«О личной славе не тщусь,
Слава Отечества превыше всего»!
Император России Петр Великий (1672-1725гг)
Год 2017 знаменит для народов России многими событиями, одним из наиболее значимых дней, является 9 июня, в этот день исполняется 345 лет со дня рождения, создателя военного флота, Императора России, Петра Великого, при правлении которого наша страна стала великой европейской и морской державой. Петр Великий воин-созидатель, создатель Империи и военного флота, строитель русских городов, крепостей и заводов. Петр Алексеевич царь-самоучка, ученый, первый дипломированный специалист, давший своим Высочайшим Указом официальному началу военно-морского образования и светского образования в России.
Петр I, царь-воин, вернувший стране ее могущество и величие, потерянные во время войн территории, создавший Империю, завоевавший выход в Балтийское море, «Прорубивший окно в Европу». Благодаря Петру I, его воли и настойчивости была успешно закончена, длившаяся 21 год Северная война. Под его руководством шло освоение Севера, была заложена в Соломбале Архангельска первая государственная верфь, и был построен первый корабль. Им созданы Балтийский, Азовский и Каспийский флоты. Под его руководством на кораблях готовились военные моряки, прославившие своими подвигами и великими открытиями Россию.
Императором Всероссийским Петром Великим была заложена традиция служения Отечеству, корпусом корабельных морских офицеров, прошедших через суровую школу многолетней войны на море. За 345 лет о государе Петре Великом, сказано и написано, очень много и разного. Историки и современники о Петровской эпохе писали: «Под стук топоров и грохот пушек, победное УРААА !!! Прорубалось Окно в Европу, строился военный флот, и укреплялась Империя Петра».
Для флотской общественности Петр Великий, Император Всероссийский создатель военного флота при котором Россия стала Великой морской державой. Для тех, кто ищет себя, определяет место в жизни, хочет внести свой личный вклад в защиту и процветания Отечества, жизнь и деятельность Императора России Петра Великого, достойны для примера и подражания.
Детство и юность, второй царь
Любознательность царевича Петра была замечена окружающими с детства, желание познать, сделать, понять, и постоянная самостоятельная учеба, позволили сделать многое. Стать не только Императором Всероссийским, но и первым, ученым России. Научиться проектировать и строить города, крепости и корабли, не бояться принимать ответственные решения, управлять войсками и побеждать в сухопутных и морских баталиях. Еще в юности молодой царь Петр понял, что главная сила России это её люди, они способны сделать не вероятное во имя благополучия и процветания государства, опора на русский народ позволили ему сделать многое.
За великие дела и достижения Сенат и Синод России удостоили Петра I титула «Императора Всероссийского», который был признан большинством государств Европы, Турцией и Англией, даже всегда и во всем не согласной Польшей, после его смерти.
Царевич Петр Алексеевич
В ночь на 9 июня 1672 года в Москве, Теремном дворце Кремля родился мальчик. Его отец — царь Алексей Михайлович имел 11 детей, родившийся царевич стал 12 ребенком в семье от второй жены царицы Натальи Нарышкиной. 29 июня 1672 года в день Святых Петра и Павла, мальчик был крещен, в Чудовом монастыре протопопом Андреем Савиным и наречен Петром. Через год мать Наталья Нарышкина передала сына на воспитание дворцовым нянькам.
Чудов монастырь Кремля
На четвертом году жизни Петра, со смертью отца — царя Алексея Михайловича, опекуном царевича стал крестный отец и новый Московский царь Федор Алексеевич. С пяти лет Петра начали учить грамоте, до восьми учителем Петра был дьяк Н.М.Зотов.
7 мая 1682 года царь Федор Алексеевич внезапно умер, заручившись поддержкой церкви, сторонники Нарышкиных возвели на царский престол 10-и летнего царевича Петра. Милославские родственники, умершего царя с этим были не согласны. По их призыву произошел бунт стрельцов, которых в Москве находилось более 20 тысяч человек. С криками: «Нарышкины задушили царевича Ивана», взбунтовавшиеся стрельцы двинулись к Кремлю. Попытки Нарышкиных успокоить восставших ни к чему не привели, бунт разрастался в результате, было убито, несколько сторонников Нарышкиных бояре Артамон Матвеев, Михаил Долгорукий, два брата царицы Натальи. Юный царевич Петр с матерью прятался, был сильно напуган и этот период в его жизни, остался не только в памяти, но и повлиял на его здоровье. Выборные, от взбунтовавшихся московских стрельцов, прибывшие в Кремль выдвинули требования от стрельцов, чтобы старший из братьев сын Софьи Милославской Иван признавался первым царем, а младший Петр сын Натальи Нарышкиной вторым.
25 июня 1682 год в Успенском соборе братья Иван и Петр были венчаны на царство, управление государством приняла на себя мать Ивана царица Софья Алексеевна. В музее оружейной палаты Кремля и сегодня хранится двухместный трон, изготовленный для юных царей с маленьким окошечком в спинке, через которое им подсказывали, что говорить и как вести себя во время проведения дворцовых церемоний.
Вскоре после венчания на царство мать Петра Наталья Кирилловна вместе с сыном, уехала в подмосковный дворец села Преображенского. С переездом в Подмосковье, любознательный и подвижный Петр все свободное время проводил со сверстниками на улицах сел Преображенского и Воробьева.
Село Воробьево
Он рано начал интересоваться военным делом, что поощрялось царицей Натальей Кирилловной. Из сверстников по детским играм в 1685 году, 13-и летним Петром, для детских забав, было создано «потешное войско». Вскоре одетое в иностранные кафтаны детское «потешное войско», под барабанный бой часто строем походили через Москву в село Воробьево, барабанщиком впереди шел сам царь Петр.
Форма солдат русской армии конца XVI века
В 1686 году 14-и летний Петр ввел в состав своих «потешных войск» артиллерию, для чего из Пушкарского приказа было доставлено 16 пушек. Огнестрельный мастер Федор Зоммер обучал молодого царя, его «потешных» гранатному и огнестрельному делу. Для обслуживания, содержания и использования, тяжелых орудий их установки на позициях, ведения стрельб царь Петр взял из Конюшенного приказа взрослых служителей обученных артиллерийскому делу. Их одели в мундиры иноземного покроя и назначили в «потешное войско» пушкарями. Созданное Петровское потешное войско с артиллерией стало называться Преображенским полком по месту его расквартирования в селе Преображенском под Москвой.
Речка Яуза
На берегу речки Яузы был построен «потешный военный городок» здесь были расквартированы Петровские потешные с артиллерией, крепость получила название Прешбург.
В 1686 году, на речке Яуза, появились первые суда большой шняк (длина около 10 м, ширина — 2,5 м. осадка — 0,8 м. он имел две мачты с прямым парусом, 15 пар весел, мог принять на борт до 80 человек) и струг с лодками, на которых охотно обучался морскому делу царевич Петр. Продолжая занятия по арифметике, геометрии, астрономии под руководством голландца Тиммермана, четырнадцати летний царь Петр Второй начал больше интересоваться науками, которые были связаны с кораблями и военным делом.
Поморско — новгородское парусно-гребное судно «Большой шняк»
В 1688 году в сарае дворцового села Измайлово Петр случайно нашел старый английский ботик, корабельный мастер из немецкой слободы, голландец Карштен Брант отремонтировал его, оснастил и спустил на речку Яузу.
По информации из разных источников, найденный царевичем ботик, впоследствии, названный «Дедушкой русского флота» прибыл в Россию приблизительно в 1640 году из Англии, и именовался первоначально «Святой Николай». Его размеры: длина – 6,2 м, ширина более 2,0 м, он имел прямой парус и 4-е пары весел, был вооружен 4х 1/3 фунтовыми пушками.
Ботик Петра «Дедушка русского флота»
Петр со сверстниками из села, любил кататься на ботике по Яузе и Просяному пруду на веслах и под парусом. С прибытием других судов, Петр вместе с деревенскими мальчишками, получил на них свои первые уроки хождения по воде на веслах и под парусом. Скоро речка и Просяной пруд оказались малы для маневров, многочисленных судов. Петр дал команду отправить ботик и все суда «потешной флотилии» в Переславль-Залесский на Плещеево озеро (пл. 51кв. км, дл.-9, км, шир. — 6,5 км.).
Плещеево озеро, на берегу Никитский монастырь
Позднее здесь по указанию царя, была заложена первая верфь для ремонта и строительства судов. На Плещеевом озере, под руководством Петра начинались первые «корабельные маневры и баталии», созданного им потешного флота. Это стало началом знакомства будущего Императора России с судами и флотом.
А ботик найденный Петром стал символом военного флота России. Со дня заключения со Швецией 30 августа 1721 года Нештадского мира смотр, кораблей Императором Петром Великим всегда проводился с участием в нем ботика. В 1723 году 11 августа по указанию Императора в Кронштадте был организован праздник в честь ботика, на котором он его назвал «Дедушкой русского флота». В 1761 году по проекту архитектора Александра Виски для хранения ботика был построен в Петропавловской крепости – «Ботный дом», с августа 1940 года ботик хранится в Центральном военно-морском музее.
Петр I на ботике проводит смотр кораблей
Вскоре стараниями и пожеланиями второго царя Петра у него стало два полка «Потешных», к Преображенскому прибавился полк Семеновский, расположившийся в селе Семеновское. Военный городок Прешбург расширился и превратился в настоящую крепость, с построенными казармами, плацем для строевых занятий, обучению ружейным приемам и артиллерией. Для командования полками, изучения военных наук были нужны знающие и опытные люди, таких среди русских придворных царя не было. Решить вопрос помогло знакомство Петра с Немецкой слободой и ее жителями.
Младший (второй) царь Петр
Немецкая слобода находилась рядом с селом Преображенским, молодой Петр присматривался к жизни, быту, обычаям и нравам ее жителей, часть иностранцев, слободы находилась при дворе царя. Это привело к тому, что вскоре Петр стал частым гостем в немецкой слободе, здесь произошло его знакомство с П.Гордоном и Ф.Лефортом, будущими его сподвижниками. Зная о походах и вечеринках Петра в слободе, мать Наталья Кирилловна, относилась к этому отрицательно, для прекращения вечерних посещений сына, решила его женить, 27 января 1689 года состоялась свадьба 17-и летнего царя Петра с Евдокией Лопухиной. От первого брака у Петра родилось два сына Алексей и Александр.
Активность, подрастающего царя Петра тревожила, находящуюся у власти царицу Софью, она вначале вынашивала план его свержения и своего коронования, но против этого категорически выступила церковь. Постепенно действия царицы переросла в неприязнь к Петру, что привело в дальнейшем к конфликту. Первый, серьезный конфликт произошел в праздник Казанской иконы Богоматери в июле 1689 года, при совершении крестного хода из Кремля в Казанский собор, Софья нарушила требование Петра. С августа этого года в Кремле начали происходить решающие события, их инициатором чаще была царица Софья, но победу одержал Петр.
Победу в борьбе за трон, Второй царь смог одержать благодаря, преданному ему стрелецкому полку во главе с полковником Лаврентием Сухаревым, который размещался на северо-востоке Москвы и двум его хорошо обученным «потешным» полкам с артиллерией. Результатом стало отстранение царицы Софьи от престола и заключение её в Новодевичий монастырь под строгий присмотр. Старший брат Петра, Первый царь Иван встретил Петра в Успенском соборе, он отказался от царствования и передал символы власти.
Вступление на царство
В 17-и летнем возрасте в октябре 1689 года второй царь Петр занял царский престол и стал именоваться «Петром – Первым». Деятельность молодого царя, с началом единовластья была связана не только с продолжением войны, которую вела еще царица Софья, но и поисками путей завоевания выхода в Балтийское море. Для чего, по сформировавшемуся у Петра I мнению, был нужен военный флот. Наиболее развитым и освоенным к этому времени в России, способным к строительству военных кораблей, был порт Архангельск. Интерес молодого царя Петра к единственному в России морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Впервые он прибыл в Архангельск 7 августа 1693 года, где принял решение о закладке и строительстве, на острове Соломбала, государственной судостроительной верфи.
Памятная медаль в честь строительства Соломбальской верфи
28 сентября 1693 года царь Пётр I, заложил на новой верфи первый корабль «Святой апостол Павел», в свой следующий свой приезд, 30 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. (Длина -24,6 м, ширина-6,2 м, осадка – 2,6 м, вооружение — 24 орудия, экипаж около 80 человек.)
Первый фрегат России «Святой апостол Павел»
С этого момента, созданная верфь в Архангельске начала строить корабли для будущего Петровского флота. А царь Петр начал готовиться к окончанию войны с Османской империей, подготовка к новому походу началась со строительством военных судов на верфи в Воронеже. Первым, построенным и спущенным кораблем, стал 36-и пушечный, парусно-гребной фрегат, «Апостол Петр» (водоизмещение — 700 т, длина — 36 м, ширина – 8 м, экипаж – 125 человек).
Фрегат «Апостол Пётр»
В короткие сроки России удалось создать 40 тысячную армию, которая осадила Азов и блокировала крепость с моря. Результатом военной компании стал захват крепости Азов в июле 1696 года и начало строительства порта Таганрог. Воевать на двух направлениях было тяжело, поэтому Россия стремилась заключить мир. Получить выход через Керченский пролив к Черному морю не удалось, он остался под контролем Османской империи. Летом 1699 года 46-и пушечный трех мачтовый парусник «Крепость» (водоизмещение — 800 тонн, длина – 38 метров, ширина – 7,3 метра, осадка – 4 метра, экипаж 110 человек) доставил русского посла на рейд Черного моря, через несколько суток в Константинополе состоялось заключение мира.
Военный парусник 3-го ранга «Крепость»
По высказываниям историков, того времени одно прибытие русского посла на таком корабле, предопределило заключение мира, и в июле 1700 года он был заключен, Азов остался русским.
Строительство военного флота
Для успешного ведения войны России был нужен свой флот, при его создании, строительстве кораблей молодой Петр I в начале царствования, вынужден был опираться на иностранных специалистов. В 1696 году после принятия Боярской думой Указа: «Морским судам быть», молодой царь начал заниматься созданием военного отечественного флота.
В марте 1697 года, по его велению, в Голландию и Англию отправляется специальное русское Великое посольство, полномочными послами были назначены генерал — адмирал Ф.Я.Лефорт, генерал Ф.А.Головин, начальник Польского приказа П.Б.Возницын, в посольство входило 250 человек. В инструкциях для Великого посольства, рукой царя было записано: «… сколько возможно искать того, что быть на море во время бою, и кому и не случится ино с прилежанием искать того как в тое время поступать…».
Петр I решил сам посмотреть, как строятся корабли за границей, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова, он впервые совершает путешествие за пределы государства. За время пребывания за границей Петр I посетил Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландию, Англию, Австрию.
Кроме знакомства с городами, ведения переговоров царь много времени уделял изучению корабельного и военного дела, успевал работать плотником на верфях, при его участи был построен корабль «Петр и Павел». (Водоизмещение около 600 тонн, длина — 32,8м, ширина – 7,2 м, осадка- 2,8 м, вооружение – 22х1-92мм 6 фунтовых пушки, 4х1 – 72 мм 3 фунтовых пушки, экипаж – 140 человек, скорость до 10,0 узлов).
Фрегат «Петр и Павел»
За умение строить и проектировать корабли Петру I был вручен: «15 января в лето Господне 1698 года патент корабельного плотника». В Англии царь посетил литейный завод, парламент, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор. При обучении он отличался прилежанием к наукам, что позволило ему стать первым дипломированным специалистом России. Свидетельство на имя Петра Михайлова от 12 сентября 1698 года, выданное в Кенигсберге Генрихом Штейнер фон Штернфельдом, характеризовало ученика как: «… совершенного в метании бомб осторожного и искусного огнестрельного художника».
В середине 1698 года на зафрахтованных кораблях в Архангельск и Нарву прибыли было более 500 иностранных специалистов, из них 350 матросов и более 150 человек командного состава. К концу года в русском флоте служило более 800 иностранцев. Создание регулярного военного флота в качестве самостоятельного вида вооруженных сил Петр I считал главной задачей государства. Для этого финансирование строительства кораблей было впервые организовано нетрадиционно с помощью, созданных «кумпанств», что в начальный период создания флота себя оправдало.
«Для заведования военными чинами русского флота из иностранцев», как было сказано в приказе по флоту, 11 декабря 1698 года в России был введен Воинский Морской приказ. Позднее его функции расширились, он стал еще заниматься подбором, обучением и распределением своих специалистов на русском флоте. Эта дата — 11 декабря 1698 года стала днем образования кадрового органа русского флота. Воинский Морской приказ был отдан в подчинение генерала и воинского комиссара графа Федора Алексеевича Головина. Созданная Петром I система подготовки кадров на военном флоте была достаточно эффективной, он позволила постепенно перейти на комплектование кораблей флота своими специалистами. 12.01.1719 года – Указом Петра I в русской армии при назначении на вышестоящую должность офицеров, была введена баллотировка офицеров, отбор при назначении из 2-3, представленных на должность кандидатов. Благодаря принимаемым мерам к середине 1724 года россиян капитанов 1 ранга на флоте было 74%, мичманов 100%, доля младшего командного состава составляла более 90%.
Воинский комиссар граф Ф.А.Головин
За пятнадцать месяцев пребывания в Европе и Англии молодой царь много увидел и многому научился. После возвращения из-за границы в 1698 году он начал преобразования. В первую очередь они были направлены на изменения старославянского уклада жизни придворных бояр, отношения высшего сословия и чиновников к государственной службе и обязанностям.
Подготовка специалистов для флота и кораблей России в основном велась заграницей, но учеба волонтеров и стольников, наем иностранных специалистов не могли решить в полной мере вопроса комплектования, быстро растущего корабельного состава военного флота. До 1700 года комплектование кораблей матросами проводилось только по найму иностранцами. В начале восемнадцатого столетия, 1701 году впервые на военные корабли флота прибыло 504 молодых матроса, отобранных для службы в армейских сухопутных частях России.
После возвращения царя из поездки за границу, в конце 1698 года началась подготовка России к войне против шведского короля Карла XII за выход к Балтийскому морю. Заключив мир в июле 1700 года на 30 лет с Османской империей, в августе Россией была объявлена война Швеции.
Царь Петра I на Соломбальской верфи
Петр I пребывает в Архангельск на Соломбальскую верфь, отсюда начинает подготовку к взятию крепости Нотебург, захваченной Шведами в 1612 году русской крепости, построенной новгородцами, Орешек. Крепость располагалась у самого истока Невы из Ладожского озера, на Ореховом острове. Взятие ее было первоочередной задачей, она не утратила своего значения и боеспособности. Островное положение крепости требовало для ее штурма наличие флота, которого у России пока не было. Готовясь к штурму, Петр I приказал в Архангельске построить тринадцать кораблей.
Восстановленное по чертежам судно «Курьер»
Два — «Святой дух» и «Курьер» – волоком через болота и тайгу, были доставлены от Белого моря до Онежского озера, где их спустили на воду, а далее по Свири и Ладожскому озеру, корабли пришли к истокам Невы. По просеке на левом берегу Невы, освобожденном от неприятеля, волоком протащили из Ладожского озера в Неву еще 50 судов. Все корабли и суда были использованы для блокады гарнизона крепости. Первые русские отряды прибыли к крепости во второй половине сентября 1702 года, 1 октября 1702 года началась ее бомбардировка из орудий. 11 октября по трем сигнальным залпам на остров переправились первые охотники-десантники, возглавил их полковник М.М. Голицын, начался штурм, продолжавшийся 13 часов.
Русская крепость «Орешек»
Штурм шел тяжело и Петр I принял решение его временно приостановить, он послал приказ десантникам вернуться. Подполковник Семеновского полка М.М.Голицын, командовавший смельчаками десантниками, ответил связному: «Скажи царю, что теперь я уже не его, божий», и дал команду оттолкнуть, прибывшие лодки.
Тогда в начале нового восемнадцатого столетия судьба острова-крепости Орешек была связана с рождением Петровской России. Действия десанта, проявленные смелость и отвага, готовность исполнить воинский долг любой ценой, решили исход штурма, над крепостью подняли белый флаг, гарнизон сдался. Четыре века прошло с тех пор, как новгородцы заложили свой городок Орешек в истоке Невы, в новом XVIII столетии он стал местом ожесточенной борьбы за выход России к морю. Здесь начинался военный успех, который обеспечил основание Петербурга, освобождение всех захваченных русских земель, здесь Россия успешно начала: «Прорубать окно в Европу».
Штурм крепости Нотебург «Орешек»
Взятие крепости явилось первой крупной победой России в Северной войне. Эта баталия стала решающей битвой за овладение Невой и выходом к Балтийскому морю. Верно оценивая значение взятой крепости, Петр I переименовал ее в Шлиссельбург, «Ключ-город». «Сим ключом много замков отперто», — писал он в 1718 году. Все участники взятия крепости были награждены, специальной медалью. После героического взятия крепости молодой царь России, окончательно поверил в свой народ, его неограниченные возможности и любовь к Отечеству. Эта вера позволила за годы правления Петра Великого сделать многое для интересов России.
Специальная наградная медаль в честь взятия крепости Орешек
При строительстве военного флота, ведения войны на море возникла острая необходимость комплектования и строительства кораблей своими, подготовленными специалистами, что требовало создания в стране учебного заведения.
Создание военно-морского образования
В 1701 году 14 января издается царский Указ: «Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белые России Самодержец… указал, именем Своим Великого Государя повелением … быть Математических и Навигацких, то есть мореходных, хитростно наук учению».
Указ государя Петра Алексеевича, стал первым официальным документом, заложившим основы государственной политики в области военно-морского образования и, положивший начало государственного образования в России. Принимая решение о создании системы военно-морского образования, царь-реформатор учитывал, что офицеры на кораблях в военное и мирное время будут часто находиться за пределами России. Поэтому их подготовка должна отличаться от подготовки офицеров сухопутной армии, не только лучшим образованием и широтой кругозора, преданностью государству, но и способностью защищать и отстаивать национальные интересы России, находясь далеко от ее территории на кораблях. Проводя настойчиво в жизнь принципы государственной политики в области образования, царь постоянно проявлял заботу о качестве подготовки и воспитании будущих офицеров флота. Насколько большую роль отводилась подготовке отечественных офицерских кадров, можно судить по тому, что в приеме экзаменов у обучаемых, часто участвовал лично Петр I.
Открытая в соответствии с Указом «Школа математических и Навигацких наук» была размещена в Сухаревой башне города Москвы, и до 1706 года состояла в ведении оружейной палаты.
Здание Сухаревой башни Москвы
Созданная школа стала первым и единственным светским образовательным учреждением России, в котором ученики изучали грамоту, письмо, арифметику и морское дело. Преподавали в школе многие передовые русские ученые, среди которых был математик, деятель развития просвещения в России Магницкий Леонтий Филиппович. Он преподавал в созданной школе почти 40 лет с момента ее создания, им написана и была издана первая русская арифметика, названная: «Арифметика сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная учителем математики Леонтием Магнитским», по которой учились многие будущие ученые страны, включая М.В. Ломоносов.
Л.Ф. Магницкий (1669-1739гг)
При создании, в первый период в школу для обучения отбирали детей дворянских, духовенства, посадских и солдатских в возрасте от 12 до 17 лет. Впервые в 1701 году для обучения было отобрано 200 детей, этого не хватало. Во второй набор в 1703 году было подобрано 300 детей, а в 1706 году 500 человек. Отношение русского общества к получению образования было отрицательным. Русским боярством и частично дворянством оказывалось упорное нежелание отправлять своих детей на учебу. Уклонение от посылки детей на учебу, отправку на суровую военно-морскую службу было настолько большим, что Петр I вынужден был применить крайние меры. Не явившиеся в школу кандидаты в 1714-1715 годах, были отправлены в Петербург на каторжные работы. За побег, обучаемых учеников из школы вводились телесные наказания и денежные штрафы. В январе 1714 года Указом Петра I в России было введено обязательное образование для дворян.
На начальном этапе работы школы, часть поступающих учеников ни умели не писать, ни читать. Для их подготовки было организовано два начальных класса, в «русской школе» учили читать и писать, в «цифирной школе» учили арифметике, геометрии и тригонометрии. Позднее для подготовки отобранных детей к поступлению на обучение, были учреждены подготовительные школы в губерниях Москвы, Сибири и Киева. Точного времени обучения в школе не устанавливалось, перевод ученика в следующий класс был по принципу: «как выучиться», самые способные, выпускались из школы через четыре года. Преподавателей для созданных, подготовительных школ в губерниях, готовили по специальной программе в открытой «Навигацкой школе».
Созданное учебное заведение, готовило военных специалистов для флота инженеров, артиллеристов, геодезистов, гидрографов, топографов, архитекторов. Для гражданских учреждений чиновников, учителей, писарей, мастеровых. В 1705 году состоялся первый выпуск «Навигацкой школы», он состоял из 64 человека. Постепенно ученики Школы математических и навигацких наук, с их знаниями по арифметике, геометрии и географии разошлись по всей стране. Первые выпускники школы отличились храбростью в Северной войне, позднее многие из них стали соратниками царя Петра I, флотоводцами, мореплавателями, исследователями и учеными.
Школа подготовки и обучения специалистов для кораблей зарождающегося флота России, закладывалась постепенно и медленно, но она стала определяющей при создании боеспособного военного флота. Подготовкой младших специалистов стали заниматься «Малые адмиралтейские школы», первая была образована в Таврове недалеко от Воронежа. К 1725 году «Малых адмиралтейских школ» в России было создано двадцать три в разных городах, срок обучения в них составлял не более двух лет. Школ для подготовки матросов для службы на кораблях не существовало, знания и практические навыки передавались старослужащими, молодым матросам в процессе службы на тренировках и учениях. Считалось, что для подготовки хорошего матроса требовалось пять лет корабельной службы. В парусном флоте существовало звание для матросов – «добрый матрос», которое присваивалось после пяти лет хорошей службы. С 1720 года матросы на кораблях стали делится на две статьи 1-ю и 2-ю. Было определено, что на кораблях должно быть не менее одной третьей матросов опытных 1-ой статьи, остальные второй.
Дальнейшее развитие, созданного флота потребовало не только увеличить количество специалистов для кораблей, но и улучшения качества их подготовки. В первую очередь требовалось улучшить подготовку по специальностям морских офицеров. Поэтому в 1715 году, созданная «Школа…» реорганизуется. Указом от 1 октября 1715 года на базе навигаторского отделения «Навигацкой школы» в Петербурге создается Морская академия, для совершенствования подготовки офицеров, она разместилась в домах генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и А.В.Кикина в Адмиралтейской слободе, возглавил ее сподвижник Петра I А.А.Матвеев.
Дом, где размещалась Морская академия
В Москве были оставлены только младшие классы, созданной в 1701 году «Школы…», постепенно со временем она превратилась в подготовительное училище Морской академии.
Форма гардемарина Морской Академии России
С открытием в Петербурге Морской академии, в ней устанавливается режим и дисциплина военного учебного заведения. Воспитанники, которые стали называться гардемаринами, были разделены на бригады по 50 человек. Установлен твердый распорядок службы и жизни гардемаринов в Академии, ежедневно шло изучение запланированных дисциплин, под руководством офицеров проводились строевые занятия, на территории неслась караульная служба и дежурство.
С 1716 года было введено и стало проводиться практическое обучение гардемаринов на кораблях. Первый час – изучение штурманского дела под руководством корабельного штурмана, второй час – теория и практика артиллерии под руководством артиллерийского офицера, третий час – изучение морского дела, управление парусами под руководством шкипера, боцмана, четвертый час — солдатское обучение в использовании абордажного оружия и мушкета. Ежегодно после окончания, летнего обучения на кораблях, две трети гардемаринов возвращалась для обучения в Морскую академию, а остальные оставались на практике в Кронштадте, занимались ремонтом кораблей.
С 1718 года окончившие Академию гардемарины, на корабли не назначались, а продолжали обучение в составе роты, состоящей из 300 человек. В зимнее время они продолжали обучение и занимались навигацией, кораблестроением, артиллерией, рисованием, фортификацией, обучались воинскому строю, стрельбе из ружей и пушек, а также такелажному делу. Летом распределялись по кораблям, находящимся в плавании, под руководством старшего офицера занимались практически вопросами управления корабля, штурманским делом, артиллерией и другими вопросами.
После трех-пяти лет успешного плавания они сдавали специальные экзамены и производились в мичманы, если имелись свободные вакансии на кораблях. Срок обучения в Академии составлял шесть лет и девять месяцев.
Создание «Устава Морского» для кораблей флота
Строящийся и быстро развивающийся флот, появление новых, более совершенных кораблей требовали введения своих, русских правил корабельной службы. По требованию Петра I, и под его руководством в 1715 году, начались работы по созданию «Русского свода морских военных законов», «… что касается доброму управлению в бытность флота на море». Результатом этого стало, введение через пять лет, для руководства службой на кораблях военного флота России в 1720 году «Устава морского» — «…дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался».
Обложка книги «Устав Морской»
В Уставе были выработаны требования ко всем, военнослужащим флота от матроса до адмирала. Главное требование: «…охранять и защищать интересы государства …», не только на территории России, но и находясь вдали от ее берегов. Содержание и требования «Устава морского», от начала и до конца, были проникнуты духом порядка, соблюдения дисциплины и законности на корабле. Непоколебимая храбрость, стремление к победе в бою, по Уставу является главным правилом поведения экипажа.
Особые требования, предъявлялись к государственному флагу, поднятому на корабле. В Уставе, отдельно были выделены требования к экипажам по сохранению корабельного флага: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги». Впервые флаг на русском корабле был поднят в 1668 году, им стал военный корабль «Орел».
Военный корабль «Орел»
На корабле был поднят «Флаг Московии», благородство, верность, честность, мужество и смелость символизировала его бело-сине-красная расцветка.
Флаг Московии, поднятый на корабле «Орел»
Начиная строить постоянный военный флот, занимаясь разработкой первого «Устава Морского», Петр I лично занимался требованиями к корабельному флагу. В 1697 году Петром I вводится на русских кораблях, трехцветный флаг три полосы белая, синяя, красная символизировали благородство, верность, честность, целомудренность, мужество и смелость.
Флаг, введенный на кораблях в 1697 году
В 1712 году только для боевых кораблей в России вводится Андреевский флаг, синий крест, как элемент флага, перешел с первого ордена Святого Андрея Первозванного, соединение четырех углов крестом символизировало объединение европейских морей России.
Андреевский флаг, введенный на кораблях в 1712 году
Андреевский флаг стал на долгие годы святыней русского флота, под ним ходили корабли в кругосветное плавание, делали открытия, вели исследования, участвовали в ожесточенных боях эскадры прославленных адмиралов.
В разделе «Присяга…», были указаны требования, служившим на флоте. «… каждый чин во флоте должен везде и во всех случаях охранять интересы Его величества и государства, а так же служить государству по доброй христианской совести, без обмана и лукавства, как доброму, честному и верному человеку». От экипажа корабля Устав требовал изучать и знать историю своего флота: «…Знания истории большую зажгут в тебе охоту и лучше предуготовят дух твой к познанию преизрядных правил, к доброму флота управлению в книге сей написанных…».
Петровские заветы и требования, в созданном «Уставе Морском» строго выполняются три с лишним столетия военными моряками. За пунктуальное выполнение требований Устава морского, в бою и повседневно в мирной обстановке, в соответствии с обязанностями несет ответственность командир корабля. К командиру, дополнительно предъявлялись требования, строго соблюдать нравственные заповеди: «Корень всему есть сребролюбие, … ибо многие интересы государственные бывают потерянными через это зло. Такой командир немного лучше изменника Родины».
Появление основополагающего руководящего документа «Устава Морского» на флоте, принимаемые меры по подготовке экипажей позволили за двадцать с лишним лет, к 1725 году в основном решить вопрос подготовки специалистов для кораблей и создания подготовленных для ведения войны на море экипажей. К середине года на трех флотах России служило — 243 офицера из них русских, окончивших Морскую академию — 168 человек. Среди мичманов и прапорщиков корабельного состава иностранцев не было. Однако в руководстве флотами стояли еще офицеры-наемники и линейными кораблями русского флота в большинстве своем командовали иностранцы.
Практикой было подтверждено, что процесс перехода на комплектование должностей русскими офицерами длительный, и является одной из закономерностей военного образования и подготовки кадров для флота. Эта не раз, подтверждалась историей. Надо было учитывать и то, что командиры кораблей и старшие офицеры во времена парусного флота, специального образования не получали, их подготовка, продвижение по службе, долгое время осуществлялись в боях и длительных морских походах на кораблях.
Ведение войны, строительство городов и кораблей
Деятельность лично царя Петра I, направленная на создание флота, хорошо организованная и ведущаяся подготовка специалистов для корабельной службы, постепенно начали положительно сказываться на ведении войны, на море и ходом войны со Швецией. Весной 1702 года русские войска повели наступление вдоль Невы, в октябре вернули, 90 лет назад захваченную шведами крепость Орешек. В 1703 году 1 мая, после сильного артиллерийского обстрела , в устье Невы пала шведская крепость Ниеншанц. В ночь на 18 мая 1703 года была одержана первая крупная победа русской флотилии из 30 лодок с двумя ротами солдат Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I. Внезапно напав на шведские корабли, в жестоком абордажном бою были захвачены военные корабли бот «Гедан» и шнява «Астрильд».
Взятие бота «Гедан» и шнявы «Астрильд»
Петровские «потешные» Преображенский и Семеновский полки навечно вписали героический подвиг в летопись истории флота. Это дата стала днем образования старейшего флота России Балтийского. На золотых и серебряных медалях, которыми были награждены все участники боя, были слова: «НЕБЫВАЕМОЕ БЫВАЕТ».
Специальная медаль в честь первой победы над шведами
Весь период ведения войны шло ускоренное строительство военных кораблей в Архангельске, с началом объявления войны Швеции в Соломбале были построены 6 — больших трехмачтовых торговых судов («Святой апостол Андрей», «Святой Пётр», «Святой Павел», «Рычард Энжен», «Экс-бой», «Меркуриус»). В 1710 году были спущены два фрегата «Святой Пётр» и «Святой Павел». В 1713 году на верфи была закончена постройка линейного корабля «Архангел Гавриил», а 1 июля 1713 года были заложены два 52-х пушечных линейных корабля — «Архангел Варахаил» и «Архангел Селафаил». Всего же до 1725 года на судоверфи было построено 126 кораблей и судов.
С освобождением Невы, 16 мая 1703 года началось строительство на Заячьем острове Петропавловской крепости, положившей начало городу Петербургу.
Петропавловская крепость
Днем его образования города считается 27 мая 1703 года, день Святой Троицы. Пётр I дал городу название Петербург, посвящённое его покровителю Святому апостолу Петру. В городе были построены и основаны: Морская академия, Петербургская Академия наук, Публичный театр, Императорская Академия художеств, Императорская Публичная библиотека, открыт публичный музей – Кунсткамера. Состоялась закладка в присутствии Петра I, 18 октября 1703 года, города-крепости Кронштадт, о чем и сегодня напоминает, стоящий в парке на набережной, памятник его основателю.
Памятник Петру I Кронштадт
Для обеспечения безопасности плавания кораблей и судов в 1703 году в Петербурге, а в 1707 году в Кронштадте были установлены Футштоки и впервые в России введена футшточная государственная служба.
Футшток на острове Котлин Кронштадт
В Лодейном Поле на реке Свирь была построена Олонецкая судостроительная верфь, где ко второй половине 1704 года были построены: 7-фрегатов, 7-скампавей и 32 других гребных и парусных судна. Но ведущиеся морская война требовала строительства большого количества кораблей и судов, в местах удобных для их перевода к театру боевых действий. В 1704 году началось строительство на левом берегу Невы Адмиралтейской верфи, что положило начало создания нового центра кораблестроения на Балтийском театре России. При строительстве кораблей флота русские мастера использовали опыт своего народа. Основным типом парусно-гребного боевого корабля России в начале столетия стала скампавея.
Парусно-гребной корабль скампавея
Скампавея имела длину до 40 метров, ширину около 5 метров, осадка до 2,0 метров, размещалось до 18 пар весел, могла принять до 200 человек. Имела 1-3 мачты с парусами, была вооружена 3-4 пушками.
Линейный 54-х пушечный корабль «Полтава»
Из боевых парусных кораблей были заложены и построены «Полтава» и «Лесное», заложен, но при жизни Петра не был достроен — 100 пушечный линейный корабль «Петр-I». Интенсивно строить линейные корабли Россия начала с 1709 года, когда выросло много русских замечательных кораблестроителей и специалистов: таких как Федосей Скляев, мастеров Гаврило Меньшиков, Иван Рамберг. Пример в строительстве подавал сам царь Петр, с топором в руках он часто вместе с рабочими работал на верфях. Ведущиеся морская война, требовала много кораблей, велось ускоренное строительство линейных кораблей и фрегатов. В период с 1710 по 1714 год, только в состав Балтийского флота вошло 27- линейных кораблей, 9 – фрегатов, 3-шенявы, 177- скампавей и бригантин, 22 — других судна.
Петр Великий, создатель государства
Россия со дня ее образования никогда не нападала, ее народу чаще всего приходилось отбиваться, отстаивать свою независимость и суверенитет. Огромное военно-политическое и моральное значение для России имела победа над шведами под Полтавой 8 июля 1709 года. Петр I непосредственно руководил битвой, в бою его шляпа была прострелена, вторая пуля попала в крест на груди, третья была найдена после сражения в арчаке седла. Шведская армия под руководством короля Карла XII, весной 1708 года перешли границу России, рассчитывая на быструю победу. Однако в генеральном сражении была разгромлена, потеряв на поле боя более 9000 убитыми, обоз, всю артиллерию и королевскую казну, Карл XII сумел с частью войск сбежать.
Полтавская битва Петр I на коне
Значение Полтавской битвы было огромно, после этого поражения Швеция окончательно потеряла стратегическую инициативу в Северной войне. Вся дальнейшая военная кампания прошла под знаком превосходства Российской армии. Важными были моральные итоги, новости о поражении непобедимой шведской армии привели в шок не только Швецию, но и всю Европу. Россия и ее армия, вместе с зарождающимся военным флотом, стали считаться европейцами серьезной военной силой, способной отстоять свой суверенитет и независимость.
В соответствии с Федеральным законом (от 13 марта 1995 года №32-ФЗ) «О днях воинской славы и памятных датах России», в честь Победы русской армии над Шведами под Полтавой 8 июля 1709 года, день 10 июля стал Днем воинской славы России.
Но война за выход в Балтийское море продолжалась еще долго. Только блестящие победы, одержанные русскими войсками и флотом при Гангуте 1714 год, Эзельском сражении 1719 год, Гренгамском бою 1720 год позволили России завоевать Прибалтийское побережье и получить свободный выход к морю – прорубить «Окно в Европу».
Особое место при проведении боевых действий за годы войны, Петр I отводил Гангутскому сражению, у полуострова Гангут (сегодня Ханко) 7 августа 1714 года в Балтийском море. Впервые русская эскадра выиграла артиллерийскую дуэль в открытом море и без абордажа захватила три шведских корабля. Это первая великая страница в книге ярчайших побед русского морского оружия вписана кровью в ходе битвы при мысе Гангут. Сам царь Петр I, понимая роль первой победы русского регулярного флота, повелел приравнять ее значимость к великой Полтавской битве.
Шел 1714 год задача, поставленная Петром I: «Прорубить окно в Европу» оказалась не простой. К исходу зимы российские войска захватили юг и большую часть центральных земель Финляндии. Но акваторию Балтики продолжала оставаться в руках шведов. Используя, создавшейся благоприятное положение царь принял решение — сокрушить непобедимый флот Швеции.
Гангутское морское сражение
Сражение началось утром 7 августа 1714 года, 23 скампавеи под командованием Петра I выдвинулись в сторону шведов. До начала боя на шведский флагман был послан русский парламентер — генерал-адъютант П.И.Ягужинский. Но сложить оружие враг отказался, и сражение началось. Баталия длилась около трех часов, закончившись полной победой русского оружия, а в ходе жестокой абордажной сечи моряки захватили все шведские корабли, в плен попал командовавший шведской эскадрой контр-адмирал Эреншельд.
В календаре памятных дат, в соответствии с Федеральным законом (от 13 марта 1995 года №32-ФЗ) «О днях воинской славы и памятных датах России», в честь Победы русского флота над шведами 7 августа 1714 года, день 9 августа значится как День воинской славы России.
Сражение стало первой крупной победой зарождающегося русского военного флота, ознаменовав собой рождение России, как великой морской державы. Командование российской флотилией проявило смекалку и умение оценивать обстановку, использовало преимущество мелких гребных судов перед огромным, но не мобильным флотом шведов. После Гангутского сражения Россия установила полное господство в Финском заливе. За одержанную победу Петр I получил чин вице-адмирала, а все участники сражения были награждены медалями, которые специально отчеканили, 130 золотых медалей получил офицерский состав, а 3284 человека нижних чинов удостоились серебряных медалей.
Постепенно Россия прочно утвердилась на побережье Балтийского моря. И это было сделано, не смотря на присутствие в нем Английского флота, прибывшего для наблюдения и при необходимости спасения Швеции от полного поражения. Такая необходимость была, но вмешаться в войну англичане побоялись, о чем с иронией писал Петр I. «Правда, не малая виктория может причесться, а наипаче, что при очах английских, которые равно обороняли как их земли, так и флот».
В 1721 году 10 сентября между Россией и Швецией, наконец был заключен Ништадский мир, завершивший 21-летнюю Северную войну. Россия, получив выход в Балтийское море и присоединив часть Карелии, Эстляндию, Лифляндию стала великой европейской и морской державой, огромная заслуга в это Петра I и великого русского народа. С эпохи Петра Великого, благодаря заложенным на флоте традициям, служившие на кораблях стали особой группой людей, преданных Отечеству, влюбленных в море и корабли, пропитанных романтикой традициями и верностью Андреевскому флагу. Этому способствовали войны, длительные морские походы и особые условия службы. Одной из главных традиций, Петровского времени стала традиция Победы. Храбрость в бою, пренебрежение к грозящей опасности и смерти, сражаться до последней капли крови, смерть с именем Родины на устах и чувство долга, доведенное до высшего предела. Все это было записано и закреплено в первом Петровском «Уставе Морском».
«Всем должно хранить интересы … государственные … Дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем до конца службы награжден будет… Кто в бою оставит свое место, кто захочет сдаться, кто не станет биться с неприятелем – казнить…».
Давая оценку итогам Северной войны, К.Маркс писал: «Петр I завладел лишь тем, что было абсолютно необходимо для нормального развития его страны».
Сенат и Синод России, за заслуги решили преподнести Петру I титул Императора всероссийского с формулировкой: «… как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписаны».
Император Всероссийский Петр Великий
В 1721 году 2 ноября Петр I принял титул Императора Всероссийского, не просто как почетный, но и свидетельствующий о новой роли Российской Империи в международных делах. За годы правления Императором всероссийским Петром Великим много сделано для русского государства, большая заслуга в создании нового облика России и в строительстве флота. Построив флот, Россия обрела надежного военного союзника и свою «Вторую руку». К концу 1725 года военный флот насчитывал 172- парусных корабля, в том числе: 49 — линейных кораблей, 27- фрегатов, 787- галер и более мелких судов. Офицеров и матросов на флоте числилось — 28 тыс. человек, всего же за годы царствования Петра Великого было построено более 1100 кораблей и судов.
Благодаря личности Императора Всероссийского, Петра Великого, его любви и преданности Отечеству, Россия смогла в короткий срок совершить великий прорыв, стать образованной нацией и морской державой. Готовясь встретить 345 годовщину со дня рождения Петра Великого, не забудем истории Великой России, и ее героического Народа, что бы, как писал русский ученый — историк Н.М. Карамзин, она (история) в очередной раз нас «… не наказала за не знание урока».