Председатель ОС города Шарья МОО МСН Ю.В. Кокоулин
Родился 29 октября 1955 года, в семье ветерана Великой Отечественной войны в деревне Носково Пыщугского района Костромской области. Спустя некоторое время наша семья переехала в районный центр-село Пыщуг, где прошли мои детство и юность.
Зима в деревне Носково Пыщугского района
Деревня Носково, где я родился, расположена в северо-восточной части Костромской области, более чем в 400-х километрах от областного центра. Родная деревня небольшая по территории, с населением менее 200 человек. Село Пыщуг-административный центр Пыщугского района, на реке Пыщуг (приток Ветлуги). Расположено в 365 км к северо-востоку от областного центра Костромы. До ближайшей железнодорожной станции в городе Шарье -64 км.
Одна из центральных улиц Пыщуга названа в честь уроженца села адмирала Виталия Алексеевича Фокина. В доме родителей В.А. Фокина сейчас располагается краеведческий музей.
Дом-музей адмирала В. А. Фокина
Любимый мною город Кострома расположен на реке Волге, является административным центром нашей Костромской области и речным портом. Площадь города составляет 144,5 км², население около 340 тыс. человек.
Город и порт на реке Волге Кострома
Мой отец офицер, лейтенант Кокоулин Виталий Ефимович, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. После окончания Пуховичского военного пехотного училища, воевал на Центральном фронте в должности командира стрелкового взвода, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени. Был тяжело ранен, и после длительного лечения в госпитале уволен с военной службы по инвалидности. Моя мама, Кокоулина Лидия Кирилловна, служащая.
Юрий с отцом Виталием Ефимовичем
Как и все мальчишки, рожденные после войны, всегда хотел стать военным, но армейским. Моря никогда не видел. После окончания школы поступил в спецгруппу Костромского медицинского училища, в которой готовили юношей-медиков для службы в Вооруженных Силах. После окончания медицинского училища в 1975 году, вместе с дипломом получил повестку о призыве в пограничные войска. Но в армию не призвали.
Тогда я написал письмо Министру обороны маршалу А.А. Гречко с просьбой призвать меня в армию. Через некоторое время позвонил районный военный комиссар и сказал, что получен ответ, мое письмо рассмотрено, пришла целевая разнарядка, меня призовут служить на три года в Военно-морской флот. Много позже выяснилось, что у главного врача больницы, где я работал, была договоренность с военным комиссаром не призывать меня, так как я успешно работал фельдшером «скорой медицинской помощи».
Так в мае 1976 года я оказался в Кронштадте, где состоялось мое первое знакомство с военным флотом и первым морским городом, который строился создателем флота России Петром I, в начале восемнадцатого столетия. Больше всего меня поразил своим видом, величием и красотой Кронштадтский Морской собор.
Кронштадтский Морской собор
Строительство Морского собора задумывалось еще в июле 1722 года Петром Великим, но заложен собор был почти через два столетия, 21.05.1903 года в присутствии императорской семьи. Освещен построенный храм 23 июня 1913 года. По словам вице-адмирала Н.И. Казнакова: «Храм должен был быть памятником чинам флота, чтобы, входя в него, они не только слышали слово Божие, но и читали на стенах его всю историю…».
Корабельная служба моя, начиналась в 166 бригаде учебных кораблей. В состав бригады входили корабли «Смольный», «Перекоп», «Ока», «Луга», они обеспечивали морскую практику курсантов Высших Военно-морских учебных заведений. На этих кораблях, особенно во время походов, было интересно служить, на берег меня не тянуло.
Корабли бригады часто и много ходили, поэтому в походах за время службы, я увидел и многое узнал о Польше, ГДР, Франции, Италии, Югославии, Кубы, Колумбии. Ходили вокруг Скандинавии без захода в иностранные порты.
Учебный корабль «Смольный» средняя гавань Кронштадт
Учебные корабли проекта 887 или типа «Смольный»- специальные корабли для прохождения морской практики курсантами Военно-Морских училищ ВМФ. «Смольный» водоизмещение 6120-7270 тонн, длина- 138,0 метров, ширина- 17,2 метра, осадка – 5,5 метра. Скорость максимальная — 20,0 узлов. Автономность – 40 суток. Дальность — 9000 миль (14,0 узлов). Экипаж – 132 человека.
За время службы у меня появился опыт работы в Военно-морской медицине. 18 января 1980 года я получил выписку из приказа командующего Северным флотом и предписание о назначении в войсковую часть 51278 г. Архангельск-55. О том, что эта часть находится на Новой Земле, знали только родители и самые близкие родственники. 21 января в 8 часов утра прибыл на аэродром Остафьево в Подмосковье.
Острова Новой Земли на карте
В 9 часов утра самолет военно-транспортной авиации АН-12 взлетел и взял курс на Новую Землю, командиром борта был майор А.М. Мелконян. После дозаправки в аэропорту Васьково, около 17 часов приземлились в Рогачево.
Военно-транспортный самолет Ан-12 аэродром Рогачево
На аэродроме меня встретил прапорщик на ЗИЛ-130 с утепленным «кунгом», доехали быстро, по пути видел знак Белушьей Губы и госпиталь. В военном городке Белушья Губа, разместился в 5-й гостинице в 518 номере, соседом был майор из Спецстроя. На следующий день был представлен командиру части капитану 1 ранга Владимиру Михайловичу Камышанскому, получил военную форму и черный полушубок с нитропокрытием. С этого началась моя служба в должности начальника медицинского пункта войсковой части 51278 (РТБ) Северного флота. Часть располагалась в трех километрах от Белушьей Губы, на другой стороне полуострова, автономно, со своей котельной. Это была РТБ, которая напрямую подчинялась 6 отделу Северного флота, и была частью постоянной боевой готовности. Территория части была обнесена рядами колючей проволоки. Существовал жесткий пропускной режим на территорию и внутри территории части. Взвод охраны, вооруженный, что называется до зубов (автоматы, ручные гранатометы, противотанковые гранатометы, снайперские винтовки и т.д.) охранял техническую территорию, на которой находилось хранилище ядерных боеприпасов, гаражи с автомобилями для транспортировки «изделий» и другие объекты. Личный состав делился на основное-работающее с ядерными боеприпасами, и обеспечивающие подразделения.
У меня был накоплен определенный опыт службы в корабельной военно-морской медицине, здесь в РТБ, предстояло набираться опыта в береговой части, к тому же, в условиях ядерного полигона Арктики, на Южном острове Новой Земли. По специальности, наша медицинская служба РТБ замыкалась на поликлинику и военно-морской госпиталь полигона. Медицинский пункт части находился на третьем этаже казармы, с помещениями приемного кабинета, процедурной и изолятора.
Мичман медицинской службы РТБ Ю. В. Кокоулин Новая Земля
На новом месте службы пришлось осваивать, не только новые обязанности, но и новые условия жизни, связанные в первую очередь с природно- климатическими условиями Арктики. В первую очередь, это низкие температуры, сильные штормовые ветры, часто переходящие в «Варианты», полярная ночь и еще много чего, что мне было не известно до прибытия на Южный остров ядерного полигона Новой Земли.
Свои обязанности я выполнял в соответствии с «Руководством по медицинскому обеспечению СА и ВМФ СССР» и другими руководящими документами: диспансеризация командного состава части, профилактика заболеваемости и травматизма среди матросов и офицеров, вакцинация личного состава, лечение заболевших, контроль за качеством и калорийностью питания личного состава, витаминизация рациона, профилактика отморожений, обучение личного состава оказанию медицинской помощи, составление заявок на медицинское имущество, проверка санитарного состояния объектов части и т.д. Особое внимание уделялось физическому и психическому состоянию личного состава караула, ежедневно заступавшего на охрану технической территории с хранилищем ядерных боеприпасов и специальной техники. Важными особенностями службы в этой части были частые учебные тревоги. Отлучаясь из дома, требовалось оставлять записку с указанием местонахождения.
Медицинские работники всех частей гарнизона, военно-морских и армейских, и я в том числе, 3-4 раза в месяц несли дежурства по «скорой помощи» в приемном отделении госпиталя. В распоряжение дежурного «скорой помощи» выделялась укладка с медикаментами в летнее время старенький «УАЗ», зимой ГТС. Зимой, во время вьюги, чтобы преодолеть снежные заносы и переметы, ездили на вызовы на гусеничном тягаче.
Зима и снова «Вариант №…»
Поскольку у тягача низкая посадка, во время движения за стеклом видна только белая пелена, приходилось до поселка идти впереди, показывать дорогу водителю. Вслепую можно съехать с бетонки, заблудиться и замерзнуть. В общем, были обычные дежурства, но в экстремальных условиях Арктики.
Навсегда останется в памяти авария на водоподъеме. К ликвидации аварии был привлечен личный состав многих частей гарнизона. Был усилен санитарно-эпидемиологический режим. В своей части я проводил работу по профилактике кишечных инфекций среди рядового и командного состава, хлорирование питьевой воды в цистернах, что имело положительные результаты-вспышек кишечных инфекций не было.
Во время службы на Новой Земле я всегда получал поддержку командиров своей части капитанов 1 ранга Владимира Михайловича Камышанского, Виктора Андреевича Глущенко и Николая Михайловича Тараско, начальника штаба капитана 2 ранга Игоря Павловича Ослина, за что им и сегодня благодарен.
В Арктике судьба свела меня с замечательными людьми, ставшими моими друзьями на всю жизнь, с которыми поддерживаю связь спустя многие годы после окончания службы. Мы считаем, что на ядерном полигоне Новой Земли прошли наши лучшие годы и не жалеем об этом. За годы службы с помощью сослуживцев и товарищей освоился в суровых условьях Севера, познакомился с животным миром и природой.
Фотографии из альбома напоминают о Новой Земле
Неожиданно близко пришлось увидеть хозяина Новой Земли белого медведя, сказать, что этой встрече я был рад, не могу.
Белый медведь на Новой Земле
На Новой Земле я прослужил более одиннадцати лет, с января 1980 года по май 1991 года, за это время привык и прирос к Арктике, появилось много знакомых по службе и друзей.
В президиуме на торжественном собрании личного состава (справа)
Как память о том времени службы, храню фотографии, они позволяют вспомнить. Наша часть не принимала участия в подготовке и проведении ядерных испытаний, но из разговоров знал многое о подготовке и проведении ядерных экспериментов на ядерном полигоне.
Командный состав части 90-х годов XX столетия
После увольнения в запас я убыл на родину, в село Пыщуг Костромской области, расположенное на берегу реки Пыщуг. Работал дерматовенерологом в центральной районной больнице.
Постепенно осмотрелся и решил заняться общественной работой, в 2004 году создал Клуб юных моряков в средней школе и общественную организацию «Клуб военных моряков», которые возглавлял до 2009 года.
От контр-адмирала Н.В.Зеленина узнал, что в Москве создана Межрегиональная общественная организация «Московский союз новоземельцев». В 2007 году встретился с вице-адмиралом В.С. Ярыгиным, написал заявление и стал членом МОО МСН.
На ежегодной Конференции МОО МСН
В 2009 году, в связи с проводимой оптимизацией здравоохранения в области моя должность была сокращена, и я переехал работать в соседний город Шарью.
Стелла города Шарья
Город Шарья является городским округом областного подчинения, промышленным и культурным центром северо-востока Костромской области. Город расположен на левом низменном берегу реки Ветлуга и занимает территорию 2530 гектаров, население около сорока тысяч человек.
В Шарье вместе с энтузиастами создал общественную организацию «Морское собрание города Шарьи Костромской области»,которой руководил до 2014 года, и с 2009 года по 2014 год руководил клубом юных моряков в средней школе №2 имени старшего матроса Леонида Рябинина.
За большой личный вклад в работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации отмечен: медалью «Патриот России» и Почетной грамотой Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации, Почетной грамотой президента Международной ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников адмирала Г.А. Сучкова.
5 февраля 2014 года по желанию ветеранов- новоземельцев, живущих в Шарье, по согласованию с МОО МСН, была создана общественная организация «Союз новоземельцев города Шарьи», которая является Костромским отделением МОО МСН. Являюсь Председателем ОС объединенного совета организации, в которой 20 членов. В составе организации новоземельцы, надводники, подводники, ветераны Советской Армии в звании от матроса до старших офицеров. Опытом своей работы не раз делился с членами МОО МСН города Москвы. О нашей работе делюсь на годовых Конференциях с членами МОО МСН.
Делюсь опытом работы на годовой Конференции МОО МСН
Созданный ОС «Союза новоземельцев города Шарьи», работает в тесном контакте с коллективом средней школой №21, которую окончил физик-ядерщик Юрий Николаевич Смирнов, один из создателей термоядерной бомбы, испытанной на Новой Земле 30 октября 1961 года. Он посмертно зачислен в ОС «Союза новоземельцев города Шарьи». Членами нашей организации большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию, были открыты две мемориальные доски на домах умерших военнослужащих новоземельцев- ветеранов подразделений особого риска: в городе Шарье и селе Одоевском Шарьинского района. Открыт памятник физику-ядерщику Юрию Николаевичу Смирнову, прах которого был захоронен в Шарье.
3 июля 2016 года членами Шарьинской организации новоземельцев было проведено мероприятие, посвященное сорокалетию подвига старшего матроса Л.В. Рябинина, посмертно награжденного Орденом Мужества. К этой дате была учреждена и выпущена памятная медаль «Леонид Рябинин».
На годовой конференции в 2016 году работа нашей организации была отмечена в докладе Председателя МОО МСН как одна из лучших, а я был награжден памятным знаком.
Удостоверение к памятному знаку о награждении Ю.В. Кокоулина
29 октября 2017 года, накануне 321-й годовщины Военно-Морского Флота России, членами организации города Шарьи впервые была проведена патриотическая акция «Бессмертный флот России». Много внимания членами нашей организации уделяется изучению истории нашей Великой страны, связанной с флотом и ветеранами-новоземельцами.
На ежегодной Конференции с Председателем МОО МСН
На ежегодной Конференции с ветеранами, членами МОО МСН
Много времени прошло с момента моего убытия с Новой Земли, но она и до настоящего времени приходит ко мне во снах, вместе с сослуживцами и товарищами. Иногда я еще продолжаю показывать путь ГТС, стоя на ветру занесенной снегом дороге.