванова, А.М. Маскова, Ю.И. Коршикова, В.А. Пентюхова, П.Л. Шевченко, Ю.А. Соколова, В.М. Кириленко, Н.Н. Гембаря, Г.Н. Бударина, А.Г.Тищенко, А.Н. Варуши, с которыми неоднократно летал в одной кабине самолёта, позволила мне более десяти лет без лётных происшествий летать командиром военно-транспортного самолета Ан-12 в суровых условиях Заполярья.
Вид военного городка «Белушья Губа» с воздуха
Вспоминаю, как приятно было улетать из «Рогачёво» домой в «Остафьево», после выполнения всех запланированных рейсов, тем более, что перелёт обычно выполнялся напрямую — 3 часа 50 минут от взлёта до посадки. Рядовые экипажи старались прилетать домой в субботу, чтобы начальник штаба эскадрильи на выходные не определил в наряд или на дежурство и чтобы была возможность побыть дома в семье. Специфика службы и работы экипажей транспортной авиации такова, что очень много времени приходилось находиться в отрыве от семьи. Связи с домом почти не было, что происходит в семье – неизвестно. Только в экстренных случаях оперативно-диспетчерская служба могла дозвониться до экипажа и довести необходимую информацию.
Остафьево, у здания штаба полка. Впереди: старший лейтенант Ильин О.В., подполковник Беленков А.Н., майор Квашнин А.Л., на дальнем плане: старший лейтенант Рекимчук В.М., капитан Снежко А.Н.
В качестве командира экипажа самолета Ан-12 полёты на Новую Землю я начал осуществлять с лета 1986 года. Дел стало еще больше, ответственность на порядок выше, чем была ранее на должности помощника командира корабля. Летал в различных условиях днём и ночью, летом и зимой.
У самолета — аэропорт «Рогачёво».
Бортовой инженер капитан Липовенко С.Н., командир экипажа майор Снежко А.Н., воздушный стрелок Решетников С.А.
Иногда, после выполнения захода и посадки в сложнейших метеоусловиях, от перенапряжения прошибало потом от головы до поясницы. При выполнении захода и посадки командир экипажа всегда решает задачу с 7-ью неизвестными величинами, которые постоянно и ежесекундно меняются. По приборам (вне видимости земли и ВПП) управляет самолётом в 3-ёх плоскостях посредством штурвала, педалей и триммеров, принимает команды от РП и РСП, принимает команды от штурмана, управляет режимом работы 4-ёх двигателей, руководит работой экипажа, отдавая соответствующие команды. Установив визуальный контакт, с ВПП, дело чести командира – выполнить мягкую посадку и удержать самолёт на осевой линии ВПП (особенно при сильном боковом ветре).
Командир авиационного отряда майор Снежко А.Н. за штурвалом самолёта, 1990 год
Кроме полётов на Новую Землю, по планам Главного Штаба ВМФ и Управления Командующего Морской авиации, экипажи Ан-12 летали по всему бывшему Советскому Союзу, выполняли перелёты на Дальний Восток (Владивосток, Сов.Гавань, Камчатку). Экипажи выполняли специальные задания за рубежом, с перелетами, посадками и пребыванием на аэродромах государств: Пакистана, Индии, Йемена, Эфиопии, Сомали, Танзании, Мозамбика, Сирии, Венгрии, Алжира, Гвинеи и Анголы. При перелетах приходилось встречаться в воздухе с самолетами ВМС США, в 80-ые годы прошлого века американцы нас уважали, встречали, долго сопровождали, улетая, вежливо прощались.
Сопровождение при перелете палубной авиацией ВМС США, пара самолётов А-7 «Корсар-2»
Эти полёты, были очень важными и ответственными, с большими физическими, моральными и психологическими нагрузками на экипажи. Экипажи с честью выдерживали все испытания, с высоким чувством ответственности решали поставленные командованием задачи.
Экипаж Ан-12 снова в полет по плану командования
К большому сожалению, во время службы были у нас и трагические потери. В декабре 1972 года в Алжире погиб экипаж командира авиационного полка полковника П.Н. Козинова. При подходе к аэропорту «Алжир», на снижении в облаках, самолёт столкнулся с горой. Экипаж похоронен в братской могиле на кладбище в «Остафьево». В августе 1984 года, после выполнения специального задания, возвращаясь на базовый аэродром, погиб экипаж командира авиационного отряда майора В.С. Подскребаева. На борту находилось ещё два экипажа самолётов Ил-38 (противолодочная авиация БФ, базировалась в то время на аэродроме «Скульте» г. Рига). Взлетев из аэропорта Карачи (Пакистан), в наборе высоты, в районе города Навабшах (Пакистан) самолёт попал в сильную грозовую деятельность, градом были разбиты соты маслорадиаторов на двигателях. Для предотвращения пожара, экипаж двигатели выключил и приступил к экстренному снижению в густых облаках. В сильных ливневых осадках, при ограниченной видимости произошло столкновение самолёта с земной поверхностью. Экипаж Ан-12 похоронен в братской могиле на кладбище в «Остафьево». До настоящего времени ношу боль в сердце об этих замечательных людях и моих товарищах.
При всех многочисленных полётных заданиях, полёты на Новую Землю, были основными для экипажей Ан-12. Матушка «Новая Земля», несмотря на все внезапно возникающие опасные явления погоды, в основном была к нашим экипажам благосклонна, позволяла иногда принимать и выпускать самолёты в сложнейших погодных условиях. В таких случаях большой груз ответственности ложился на командиров экипажей и группу руководства полётами. В «Рогачёво» в феврале 1978 года при заходе на посадку ночью, в сложных метеоусловиях (при ветровой болтанке, в снежном заряде с ограниченной видимостью, заход выполнялся с северной стороны аэродрома) произошла авария самолёта Ан-12, командиром экипажа был командир авиационного отряда майор Тамилов. Самолёт столкнулся с землёй (плотным снежным настом) на удалении 2 километра от начала ВПП, «упал» с высоты 150 метров на скорости 270 км/час. Экипаж и пассажиры – все остались живы, самолёт разрушился.
После расследования аварии, комиссия пришла к выводу, что экипаж оказался в условиях, которые раньше в истории авиации были мало изучены. Такое явление, как «сдвиг ветра», рассматривалось раньше только в горизонтальной плоскости, – это резкое изменение ветра по силе и по направлению, иногда на 180 градусов. А вот «сдвиг ветра» в вертикальной плоскости нигде не рассматривался. В «Рогачёво» существует важная особенность в заходе на посадку при сильном восточном ветре. Восточный ветер с Карского моря огибает гряду сопок и меняется по силе и по направлению в вертикальной плоскости, появляются завихрения, образуются восходящие и нисходящие потоки — «жгуты». Они очень опасны у земли на предельно-малых высотах. Самолёт Ан-12 при заходе на посадку на глиссаде снижения попал в такой поток — «воздушный жгут», его просто за секунды прижало к земле, что привело к аварии. В дальнейшем при перелетах и заходе на посадку в таких условиях, экипажи выдерживали строго глиссаду снижения и обеспечивали запас скорости самолёту для вывода его из внезапного, нерасчётного снижения и ухода на запасной аэродром.
5 марта 1991 года на аэродроме «Лахта» командир АЭ подполковник А.Л.Квашнин, выполнял взлет с максимальным весом для перелёта на «Рогачёво». Взлёт не получился, так как на ВПП в момент начала разбега у самолёта подломилась правая стойка шасси. Все, кто был на борту, родились «в рубашках», каждый год экипаж и пассажиры отмечают второй день рождения. После расследования комиссия выявила причину: усталость металла. В дальнейшем самолёт был восстановлен и отправлен на АРЗ в город Таганрог. Перегонку самолёта выполняли лётчики-испытатели.
Взлёт Ан-12 не получился, в момент начала разбега подломилась правая стойка шасси
Когда появляется относительно свободное время, рассматриваю фотографии и вспоминаю. В начале службы, мне было, у кого учиться, с кого брать пример и с кем посоветоваться, в случае возникшего сомнения, всегда в трудной ситуации помогало летное братство и взаимовыручка. Сегодня, собравшись вместе, мы вспоминаем и гордимся тем, что и наш небольшой лётный вклад есть в создании надежного ядерного щита нашей Родины. Я говорю, спасибо всем кто учил меня, помогал и оказывал поддержку в трудных ситуациях, это мои командиры и товарищи по службе и в жизни.
18 августа 1987 года 1-ая авиационная эскадрилья 327 ОТАП
На фотографии лётный и технический состав эскадрильи, отважные ребята, те кто в 70-80-90 годы прошлого XX века с честью выполнял все поставленные задачи. Слава Вам Парни и низкий поклон Вашим Семьям.
Ветераны 327 ОТАП. Сидят: Соколов Ю.А., Симанов А.Р., Михайлов Е.М., стоят: Дорофеев В.А., Квашнин А.Л., Снежко А.Н., Бережной В.И., Рекимчук В.М., Ижутов В.Н., Фомин В.А.
Ветераны 327 отдельного транспортного авиационного полка: штурман АЭ подполковник Соколов Ю.А., командир АП полковник Симанов А.Р., заместитель командира полка полковник Михайлов Е.М., врач авиационного полка капитан медицинской службы Дорофеев В.А., командир авиационной эскадрильи подполковник Квашнин А.Л., командир АО подполковник Снежко А.Н., заместитеь командира полка подполковник Бережной В.И., штурман полка майор Рекимчук В.М., заместитель командира АЭ подполковник Ижутов В.Н., заместитель командира АЭ по воспитательной работе майор Фомин В.А.
Это люди, которые внесли свой достойный вклад в создание ядерного щита нашей Родины, благодаря этому мы семьдесят лет живем без войны и отметили 70-ю ГОДОВЩИНУ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.
Когда появляется возможность, я с большим удовольствием встречаюсь со своими однополчанами, которые много раз летали на Новую Землю.
Однополчане. Сидят капитан Марков В., прапорщик Леушин О., стоят: капитаны Миганов Н., Шайхутдинов Г., майор Горшков А., подполковник Снежко А., майор Сыщиков С., старший прапорщик Аверин А., майор Кириленко В.М.
Командир АО подполковник Снежко А.Н., зам. командира АЭ подполковник Ижутов В.Н.
Зам. командира АЭ подполковник Ижутов В.Н., командир АО подполковник Снежко А.Н., штурман АП Ракитянский М.А., штурман АП м-р Рекимчук В.М
За многие годы военно-транспортными самолётами Ан-12 1-ой авиационной эскадрильи 327 ОТАП перевезены на Новую Землю и обратно на Большую землю тысячи пассажиров, тысячи тонн различных грузов, десятки спец. изделий для испытаний. Новая Земля, благодаря замечательным людям, которые там служат, работают и живут, для экипажей была вторым домом, вторым гарнизоном для службы. У экипажей, летавших на землю наших предков, Новую Землю сложились со всеми хорошие, добрые отношения.
Поэтому добрыми словами и с благодарностью Новоземельцы и сегодня вспоминают экипажи военно-транспортных самолётов АН-12, которые в разные годы летали и обеспечивали жителей Новой Земли.
Командиров авиационного полка и заместителей: полковника Базванова В.И. (летал на Новую Землю более 10 лет), полковника Симанова А.Р. (летал на Новую Землю более 20 лет), полковника Новожилов Ю.А., полковника Михайлова Е.М., полковника Шевченко П.Л., подполковника Пентюхова В.А.; заместителя командира полка по безопасности полётов подполковника Маскова А.Р. (летал на Новую Землю более 20 лет).
Заслуженный военный специалист ВС СССР полковник Базванов Владимир Иванович
Командиров авиационной эскадрильи и заместителей: подполковника Беленкова А.Н., подполковника Квашнина А.Л. (летал на Новую Землю — 20 лет), подполковника Демихова А.П.; заместителей командира авиационной эскадрильи подполковника Петросян Г.Р. (в 60-е годы служил на Новой Земле, летал в то время на самолётах Ан-2), подполковника Ижутова В.Н. (летал на Новую Землю — 16 лет).
Командиров авиационных отрядов и заместителей: майора Стольникова А.И., майора Боярского В.А., майора Подскребаева В.С., майора Коршикова Ю.И. (летал на Новую Землю 20 лет), подполковника Снежко А.Н. (летал на Новую Землю 18 лет).
Командиров экипажей: майора Домрачева Н.В., капитана Кузнецова А.С, майора Чуносов М.И. (летал на Новую Землю 15 лет).
Моя служба проходила большую часть времени вместе или рядом с моим первым командиром экипажа самолета Ан-12 Квашниным Анатолием Лаврентьевичем, о чем напоминают, оставшиеся фотографии и воспоминания.
Командир АЭ подполковник Квашнин А.Л., зам. командира АП по безопасности полётов подполковник Масков А.М., командир АО майор Коршиков Ю.И., командир АО майор Снежко А.Н.
На помещенной фотографии люди, посвятившие большую часть своей жизнь военной транспортной авиации и Новой Земле. Подполковник А.Л.Квашнин, летал на Новую Землю 20 лет с 1975 по 1994 год, подполковник А.М.Максаков летал более 20 лет, майор Ю.И.Коршиков более 20 лет (с 1973 по 1992 год), подполковник А.Н.Снежко 18 лет (с 1979 по 1996 год).
Встречаясь с однополчанами, сослуживцами по Центральному ядерному полигону, мы всегда передаем наш низкий поклон и слова благодарности Новоземельцам: начальникам, командирам, всем служившим и работающим на Новой Земле, за то, что всегда с уважением, добротой и радушием относились к прилетающим экипажам. Давали пищу, обеспечивали жильем, создавали уют и комфорт, в суровых условиях Севера.
Оставшиеся хорошие воспоминания о Новой Земле ее людях заставляют вспоминать и искать возможности встретиться. Узнав о создании в Москве Межрегиональной общественной организации «Московский союз новоземельцев», вступил в эту организацию. Сегодня я имею возможность не только встречаться, общаться и вспоминать вместе с новоземельцами, прекрасное время нашей молодости, совместные дела по созданию ядерного щита Родины. Имею возможность оказать ветеранам-новоземельцам при необходимости помощь и поддержку.
Встреча с новоземельцами на годовой Конференции МСН