Родился я в семье военнослужащего в г. Жмеринка Винницкой области (Украина) 12 октября 1946 г., где в это время располагалась войсковая часть в которой служил мой отец.
Необходимо отметить, что изначально у меня не было мыслей о Новой Земле и что я буду участвовать там в испытаниях. Но жизнь распорядилась по-другому и последовательно вела меня к этому.
В связи с тем, что отец был военным, семья часто переезжала с места на место и среднюю школу я окончил в Белоруссии (г. Заслоново). После школы поступал в Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП). Но попытка была неудачная и закончилась поступлением в Калининский торфяной институт (КТИ) на кафедру «машины и аппараты химических производств» (МАХП). С 1964 года работал НИИ-2МО радиомонтажником с окладом 45 рублей.
С 1968 г. работал в лаборатории «Процессы и аппараты химических производств» в Всесоюзном научно-исследовательском институте синтетических волокон (ВНИИСВ).
После окончания Калининского торфяного института с 1970 г. служил в армии на острове Сахалин, в дивизионе, обслуживающем ЗРК С-75.
После демобилизации работал в НИИАС, участвовал в испытаниях по безопасности использования авиационной техники (далее – АТ) и авиационного вооружения (далее – АВ) на защищенность опасных цепей (далее – ОЦ) электровоспламеняющих устройств (далее – ЭВУ) при воздействии ЭМП радиостанций и СВЧ излучений.
Мой путь на Новую Землю начался 16 сентября 1980 г., когда бригада института в составе: Жукова Д.Н., Кокина С.М. и других сотрудников, возглавляемая ответственным руководителем работ МАП Бочаровым В.В., кандидатом технических наук, начальником лаборатории 15-го отделения НИИАС, впоследствии доктор технических наук, профессор, Лауреат государственной премии СССР, член – корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, заместитель начальника института, начальник филиала «Прибор», прибыла в г. Мурманск и поселилась в ДМО «Моряк». Через двое суток переехали в г. Североморск, пересели на плавбазу северного флота «Федор Видяев» или «Михаил Гаджиев» (не помню точно) и направились к Новой Земле.
При переходе в Баренцевом море попали в шторм. Корабль поднимался почти вертикально, потом опускался. Нас всех скрутило по-настоящему. Спасибо экипажу. Нам принесли н.з. – железные банки с кислой капустой, солеными огурцами, помидорами, воблой. Спирт всегда был с собой. Это нас немного спасло, так как шторм продолжался 41 час.
Оказывается, Бочаров В.В. записал в блокнот время прибытия к Новой Земле, и когда я ему позвонил, он четко мне сказал: «Шторм продолжался 41 час». Это меня очень поразило, прошло более 40 лет, а он помнит.
Через 44 часа корабль вошел в пролив Маточкин Шар, пришвартовался к пирсу и на 40 суток плавбаза подводных лодок стала нашим домом.
Вся наша бригада получила в институте специальную одежду для работ на севере, в которую входили: костюм меховой, сапоги кирзовые, перчатки меховые, унты, костюм х/б.
На следующий день прилетел на вертолете начальник 15 отделения НИИАС Алесенко В.В. кандидат технических наук, впоследствии доктор технических наук, профессор, Лауреат государственной премии СССР, Лауреат премии правительства РФ, директор ФГУП ВИМИ
Он пришел на плавбазу вместе с членами государственной комиссии – Цырковым Г.А. и Михайловым В.Н., нас познакомили, но я не думал в то время, что с этими выдающими учеными и организаторами мне придется много работать и ощущать их помощь, не только на Новой Земле, но и на других полигонах МО при проведении испытаний техники и вооружения.
Алесенко В.В. познакомил нас со специалистами ВНИИЭФ, НИИИТ и Полигона, с которыми обсудили программу опыта «Д-80» и составили график проведения работ, в том числе с экипажем БПК «Бойкий» (командир корабля в то время был Масорин В.В., впоследствии – командующий ВМФ РФ в 2005-2007гг.).
В обсуждении программы опыта принимали участие:
От ВНИИЭФ – Гусев Н.И., Биюшкин Н.П., Золотов В.А., Брагин Ю.Б., Кравченко А.С., Юрыжев А.С.;
От НИИИТ – Синий Л.Л., Кононенко Г.П., Евсеенков И.В., Логунов Н.И. и др.
От НИИАС – Алесенко В.В., Бочаров В.В., Кокин С.М., Жуков Д.Н. и др.
От Полигона – Зайцев В.И. (начальник НИЧ), Цаубулин В.А. (начальник 4 отд. НИЧ) и др.
От ПЗ МО – Невзоров В.А. (в/ч 31851), а также другие представители промышленности.
Бригады испытателей и члены государственной комиссии размещались на теплоходе «Татария».
В опыте «Д-80» облучению и динамическому воздействию от ударной волны ВМГ подвергался БПК «Бойкий», стоящий на причале в проливе Маточкин Шар, на борту которого размещались изделия АВ и АТ.
Бочаров В.В. отвечал за технические и организационные вопросы. Я — за взрывоопасные цепи АВ и АТ и защите их от воздействия электромагнитного импульса (ЭМИ). Жуков Д.Н. – за динамическое воздействие ударной волны и вибрационные нагрузки.
После осмотра размещения АВ и АТ на палубе корабля, было принято решение, часть устройств инициирования расположить на вертолетной площадке, около вертолета Ка25ПЛ. Я быстро от руки написал данное Решение, которое тут же утвердил руководитель работ Зайцев В.И.
На фотографии ниже представлен этот уникальный документ, составленный буквально «на коленке», со всеми подписями.
На вертолетной площадке БПК воспроизводили условия, возникающие при подготовке изделий ПЛАБ-250-120, АТ-1М, ЗБ-500 к боевому применению вертолета Ка-25ПЛ.
Изделие объектов 4К91 было поставлено на испытания со штатным пиропатроном в цепи пиросвечи СД. В другом изделии была установлена специальная сборка с импульсным датчиком тока (ТИ).
Авиационные изделия С-5, С-8А, С-24 были закреплены на палубе по правому борту со штатными пиропатронами.
После размещения АВ и АТ на корабле, наша бригада совместно с НИИИТ и ВНИИЭФ проложили измерительные кабели в металлических коробах к регистраторам С9-4А, установленных в измерительных комплексах ПАУ-1 и УПС-4.
Наведенные токи в опасных цепях пиросвечи СД, а также отдельных авиационных изделий С-5, С-8А, С-24 измерялись по методике НИИИТ.
С помощью взрывающихся проволочек имитировался электромагнитный импульс ядерного взрыва и его воздействие на опасные цепи АВ, а также на работающую технику «Бойкого».
Когда мы прокладывали металлические короба с кабелями связи от БПК к измерительным комплексам, я познакомился с Биюшкиным Н.П. – впоследствии Генеральный директор издательства «Армада-Альфа», кандидат технических наук.
Одеты были все одинаково – в черные меховые куртки, черную робу, кирзовые сапоги. В робе, в специальном кармане находился черный дозиметр КИД-1. Где начальники, где подчиненные было не разобрать.
Я спросил у Николая: «Кто у вас всем руководит?». «Да вот рядом с тобой работает наш начальник отделения Павловский А.И.», — ответил он. «А у нас Алесенко В.В. – тоже начальник отделения».
Так я познакомился с выдающимся ученым, но это я узнал гораздо позже, когда поехал в командировку в Арзамас-16, и когда Алесенко В.В. защищал докторскую диссертацию, а я его привозил из дома в институт.
Павловский А.И. был официальным оппонентом на докторской диссертации Алесенко В.В.
Это был первый опыт с применением взрывомагнитных генераторов (далее – ВМГ) в устройствах для проведения натурных работ крупных объектов на воздействие мощных импульсных электромагнитных полей в больших объемах.
От результатов опыта «Д-80» зависели дальнейшие разработки устройств на базе ВМГ, в частности для подавления и вывода из строя радиоэлектронных приборов и т.д.
Особенностью проведения опыта было то что он проводился одновременно с ядерными испытаниями в штольне и всеми работами руководила единая Государственная комиссия в которую входили известные ученые и государственные деятели из Министерства обороны и ВПК.
Общее руководство государственной комиссией осуществлял Цырков Г.А. – начальник 5-го ГУ МСМ, доктор технических наук, герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии СССР и двух Сталинских премий (1951, 1953 гг.), участник испытаний первой советской атомной бомбы.
Заместителем руководителя государственной комиссии был Михайлов В.Н. – доктор технических наук, главный конструктор НИИИТ, лауреат Ленинской премии СССР, создатель системы измерений быстропротекающих процессов для обеспечения подземных ЯВ, впоследствии Министр Министерства атомной промышленности, академик РАН.
Павловский А.И. – руководитель сектора (отделения) ВНИИЭФ, доктор физико-математических наук, лауреат Сталинской премии (1953 г.) за создание первого советского заряда РДС, лауреат Ленинской премии СССР 1963 г., герой Социалистического труда, член — корреспондент Академии наук СССР, впоследствии – академик РАН (1991 г.). Под его руководством и при его непосредственном участии созданы магнитокуммулятивные генераторы (МК-генераторы) импульсных полей и проведены в этих полях физические исследования – сжатие магнитного потока направленным взрывом.
Шитиков Е.А. – председатель государственной комиссии по «Д-80», начальник 6-го Управления ВМФ, контр-адмирал, доктор технических наук.
Кострицкий С.П. – заместитель председателя государственной комиссии по «Д-80», начальник Полигона, контр-адмирал.
11 октября 1980 г. в день «Ч» все суда, обеспечивающие испытания отошли от причалов и встали в проливе Маточкин Шар в районе выхода в Баренцево море.
При проведении натурного опыта «Д-80» были измерены импульсные токи в ОЦ АВ, а также нагрузки от ударной волны и импульсные напряжения в корабельном и авиационном оборудовании.
Привожу цитату из воспоминаний капитана 1 ранга Цаубулина В.А. – начальника 4 — ого отдела НИЧ из книги «Наша Новая Земля» …»: «В 1979 г. 4-му отделу была поставлена задача на 1980 г., связанная не только с проведением стандартных штольневых измерений на объектах А-25 и А-30, но и с проведением облучательного опыта «Динамики-80», который в практике работ Новоземельского полигона не имел аналогов.
Прежде всего, надо было провести научно-исследовательскую проработку всего комплекса вопросов с целью обоснования постановки и практической подготовки проведения натурного испытания функционирующих систем корабля на радиационную стойкость на акватории при облучении полем ядерных излучений источника, работающего в режиме «опытов «Динамика-80» и «Динамика-83». Причем источник, облучая натуральный объект с параметрами потоков и интенсивностей ядерных излучений, близких к поражающим, не должен был наносить ему повреждений другими факторами.
Программа работ на полигоне в 1980 г. на штольнях А-25 и А-30 предусматривала синхронизацию операций и практически их одновременную работу к ГПР-ГР и «Ч» и боевую работу от «одной кнопки». Начало заключительных операций укладывалось с периодом течений в проливе таким образом, чтобы в момент установки гидродинамической защиты скорость течения максимально падала, а к моменту «Ч» течение менялось на обратное — из Баренцева моря в Карское.
Подготовка сложнейшего комплекса объектов «Динамика-80» была осуществлена совместными усилиями Полигона, ВНИИЭФ, НИИИТ, войсковой части 70170 и ряда организаций промышленности.
Это было первое масштабное натурное испытание корабля, проведенное на Новоземельном полигоне после 1958 г.»
20 октября 1980 г. командировка на Новую Землю закончилась. Бочаров В.В. улетел из Рогачева.
После написания экспресс — отчета вся бригада НИИАС ушла на плавбазе в г. Североморск.
По приезду в Москву было написано письмо командиру в/ч 31100 Шитикову Е.А. следующего содержания: «В соответствии с выводами «экспресс – отчета» по работе «Динамика — 80», утвержденного Вами 19.10.1980 г., было представлено проведение проверок техники после испытаний с использованием контрольно-проверочной аппаратуры организациями, которые поставляли эту технику на опыт.
Прошу Вашего содействия в ускоренном выполнении этих работ и направлении протоколов проверок в адрес нашего предприятия.
Заместитель начальника института – Базазянц С.И.»
Вначале 1983 г. в 15-ом отделении НИИАС был создан сектор, отвечающий за организацию и проведение крупномасштабных натурных испытаний АВ и АТ на ядерных полигонах МО.
Возглавил его кандидат физико-математических наук Масалов В.И., впоследствии Лауреат премии правительства Российской Федерации, заместитель директора ВИМИ, с которым я участвовал в двух натурных опытах «Динамика-83» и «А-100» на полигоне Новой Земли.
В секторе работали: Морозов А., Гребенникова Г.В., Григорьева О.М., Волженский В.И., Рыбин П.Ф., Серебрянников А.А., Нестерова Г.В.
В секторе формировалась общая программа испытаний АВ и АТ МАП на стойкость к поражающим факторам ядерного оружия.
В 1983 г. бригада НИИАС в составе:
— Алесенко В.В. – ответственный руководитель работ экспедиций МАП, член Государственной комиссии;
— Масалов В.И. – руководитель экспедиции НИИАС;
— Кокин С.М. – ответственный за испытания ОЦ АВ и АТ в опыте «Динамика-83», руководитель группы заключительных операций и снятия материалов регистрации после опыта (ГЗО);
— Варнавский Л.В. – испытатель измерительных систем, член группы ГЗО;
— Суворов В.А. – слесарь-испытатель;
— Артемов Т.Г. – механик ,
вылетела из аэродрома «Остафьево» на «Ан-12» на Новую Землю.
Приземлились в Рогачево, далее добрались до Белушки, где поселились в гостинице. Всем выдали талоны на питание в столовой.
После акклиматизации, вертолетом прилетели в поселок Северный. Мы с Масаловым В.И. разместились на теплоходе «Буковина» в каюте 2 класса.
На теплоходе также поселились члены государственной комиссии Цырков Г.А., Михайлов В.Н., Алесенко В.В. и др.
Остальные испытатели НИИАС и предприятий-разработчиков АВ и АТ разместились в гостинице на берегу пролива Маточкин Шар.
Команду НИИИТ возглавлял помощник Михайлова В.Н.- Логунов Н.П.
Синий Л.Л., Кононенко Г.П., Евсеенков И.В. занимались измерениями и подготовкой измерительных комплексов, а также работали с другими испытателями.
Логунову Н.П. беспрекословно подчинялись не только на работе, но и на теплоходе, который был укомплектован полностью мужским коллективом испытателей, никаких разборок и эксцессов не было.
В опыте «Динамика-83», как и в работе «Д-80» проводилось натурное испытание функционирующих систем БПК «Бойкий» на радиационную стойкость.
Корабль стоял у причала в проливе Маточкин Шар. Между причалом и кораблем на специальном плоту находился контейнер «Колба», в котором размещался источник излучения, работающий в режиме НЦР. Источник гамма — нейтронных излучений, облучая объект с параметрами потоков и интенсивностью ядерных излучений, близких к поражающим, не наносил ему повреждений другими факторами.
В носовой части корабля размещался палубный штурмовик вертикального взлета Як-38 с комплексом вооружения.
Вертолет Ка-25ПЛ с вооружением размещался на пирсе. АВ и АТ размещалось на корабле и на пирсе.
Измерительные комплексы находились на пирсе.
Команда корабля перед опытом перенесла на теплоход «Буковина» продукты питания. Мы познакомились с командиром БПК «Бойкий» Тепловым Б.Л., капитаном 3 ранга. Позже вместе с Масаловым В.И. отмечали около двух суток День Военно-морского флота (29 июля 1984 г.) на БПК «Бойкий», куда нас отпросил у Алесенко В.В. командир корабля, и когда Алесенко В.В. просил вернуть нас на теплоход, Теплов Б.Л. отвечал: «Штормит, катер отправить не могу».
В конце мероприятия в присутствии офицеров корабля в кают-компании Теплов Б.Л. вручил нам Знак корабля и фотографию БПК «Бойкий» с дарственной подписью.
В день «Ч» часть команды перешла на теплоход «Буковина», который ушел в Баренцево море в район выхода из акватории на безопасное расстояние.
Остались на месте проведения опыта аварийно-спасательная группа специального назначения (АСГСН) БПК «Бойкий» и группа снятия информации.
После проведения работ «Ч» сотрудники полигона проводили замеры радиации и допускали группу снятия информации на безопасное время на пирс. Вся группа, одетая в костюмы химзащиты, в противогазах распечатывали АК на пирсе, снимали пленки с регистраторов и передавали их сотрудникам полигона, которые вертолетом доставляли их в Белушку для обработки материалов физических измерений. Проявлением пленок занимался мичман Фомин А.Я. Он же делал фотографии для экспресс — отчета.
Очередной свой день рождения я отмечал (12.10.1983 г.) после окончания работ в ресторане теплохода. По этому поводу шеф повар теплохода приготовил отбивную оленину, мы плеснули спирт, потушили свет, подожгли и выпили за успешную работу, за здоровье всех присутствующих и конечно за меня. Коллеги вручили мне поздравительное стихотворение.
После написания экспресс — отчета бригада НИИАС вылетела в Москву на самолете «Ан-12» вместе с сотрудниками организаций, участвовавших в Опыте, и с изделиями МАП, которые также были погружены в самолет.
В испытаниях участвовали от полигона – начальник 4 отдела капитан 2 ранга В.С. Аванесов, капитан 3 ранга Думик В.П., Семенов А.Д., Колесников А.И., Касаткин Н.В., Тихане Н.О., Варгатый Е.В. и др.
Вице-адмирал Чиров В.К. – член государственной комиссии.
В 1984 г. НИИАС со всей ответственностью готовился к проведению натурного опыта «А-100». Общее руководство в подготовке и проведению работ было возложено на 15-ое отделение.
Начальник отделения Алесенко В.В. являлся членом государственной комиссии Опыта «А-100».
До отъезда в командировку мы с Масаловым В.И. доложили Алесенко В.В., что ещё в 1983 г. офицеры в Белушке просили нас привезти пиво на Новую Землю.
Алесенко В.В. позвонил по своим каналам и дал мне записку на получение 4 –х ящиков Чешского пива. В то время это был страшный дефицит.
Я поехал в район метро «Маяковская», нашел этот «спецмагазин», отдал записку продавцу и получил 4-е ящика пива, которое мы доставили на Новую Землю (это был наш «золотой запас»).
К сектору Масалова В.И. подключился Максименко В.В., который разработал методику расстановки изделий МАП на приустьевой площадке (ППА) облучающий штольни «А-100» в соответствии с требованиями ГОСТ «Мороз-5».
Была готова общая программа испытаний АТ И АВ на стойкость к поражающим факторам ЯВ, согласованная с разработчиками и утвержденная МАП.
Для работ на Новой Земле НИИАС получил аппаратный комплекс СГ-16 АЭ с СУПИ-15, который мы укомплектовали осциллографами С9-4А и другой аппаратурой, необходимой для проведения работ, а также автобус ПАЗ — северный вариант.
Потом совместно с НИИИТ грузили их на железнодорожные плат- формы в Москве. Состав шел в г. Мурманск, перезагружался на «БМСТ Яуза» и доставлялся в пролив Маточкин Шар в поселок Северный.
Вся бригада получила спецодежду и обувь для работы на Севере.
Я передал в НИИИТ импульсные датчики тока для калибровки. До отъезда в командировку получил «калибровку измерительных преобразователей тока», которую мне передал сотрудник НИИИТ — Гандельман Ю.Г. В конце он написал: «P.S. Содрано с оригинала Юрием Григорьевичем. Прошу учесть и подпись».
Я, естественно, это учел уже на теплоходе «Татария».
Эти преобразователи устанавливались в изделия разработчиков АВ в опыте «А-100».
Летом 1984 г. экспедиция НИИАС вылетела спецрейсом из «Остафьево» на Новую Землю.
В нее входили:
— Масалов В.И. – ответственный руководитель работ от МАП;
— Кокин С.М. –руководитель экспедиции НИИАС, руководитель группы заключительных операций и снятия материалов регистрации, ответственный за испытания ОЦ АВ и АТ;
— Серебряников А.А. – инженер;
— Варнавский Л.В. – испытатель измерительных цепей АК СГ-16 АЭ, член группы заключительной операции (далее – ГЗО) и снятия материалов регистрации;
— Суворов В.А. – слесарь-испытатель;
— Артемов Т.Г. – механик;
— Голубев Ю.Н. – водитель.
Сели в Рогачево, переехали в «Белушку», поселились в гостинице,
2 -3 дня ушло на акклиматизацию, далее вертолетом — в поселок Северный
в проливе Маточкин Шар.
Поселились на теплоходе «Татария, в носовой каюте
2 класса.
На полигоне ярко светило солнце, был полярный день. Теплоход «Татария» был полностью занят сотрудниками НИИИТ, НИИАС, членами государственной комиссии и представителями заказчика (ПЗ МО). Всего около 200 человек.
Обсудили график работ, и на следующий день начались работы по подготовке Опыта. Работали совместно с бригадами представителей предприятий-разработчиков АВ и АТ: Савченко, Сажиным, Троицким, Гуськовым, Мраморщиковым и многими другими. От представителей заказчика – Невзоров, Алтунин, Игнатов.
Большую помощь в подготовке и проведении работ оказали сотрудники НИИИТ: Логунов Н.П., Синий Л.Л., Кононенко Г.П., Гандельман Ю.Г., Евсеенков И.В. и др., а также сотрудники полигона: Думик В.П., Касаткин Н.В., Колесников А.И., Сафронов В.Г., Семенов А.Д.
Вся техника прибыла в пролив Маточкин Шар на БДК (СДК) и БМСТ «Яуза».
БМСТ «Яуза» своими подъёмными средствами выгружала технику на пирс и БПК «Бойкий», а с БДК на берег технику и АВ перевозили тягачами, ГТС, на ППА штольни «А-100».
АКСГ-16 АЭ устанавливался на ППА, поднимался на домкратах с отрывом колес и заземлялся. После установки прокладывали металлические короба от кунга до автономных дизель — генераторов и к изделиям, размещенным на ППА. После сборки металлических коробов укладывали силовые кабели питания.
После подключения питания АК началась распайка разъемов, проверка и настройка регистраторов (С9-4А), установка автоматической фоторегистрации, проверялось их срабатывание, прокручивание пленок, снятие кассет с пленками.
Нашей бригаде большую помощь оказал сотрудник НИИИТ Евсеенков Игорь Васильевич. Для меня он навсегда останется супер — измерителем параметров ЯВ, а также «реакции стойкости» АВ и АТ при воздействии поражающих факторов ЯВ на моделирующих установках.
Бригада, в которой он участвовал, занималась калибровкой измерительных преобразователей тока. Он «привязывал» АК к изделиям и определял, как лучше защитить эту систему от внешнего воздействия поражающих факторов ЯВ. Вместе с ним мы проверяли и настраивали регистраторы таким образом, чтобы поймать импульс полностью (амплитуду, длительность, частоту) и не промахнуться. Какую задержку поставить, так как регистраторы находятся далеко от изделий.
Он предложил на более ответственных точках ставить два осциллографа с разной амплитудно-временной настройкой.
Проверял установку оптимальной яркости лучей регистраторов, установку и наладку фотоприставок.
После утверждения схем измерений, Михайловым В.Н., АК подключили к системам автоматики, и на ГПР проверялась надежность работы всей системы измерений.
Государственную комиссию возглавлял Цырков Г.А. – начальник 5-го ГУ МСМ. Заместителем был Михайлов В.Н.
Члены государственной комиссии:
— Алесенко В.В., начальник 15-го отделения НИИАС;
— Чипиженко А.З.;
— Чиров В.К., вице-адмирал, начальник полигона и др.
В редкие минуты отдыха ходили вместе в баню горняков и СМУ по приглашению Родименкова В.Н., где маленький бассейн (купель) с водой из пролива Маточкин Шар. При одном посещении ожидали члена государственной комиссии полковника Чипиженко А.З., он опаздывал. В наказание постановили прыгнуть в купель. Он разделся, окунулся в воду и как пингвин выпрыгнул на деревянный помост. Все зааплодировали, ему и налили «штрафную».
Иногда на ГТС выезжали в тундру за рогами оленей и ходили вместе в горы, искали камни с пиритами и горным хрусталем.
Часто ходили в каюту к сотрудникам НИИИТ, пели с ними песни, и Валерий Иванович исполнял на бис коронную песню «алюминиевые штаны».
И конечно всей компанией пели гимн Новоземельцам на мелодию Александра Городницкого.
«Дорогие братья и сестрицы,
Не езжайте в дальние края,
Оставайтесь в каменной столице,
Вас погубит Новая Земля,
Деньги, слава, ордена, медали,
Это бредни старого осла,
Вот в Сенегале, братцы, в Сенегале
Есть жена французского посла.
Что-то, где то рядом громыхнуло,
Разнеся неясный свет лучей,
Эх жена, любимая подруга,
Не видать счастливых нам ночей,
Не нужны ни Вали и не Гали,
На всех бабах я поставил крест,
Гамма – кванты тело пронизали,
Оставляя девственность невест».
Иногда в музыкальном салоне теплохода «Татария» организовывали вечера отдыха. (Одно из приглашений на 21 июля в 2000 за столик № 6 у меня сохранилось.)
После забивки штольни определяется день генеральной репетиции («ГР»), который проводится с учетом времени действия всей группировки участвующих в Опыте «А-100».
На приустьевой площадке (ППА) штольни «А-100» во время «ГР» и «Ч» находилось большое количество новых образцов АТ и АВ. Причем, многие из них работали при облучении в режиме имитации автономного полета. Также на ППА стоял вертолет с вооружением и фантомом летчика. На фантоме и на борту устанавливались датчики радиации.
БПК «Бойкий» и БМСТ «Яуза» стояли в проливе направлением на Карское море. Определялась радиационная стойкость работающей аппаратуры и других систем кораблей, а также размещенной на них АТ и АВ к поражающим факторам ЯВ.
Основная часть экипажей БПК «Бойкий» и БМСТ «Яуза» эвакуировались на корабли, которые забирали людей, не участвующих в заключительных операциях, и отходили в район выхода из акватории в Баренцево море на безопасное расстояние.
Собаки, живущие на полигоне, чувствуя необычную ситуацию, приходили на пирс, где их сажали на корабли и теплоход «Татария».
Оставался только состав аварийно — спасательной группы (АСГСН).
На «ГР» работает группа заключительных операций. На ППА проводится проверка командных сигналов автоматики, прокручиваются фотоприставки, тумблеры переводятся в рабочее состояние.
Наша группа опечатывает АК. Одновременно проверяется готовность изделий к работе в режиме «Ч».
Затем покидаем ППА и направляемся на КПА. Начинается репетиция боевой работы.
После отработки всей программы автоматики, группа направляется на ППА. АК распечатывается, проверяется протяжка пленок, кассеты вынимаются и отдаются на проявление мичману Фомину. После этого кассеты перезаряжаются, устанавливаются на регистраторы АК, опечатываются и подготавливаются к «Ч».
Все ждали циклона, который перемещался с запада на восток, и решения государственной комиссии на проведение Опыта «А-100», «Д» и «Ч».
И этот момент наступил 26 августа 1984 г.
Это был самый масштабный натурный опыт МАП на стойкость АТ и АВ и их носителей (БПК «Бойкий» и БМСТ «Яуза») к поражающим факторам ЯВ.
После окончания работ и написания экспресс — отчета, мы с Масаловым В.И. и бригадой НИИАС возвратились на теплоходе «Татария» сначала в порт Архангельска а затем поездом в Москву.
Вот что писал об этих испытаниях генеральный конструктор ОАО ГосМКГ «Радуга» И.С. Селезнев в журнале «Вестник авиации и космонавтики» № 5 2006 г. сентябрь — октябрь. Специальный выпуск 60 лет ГосНИИАС.
В период с 1981 по 1992 гг. я принимал непосредственное участие в методическом обеспечении и проведении испытаний АТ и АВ на стойкость к воздействию электромагнитного импульса ядерного взрыва на моделирующих установках. Принимал участие в специальных испытаниях летательных аппаратов «ИЛ-18», «23-12», «9-12», «9-12К», «Т-10», «Ми-24» с комплексом вооружений, возглавлял комплексные бригады с предприятиями-разработчиками летательных аппаратов и представителями заказчика Министерства обороны.
Общая программа работ разрабатывалась в НИИАС и утверждалась в МАП.
В 1992 году я был переведен на должность начальника отдела ВИМИ
Но время течет неумолимо. Многие с которыми я работал стали пенсионерами, а некоторых уже нет. Незаметно подошло время и мне уходить на заслуженный отдых. И с 2010 года я пенсионер.
От своих товарищей я узнал что создана организация «Московский союз новоземельцев», объединяющая тех кто служил, жил и работал на Новой Земле. Я, как и Масалов В.И., стал членом этой организации. Мы часто встречаемся, вместе преодолеваем возникающие трудности. Жизнь продолжается несмотря на пенсионный возраст.