Полярный парусный отряд (ППО) Морской Арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) в городе Москве был создан в 2006 году инициативной группой яхтенных капитанов во главе с капитаном 1 ранга С.В. Седовым. Создавался энтузиастами и любителями парусного спорта с целью освоения имеемых и развития новых маршрутов похода на яхтах под парусами в районы крайнего севера и Арктики, для более глубокого изучения условий мореплавания в этих местах на яхтах в разное время года и меняющихся условий погоды.
Ветеран ВМФ России капитан 1 ранга С.В. Седов на переходе
В первую очередь участников экспедиций интересовали маршруты, по которым ходили русские мореплаватели — первопроходцы к Соловецким островам, острову Вайгач, островам Новой Земли, островам Долгий, Матвеев, Шпицберген.
За это время участниками экспедиций ППО проведено четыре экспедиции, в ходе которых были исследованы бассейны Белого моря, Онежского озера и Ильмень озера, в том числе проведено изучение петроглифов Онежского озера и Белого моря, в процессе экспедиций ведутся поиски, путей переселения древних новгородцев в Беломорье.
В перерывах между экспедициями изучен ряд конструкций древних судов (новгородско-ладожская сойма, поморский промысловый карбас, поморская парусная шлюпка дорка, соломбальская шлюпка, поморская кожанка, черноморская бударка, промысловая парусная лодка-донья с индийского океана, индийская шитая пальмой «гоа», тримаран с парусным вооружением «гуари» на островах Индонезии и скандинавская ладья викингов, черноморская казацкая гичка). За это же время за счёт личных средств членов Полярного Парусного Отряда были построены поморский промысловый карбас и поморская парусная дорка.
В местах своих остановок для отдыха, осмотра яхт, участники переходов обязательно оставляют о себе память, ставят памятные знаки и доски.
Памятная доска отряда
С 2006 года члены Полярного парусного отряда МАКЭ старались ежегодно провести одну экспедицию, в ходе которых исследовались бассейны Белого моря, Онежского и Ильмень озера. Велись изучения петроглифов Онежского озера и Белого моря, поиски маршрутов и путей переселения древних Новгородцев в Беломорье, поиска документов по которым строились старинные суда.
Подготовка и осмотр яхты перед походом
За время походов, поиска новых маршрутов членами отряда в местах остановок на переходах, в разных местах по чертежам, найденным в музеях экспонатов старинных судов, изучен ряд их древних конструкций. Благодаря этим поискам найдены и изучены новгородско-ладожская сойма, поморский промысловый карбас, поморская парусная дорка, соломбальская шлюпка, поморская кожанка, черноморская бударка, промысловая парусная лодка-донья с индийского океана, индийская шитая пальмой «гоа».
По оставшимся экспонатам в музее с помощью коллег члены отряда будут восстанавливать чертежи и постараются сами построить тримаран с парусным вооружением «гуари», найденных на островах Индонезии, а в перспективе скандинавскую ладью викингов, черноморскую казацкую гичку и обязательно нашу русскую двух мачтовую, парусно-гребную скампавею, которую впервые строили русские мастера в начале восемнадцатого столетия, и с которой начинался Балтийский флот России во времена Петра Великого.
Русская парусно-гребная скампавея
Поморский промысловый карбас в море
Результативным и насыщенным событиями для участников отряда стал 2010 год, когда удалось провести две экспедиции.
Первая состоялась с 23 июня по 10 августа, был проведен историко-географический эксперимент перехода по маршруту Москва — Петрозаводск — Беломорск — остров Большой Соловецкий — остров Сосновец — село Долгощелье (Мезенской губы) — остров Моржавец — Кемь.
В ходе экспедиции, в различных погодных условьях был испытан промысловый карбас, построенный старинным поморским методом с применением традиционных материалов. В ходе перехода по маршруту применялись традиционные поморские приёмы определения погоды, ориентирования и определения местонахождения яхты в море.
Памятный знак В.Д. Ломоносову
В походах во время остановок, членами экспедиций были установлены два памятных знака выдающимся русским людям, патриотам Отечества, сделавшим неоценимый вклад в освоении и развитии русского Севера и Арктики М.Ф. Рейнеке и В.Д. Ломоносову. При обследовании местности, во время остановки на острове Моржавец экспедицией были найдены исторические документы, рассказывающие о жизни жителей острова, их занятии в начале прошлого XIX века, произведена фото и видео съемка, фиксация памятников исторического и культурного наследия.
Памятный знак М.Ф. Рейнеке
Участники экспедиции у памятного знака
Вторая экспедиция состоялась с 16 сентября по 7 октября, проведена в Белом море на поморской парусной лодке — дорке по маршруту, из бухты Умба Кандалакшской губы до поселка Кереть, где были обнаружены следы проживания святого Варлаама Керицкого, произведена фотосъемка и фиксация оставшихся памятников древнерусского зодчества в селе Кереть. В ходе экспедиции были проведены ходовые мореходные испытания, построенной лодки в осенних климатических условиях плавания в Белом море в штормовых условиях.
В 2011 году, во второй половине декабря проведена экспедиция на яхтах в село Долгощелье Мезенской губы. По маршруту движения участники изучил новый маршрут, при остановке передали местной библиотеке собранные силами членов Полярного парусного отряда книги. Во время остановки с жителями села Долгощелья велись переговоры о возможности и времени закладки, постройки большой беломорской соймы. Оговаривались вопросы и возможности ее строительства с соблюдением и сохранением всех древних приемов и технологий, которые применялись строителями в старину.
Ветеран парусного отряда Лебедев Юрий Александрович
В течение 2012 – 2013 годов велась активная работа по подготовке новой экспедиции. Для этого готовились три яхты отряда: «Седов», «Странник» и «Нерпа». Яхта «Нерпа» находится на завершающей стадии строительства, необходимы двигатель, рангоут, такелаж, дельные вещи, палубное оборудование, навигация и средства обеспечения безопасности плавания.
Ю.А. Лебедев во время постройки нового судна
Членами экспедиции постоянно ведутся работы по изучению архивных материалов, касающиеся древнего волока, методов постройки поморских судов, хронологии и отчеты экспедиций в районы мыса Канин нос.
Встреча членов экспедиции с курсантами Навигацкой школы
Для участия в будущей экспедиции по этому маршруту планируется привлечь более тридцати человек, из них: 12 — человек для перегона яхт из Москвы до Белого моря, 15 — человек как основной экипаж яхт на время экспедиции, 4 — человека команда, которая на поморском кожаном шитике должна пройти волок Чиж- Чеша. За время существования ППО МАКЭ проведено 5 экспедиций летом и в навигационный период, одна экспедиция зимой. В настоящее время отряд в составе парусных яхт «Нерпа», «Вега» и «Карбас» ведет подготовку к участию совместно с МАКЭ экспедицией на Новую Землю с прохождением пролива «Маточкин Шар».
Знаменитый пролив Маточкин Шар
Планируем при формировании экспедиций и подборе людей, для участия в морских походах, привлекать курсантов Навигацкой школы города Москвы и любителей парусного спота.
В 2014 — 2015 годах очередная Морская арктическая комплексная экспедиция была в рамках яхтенной экспедиции: «Арктика. Эксперимент XXI века» на островах, архипелагах и побережье Баренцева моря. Ее участниками стали, Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) ФГБНУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева». Руководитель Центра «Морская арктическая комплексная экспедиция и морское наследие России» П.В. Боярский, Полярный парусный отряд, строительная компания ЗАО «СК «Промкапстрой», ФГБНУ Почвенный институт имени В.В. Докучаева, Институт геологии Коми НЦ УрО РАН и Яхт-клуб «Романтик» города Нарьян-Мар.
Яхты с участниками экспедиции, после окончательного согласования всех вопросов, в первой половине дня стартовали с Филевской поймы в Москве и начали движение по проложенному маршрута на Печору.
Старт яхты Нерпа с Филевской поймы в Москве
Во время похода по реке, остановках на островах и побережье Баренцева моря, участниками экспедиции проводилась оперативная диагностика кислотности, окислительно- восстановительного потенциала, засоления вод и почв с помощью портативных электронных приборов.
Во время остановки в Нарьян-Маре при подготовке к походу на Новую Землю была организована встречи с прессой, представителем местной власти (губернатором Ненецкого автономного округа И.В. Кошиным) и директором сельскохозяйственной станции Романенко Т.М.
Капитан яхты «Нерпа» Лебедев Ю.А. с гостями
В рамках реализации программы МАКЭ «Память Российской Арктики», празднования 85-летия Ненецкого автономного округа совместно с Администрацией Ненецкого автономного округа, по благословению епископа Нарьян- Марского и Мезенского Иакова были установлены два памятных креста, посвященных страницам истории Арктики, на островах Долгий и Матвеев.
Установка памятного креста участниками экспедиции
В Нарьян-Маре пополнив запасы, проверив яхты и отдохнув, участники экспедиции «Память Российской Арктики», начали переход на Новую Землю.
В Нарьян-Маре перед стартом на Новую Землю
Совершив переход по разработанному маршруту участники экспедиции прибыли к берегу Новой Земли.
Яхты после перехода у берега Новой Земли
Прибытием не званных гостей к побережью, остался не совсем доволен хозяин Новой Земли Белый медведь.
Хозяин Новой Земли Белый медведь